Счетчики






Яндекс.Метрика

Существует ли «теория искусства»?

Ещё Платон в диалоге «Ион» поставил вопрос о смысле и назначении изящных искусств — вопрос, не закрытый до сегодняшнего дня. Западноевропейская эстетика Нового времени считает себя наследницей Платона и Аристотеля. Законны ли её притязания на права античного наследия? Мы увидим, что эстетика XVII—XIX веков слишком расходится с принципами Платона и Аристотеля. Ещё более пикантный вопрос касается соотношения между теорией искусства и самим искусством. Всегда ли искусство следовало теории? Какой — древней или новой — эстетике следовал, например, Шекспир? И чему учила сама эстетика? Все эти вопросы — не «школьные», не тривиальные, потому что именно в оценке самых великих шедевров эстетические школы всегда били мимо цели и противоречили одна другой. В оценке величайших литературных творений в новоевропейской эстетике накопилось особенно много общепризнанной и освящённой авторитетами лжи. Эстетика и великая литература в Новое время никогда не понимали друг друга и даже говорили о разных вещах. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть хотя бы на несколько общепризнанных мировых шедевров, художественная ценность которых ни у кого не вызывает сомнений. Сначала, как сказано, мы обращаемся к Шекспиру.