Счетчики






Яндекс.Метрика

Предисловие

Моей дорогой жене Людмиле Рыжак, оказавшей поддержку и помощь

Благодарю друзей за критические замечания, которые помогли мне в работе над книгой: Михаила Гаузнера, Наталью Соголовскую, Давида Хахама, Семена Хомутова

Самая продолжительная человеческая жизнь все же так кратковременна и быстротечна, что кажется чудом, ес ли ее следы переживают столетия.

Георг Брандес

Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в городке Стратфорд-на-Эйвоне (графство Уорикшир) севернее Оксфорда. Еще в начале XVIII века о его жизни почти ничего не было известно. Письма и дневники Шекспира, многие документы личного характера, к сожалению, не сохранились.

Поклонники великого драматурга и поэта, многочисленные исследователи на протяжении трех веков трудились в архивах, собирали по крупицам воспоминания его друзей и знакомых, записи в городских, церковных, налоговых и дворцовых книгах, театральных дневниках, изучали литературу того времени.

В результате удалось достаточно подробно восстановить обстоятельства жизни Шекспира: семейные и имущественные дела, театральное и литературное окружение, близкий круг друзей, актеров, литераторов, покровителей и недругов-недоброжелателей.

Хотя жизнь Шекспира известна теперь довольно полно, многие обстоятельства остаются пока неясными и даже загадочными. Иногда шекспироведы вынуждены ограничиваться гипотезами при отсутствии объективных научных фактов. Еще в конце XVIII века возник «шекспировский вопрос», продолжается спор, действительно ли тот самый актер из Стратфорда был автором выдающихся произведений. Как можно объяснить, что человек без университетского образования, посещавший только провинциальную («грамматическую») школу, не знавший иностранных языков, не покидавший Англию, мог создать гениальные творения с безграничным богатством сюжетов, культуры, познаний в самых разных областях — современной и древней истории, военном и морском деле, английском законоведении, философии, библии, медицине, искусстве, государственном управлении, придворных нравах и литературе?

Многие «отрицатели» Шекспира утверждали, что актер «простого» происхождения не мог подняться до таких высот художественного творчества. Пытались доказать, что авторами шекспировских пьес были драматург Кристофер Марло, философ Фрэнсис Бэкон, поэт и историк Уолтер Рэли, поэт Эдмунд Спенсер, королева Елизавета... Кандидатов в «Шекспиры» уже около полусотни. Злобные нападки на драматурга начались с фанатичной американки Делии Бэкон и ее книги «Философия пьес Шекспира раскрыта» (1857), в которой она выявила близость философа Бэкона и Шекспира, многие параллельные мысли в их произведениях. Она пришла к выводу, что за шекспировским творчеством стояли Бэкон, Рэли, Спенсер, чем вызвала насмешки и негодование шекспироведов. Делия посвятила свою жизнь разоблачению «конюха лорда Лестера... старого торговца... скомороха и коробейника, торгующего пьесами», не способного их написать, да и понять! Она добилась раскрытия могилы Шекспира в Стратфорде в поисках исчезнувших рукописей пьес! Делия сломалась душевно, ее психика не выдержала и вскоре она умерла. Немецкий литератор Буркхарт Герман в 1906 году высказал мнение, что шекспировские пьесы писали друзья и страстные любители театра граф Рэтленд, сочинявший комедии, и граф Саутгемптон — трагедии.

Американский писатель Генри Джеймс писал в 1903 году: «Меня буквально преследует мысль, что божественный Уильям — самое крупное и самое успешное надувательство из всех, коим подвергалось доверчивое человечество... для меня так же невозможно признать автором пьес Бэкона, как признать им человека из Стратфорда, каким он нам представляется»1.

Карл Блейбтрей в 1907 году выдвинул «рэтлендовскую теорию», которую развил в 1912—1917 годах бельгийский профессор литературы Селестен Демблон, нашедший немало точек соприкосновения шекспировского «Гамлета» с судьбой графа Рэтленда2.

