Рекомендуем

Информация заправка картриджей на нашем сайте.

Счетчики






Яндекс.Метрика

Джон Флетчер

Джон Флетчер (John Fletcher, декабрь 1579, Рай, графство Суссекс, Англия, — август 1625, Лондон) — английский драматург конца эпохи Возрождения в Англии, младший современнику. Шекспира.

Родился в семье сельского священника Ричарда Флетчера, чья церковная карьера развивалась весьма стремительно: став епископом, он служил в Бристоле, Вустере, а с 1594 г. Лондоне, где через два года скончался. Вероятно, за ним следовал и сын, где-то получивший образование и начавший писать. Но до 1607 г. (когда было опубликовано его стихотворение — отзыв о комедии Бена Джонсона «Вольпоне») о нем нет никаких сведений. В том же году была опубликована комедия Фрэнсиса Бомонта (Beaumont, ок. 1584—1616) «Женоненавистник» (The Woman Hater), написанная около 1606 г., в пяти сценах которой исследователи усматривают присутствие Флетчера как соавтора. Неясна его роль в другой пьесе Бомонта — «Рыцарь Пламенеющего Пестика» («The Knight of the Burning Pestle», ok. 1607), возможно, это поздняя редактура, возможно, более раннее участие. С другой стороны, есть лишь одна ранняя пьеса Флетчера, в которой не обнаружено сотрудничество Бомонта, это комедия «Триумф женщины, или Укрощенный укротитель» («The Woman's Prize, or The Tamer Tam'd»), которая продолжает комедию Шекспира «Укрощение строптивой» (сезон 1593/94 г.), меняя героев ролями в сюжете. Хотя она опубликована в 1611 г., отсутствие руки Бомонта и другие признаки заставляют отнести эту комедию Флетчера к 1604 г. Вероятно, вполне самостоятельной была пасторальная трагикомедия Флетчера «Верная пастушка» («The Faithfyl Shepherdess», 1608—1609), не принесшая автору успеха, но высоко оцененная как Беном Джонсоном, так и Бомонтом, уже, очевидно, сотрудничавшим с Флетчером.

Обстоятельства, приведшие к возникновению творческого союза Бомонта и Флетчера, неизвестны. Считается, что Флетчер, который был на пять лет старше Бомонта, выступил инициатором союза, возможно, совет работать вместе подал Бен Джонсон, но все это — на уровне догадок. Сближение было полным. Е.К. Чемберс приводит сообщение, записанное во второй половине XVII века Джоном Обри от лиц, знавших драматургов: «Холостяками оба жили вместе на южном берегу Темзы (Бэнксайд), недалеко от театра; спали на одной кровати; имели на обоих одну служанку (wench) в доме, что им очень нравилось; платье, верхняя одежда и прочее у них тоже были общими» (Chambers E.K. Elizabethan Stage. Oxford, 1923. Vol. III. P. 217; пер. А.А. Аникста). Концом союза стала женитьба 3 ноября 1612 г. Флетчера на Джоан Херинг (вскоре родившей ему сына), а в 1613 г. и Бомонт женился на Урсуле Изли (у них родились две дочери). Бомонт прекратил работать для театра.

Союз Бомонта и Флетчера — один из самых ярких примеров соавторства в мировой литературе. За время сотрудничества Флетчер участвовал в создании следующих пьес (точных дат не сохранилось, хронология составлена А.А. Аникстом в соответствии с наиболее авторитетными исследователями шекспировской эпохи): «Месть Купидона» («Cupid's Revenge», 1608), «Филастр» («Philaster», 1609), «Щеголь» («The Coxcomb», 1609), «Трагедия девушки» («The Maid's Tragedy», 1610), «Король и не король» («A King and no King», 1611, единственное произведение сточной датировкой), «Четыре пьесы в одной» («Four Plays in One», 1612), «Высокомерная» (др. пер. «Насмешница» — «The Scornful Lady», 1613). Помимо этих семи пьес называются еще три: «Дворянин» («The Noble Gentleman», опубл. 1625), «Капитан» («The Captain», написана между 1609 и 1612 гг.), «Любовное паломничество» («Love's Pilgrimage», видимо, доработана ок. 1616). К этим пьесам добавляют две последние пьесы Бомонта и Флетчера, написанные уже не вдвоем, а с участием Филипа Мессинджера (Massinger, 1583—1640): «Тьерри и Теодорет» («Thierry and Theodoret», опубл. 1621), «Куст нищего» («The Beggar's Bush», завершена ок. 1622), а также «Лекарство от любви» («Love's Cure»), переработанную Мессинджером около 1625 г.

