Счетчики






Яндекс.Метрика

Украшения в русском стиле: матрешки снова в тренде

Стиль “а ля рус” упорно не хочет покидать подиум, оставаясь актуальным на протяжении уже нескольких сезонов. Крупные ожерелья с кристаллами, узоры Гжели и Жостово, меховые оторочки, красный цвет и, конечно же, матрешки буквально оккупировали одежду, обувь и аксессуары всех без исключения модных дизайнеров. Принты с матрешками смотрятся очень нарядно и так по-русски, что хочется взять в руки балалайку и обнять медведя. И мало кто догадывается, что обнимать, возможно, придется не русского косолапого, а азиатскую панду.

Матрешка – кукла из дерева, расписанная вручную яркими узорами – знакома абсолютно всем. Ее имя образовалось от уменьшенного имени “Матрена”. Кукла Матрешка совсем и не древняя, как думают многие, относя ее появление к доисторическим временам и не подозревая, что массовое производство кукол-матрешек началось в России в XIX веке на волне активизации интереса к национальной культуре и “русскому стилю”. Любопытен тот факт, что Матрешка, как ее назвали бы сейчас, вполне дизайнерский проект.

У самого известного русского народного сувенира существовал автор, и это был отнюдь не народ. Мысль о создании деревянной куклы в русском национальном костюме пришла к известному художнику и пропагандисту русской культуры Сергею Малютину. Идея эта, правда, как часто бывает, была не совсем свежая и посетила Малютина после знакомства с сувенирной куклой, которую супруга промышленника Саввы Мамонтова привезла из своего путешествия по Японии. Эта игрушка выглядела как фигурка деревянного дружелюбного старца, внутрь которого помещались одна за другой куклы меньшего размера.

Как Матрешка оказалась в Японии, к тому же сменив пол, можно только догадываться. По мнению некоторых исследователей, Матрешку привезли в Японию из России монахи-миссионеры, проповедовавшие в тех далеких краях Христианство. Возможно, изготовление деревянных человеческих фигурок было обычным делом для любых древних народов, а идея поместить внутрь куклы еще несколько таких же пришла ко всем одновременно. Так что, где именно – в России или Японии – раньше придумали Матрешку, никто не знает. К всеобщей радости никто по этому поводу не спорит и снабжает туристов сувенирными куклами-матрешками, как в России, так и в Японии.

И все-таки, на наш взгляд, образ Матрешки в человеческом сознании связан исключительно с Россией. Именно ее редакция “Vogue” признала главным визуальным образом России и сделала центральной фигурой празднования 10-летнего юбилея своего российского издания. В честь дня рождения журнала была организована специальная акция: самые именитые мировые дизайнерские бренды – Prada, D&G, Burberry, Versace, YSL, Armani – расписали 50-сантиметровые фигурки матрешек, которые затем были проданы на благотворительном аукционе. Начальная цена дизайнерской матрешки составляла 5 тысяч долларов, а самой дорогой по итогам аукциона оказалась кукла от Валентина Юдашкина, купленная за 100 тысяч долларов.