Эта теория была изложена на русском языке Ф.П. Шипулинским в книге «Шекспир — маска Рэтленда» (1924), в которой автор пишет: «Чтобы отождествлять неграмотного мясника, торговца, кулака и ростовщика с автором "Гамлета" и "Бури", мало быть слепым, надо еще не понимать, не чувствовать Шекспира». Шипулинский был убежденным сторонником и пропагандистом «рэтлендовской теории» и не жалел резких слов в адрес Шекспира из Стратфорда и авторов его биографий (1). Рэтлендовскую версию поддержал А.В. Луначарский в статье «Шекспир и его век»3.

В 1918 году появился еще один претендент в «Шекспиры» — граф Дарби (1561—1642) по версии французского профессора Абеля Лефранка, изложенной в его книге «Под маской "Уильям Шекспир"». А в 1920 году был назван новый претендент — граф Оксфорд (1550—1604) по версии английского школьного учителя Дж. Томаса Лоуни, опубликованной в книге «Опознанный "Шекспир"». Эту гипотезу развили американские исследователи Дороти и Чарльтон Огбурн (1952), их сын Чарльтон Огбурн (1984), Джозеф Собран (1997), Ирина Кант (2009), Курт Крейлер (2009).

Упоминаются в литературе и известные покровители театра лорд Генри Кэри Хенсдон, лорд Фердинанд Стэнли Стрендж, графиня Мэри Сидни-Пембрук и ее сыновья Уильям и Филипп, граф Эссекс, а также драматург Томас Кид, поэтесса Эмилия Бассано и другие (2). Большое количество версий отражает то, что ни одна из них не имеет убедительных доказательств, опирающихся на документы, а не на воображение и фантазию их авторов.

Российский исследователь Илья Гилилов (1924—2007) в 1997 году пытался доказать, что истинными авторами шекспировского чуда был не заурядный актер из Стратфорда, а талантливый вельможа Роджер Мэннерс, граф Рэтленд (1576—1612) и его супруга Елизавета Сидни-Рэтленд (1583—1612), дочь выдающегося английского поэта Филипа Сидни (3).

Марина Литвинова утверждает, что произведения великого Шекспира созданы двумя авторами — Бэконом и Рэтлендом (4). Бренда Джеймс и Уильям Д. Рубинстайн назвали нового претендента — Генри Невилла (1562—1615), политика и дипломата4. С 2000 года опубликованы десятки работ современных английских и американских исследователей — Стэнли Уэллса, Маргареты Де Гразия, Кэтрин Данкан-Джоунз, Гарри О'Коннора, Дэвида Бевингтона, Брайана Викерса, Фрэнка Кермоуда, Майкла Вуда, Питера Акройда, Дэвида Скотта Кастана, Джеймса Шапиро, Стивена Гринблатта, утверждающих авторство Шекспира (2).

Настоящая книга предназначена не столько шекспироведам, которые «знают все», сколько широкому кругу читателей. Их не очень волнует вопрос, кто стоял за шекспировским творчеством. По прошествии четырех столетий это уже не столь важно: лучшие пьесы и сонеты Шекспира представляют собой самостоятельную ценность. Но любознательных читателей, вероятно, заинтересует возможность подойти без предвзятости и лишних эмоций к решению многолетнего «шекспировского вопроса» и его загадок.

Предлагаемая книга является еще одной попыткой проследить творческий и жизненный путь реального Уильяма Шекспира, его современников на основе архивных документов, воспоминаний друзей и знакомых, помочь читателям избавиться от крайностей в его оценке и приблизиться к истине, которая, видимо, находится на пересечении различных гипотез.

Факты биографии Шекспира — в соответствии с работами шекспироведов Морозова (1), Акройда (2), Аникста (5) с учетом новых материалов, опубликованных до 2012 года. Иллюстрации использованы из свободной энциклопедии — Википедии, а также фотографии репродукций (в том числе открыток). Несколько фотографий выполнил автор книги в 2008 году в Лондоне, Стратфорде-на-Эйвоне, Уорике и Честере.

Примечания

1. Wraight A.D. The Story that the Sonnets Tell. L.: Adam Hart ltd, 1994.

2. Michell J. Who Wrote Shakespeare? L., 1996.

3. Луначарский А.В. Статьи о литературе. М., 1957.

4. Тайное станет явным. Шекспир без маски. М.: Весь Мир, 2008.