А.А. Аникст в статье «Бомонт и Флетчер», предварявшей двухтомник их пьес, изданных в серии «Библиотека драматурга» (1965) называл следующие пьесы Флетчера:

«Без соавторов Флетчер написал (помимо уже упоминавшихся двух произведений) пятнадцать пьес: «Бондука» («Bonducca», 1611), «Ночное привидение, или Воришка» («The Night-Walker, or The Little Thief», 1611), «Валентиниан» («Valentinian», 1614), «Ум без денег» («Wit without Money», 1614), «Мсье Томас» («Monsieur Thomas», 1615), «Любовное паломничество» («Love's Pilgrimage», 1616), «Влюбленный безумец» («The Mad Lover», 1617), «Верноподданный» («The Loyal Subject», 1618), «Мальтийский рыцарь» («The Knight of Malta», 1618), «Своенравный сотник» («The Humourous Lieutenant», 1619), «Что нравится женщинам» («Women Pleas'd», 1620), «Охота за охотником» («The Wild-Goose-Chase», 1621), «Владычица острова» («The Island Princess», 1621), «Как управлять женой» («Rule a Wife, Have a Wife», 1624), «Жена на месяц» («A Wife for a Month», 1624).

В сотрудничестве с Мессинджером Флетчер написал шестнадцать пьес: «Судьба честного человека» («The Honest Man's Fortune», 1613), «Тьерри и Теодорет» («Thierry and Theodoret», 1617), «Коринфская царица» («The Queen of Corinth», 1617), «Кровожадный брат, или Ролло, герцог Нормандский» («The Bloody Brother, or Rollo, Duke of Normandy», 1619), «Маленький французский адвокат» («The Little French Lawyer», 1619), «Ян ван Олден Барнавельт» («John Olden van Barnavelt», 1619), «Законы Кандии» («The Laws of Candy», 1619), «Двойной брак» («The Double Marriage», 1620), «Обычай страны» («The Custom of the Country», 1620), «Предатель» («The False One», 1620), «Лес нищих» («The Beggars' Bush», 1622), «Прорицательница» («The Prophetess», 1622), «Морское путешествие«(«The Sea Voyage», 1622), «Испанский священник» («The Spanish Curate», 1622), «Странствия влюбленного» («The Lover's Progress», 1623), «Красотка из гостиницы» («The Fair Maid of the Inn», 1626).

У Флетчера были, по-видимому, другие соавторы, когда он писал следующие пять пьес: «Хитроумные уловки» («Wit at Several Weapons», 1609), «Капитан» («The Captain», 1612), «Два знатных родича» («Two Noble Kinsmen», 1613), «Красивая доблесть» («Nice Valour», 1616), «Девушка с мельницы» («The Maid in the Mill», 1623), «Благородный» («The Noble Gentleman», 1626)». Как видим, в перечне А.А. Аникста встречаются пьесы, которые уже упоминались как произведения, в создании которых участвовал Бомонт («Капитан», «Любовное паломничество», «Тьерри и Теодорет», «Дворянин» — у Аникста «Благородный», «Куст нищего» — у Аникста «Лес нищих»), могут не совпадать и даты. Все это следы споров шекспироведов, исследователей творчества современников Шекспира. Особую сложность создала публикация первого собрания сочинений Бомонта и Флетчера, вышедшего в 1647 г. (издатель Хамфри Мозли включил в него 35 пьес), в издании 1679 г. было добавлено еще 18 пьес — в результате установился так называемый канон пьес Бомонта и Флетчера, но не только было не прояснено участие каждого из соавторов в создании текстов пьес, помещенных в это собрание, но даже включены две пьесы, написанные другими авторами, — «Исцеление от любви» («Love's Cure», опубл. 1634) Филиппа Мессинджера (в фолио 1647 года), и «Коронация» («The Coronation», опубл. 1635) Джеймза Шерли (в фолио 1679 года). Впрочем, пьеса «Исцеление от любви», как отмечено выше, возможно, имела исходный текст, созданный Бомонтом и Флетчером.

Во всех этих хитросплетениях соавторств один случай представляется особенно значимым: это вопрос о соавторе Флетчера в пьесе «Два знатных родича». Вполне вероятно (и так считает ряд шекспироведов), что соавтором Флетчера был Шекспир, и это одна из его последних работ, относимая к 1613 г., когда Шекспир уже переехал из Лондона в Стратфорд-на-Эйвоне, но, вероятно, некоторое время поддерживал связь с труппой «Слуг короля», работавших в «Глобусе» и Блекфрайерсе. Еще более вероятно, что именно в сотрудничестве с Флетчером Шекспир написал свою последнюю историческую хронику «Генрих VIII» (1613), а также пьесу «Карденио», которая не сохранилась. Неоспоримо, что когда Шекспир покинул труппу, место драматурга при труппе занял именно Флетчер (но не вошел в число пайщиков театра, т. к. не был актером, в отличие от Шекспира).

Флетчер умер во время эпидемии чумы, был похоронен в церкви Святого Спасителя недалеко от театра «Глобус». Его место драматурга труппы «Слуг короля» занял Ф. Мессинджер, соавтор, сменивший Бомонта. Пьесы Флетчера, написанные и самостоятельно, и в соавторстве с Бомонтом, а потом с Мессинджером, пользовались большим успехом, потеснив шекспировский репертуар, вплоть до запрета театров пуританами в 1642 г., а в эпоху Реставрации, начавшуюся в 1660 г., снова засверкали на подмостках, давая образец новой волне драматургов.

В завершение предоставим слово А.А. Аниксту, сделавшему весьма существенные замечания о соотношении творчества Шекспира и творчества Бомонта и Флетчера: «Связи творчества Бомонта и Флетчера с Шекспиром прослеживаются в самой ткани их произведений. Это особенно наглядно видно при сопоставлении «Филастра» с «Гамлетом». Ряд мотивов этой пьесы несомненно подсказан трагедией датского принца, которому герой Бомонта и Флетчера подражает даже в речах. Это далеко не единственный случай использования шекспировских мотивов в пьесах Бомонта и Флетчера.

Из «Гамлета» и других трагедий Шекспира Бомонт и Флетчер заимствовали лишь отдельные элементы. В целом же гораздо больше общего между творчеством Бомонта и Флетчера и последними пьесами Шекспира, его романтическими драмами «Цимбелин», «Зимняя сказка» и «Буря». Близость драматургического метода здесь столь велика, что в свое время подала повод для возникновения концепции, будто именно Бомонт и Флетчер создали этот тип пьесы и тем повлияли на Шекспира в последние годы его деятельности (A.H. Thorndike. The Influence of Beaumont and Fletcher on Shakespeare. Worcester [Mass.], 1901).

Новейшие исследователи отвергают возможность влияния молодых драматургов на Шекспира, хотя формальная близость между поздними драмами Шекспира и некоторыми ранними пьесами Бомонта-Флетчера несомненна. Однако идейная направленность их творчества столь различна, что только при полном пренебрежении к общему смыслу пьес можно приписать Бомонту и Флетчеру влияние на Шекспира. Последние драмы великого мастера явились попыткой настоять на ценности гуманистических идеалов, хотя они и оказались неосуществленными в действительности.

Умонастроение, пронизывающее драматургию Бомонта и Флетчера, было иным...».

Вл.А. Луков

Соч.: The Works of Beaumont and Fletcher, in Fourteen Volumes / With an Introduction and Explanatory Notes. L., 2010 (repr. 1812); в рус. пер. — Бомонт Ф., Флетчер Д. Пьесы: В 2 т. М., 1965.

Лит.: Аксенов И., Елизаветинцы, М., 1938; История английской лит-ры: В 3 т. М.; Л., 1945. Т. 1, ч. 2; Аникст А.А. Бомонт и Флетчер // Бомонт Ф., Флетчер Д. Пьесы: В 2 т. М., 1965. Т. 1; Waith E.M. The Pattern of Tragicomedy in Beaumont and Fletcher. New Haven, 1952; Appleton W.W. Beaumont and Fletcher, a Critical Study. L., [1956]; Leech C. The John Fletcher Plays. L., 1962; Ellis-Fermor U. The Jacobean Drama / 5 ed. L., 1965; Fletcher I. Beaumont and Fletcher. [L., 1967].