Рекомендуем

Смотрите у нас все азиатские фильмы 2024 онлайн на русском языке

Счетчики






Яндекс.Метрика

1.2. Ромео и Джульетта

Основной темой трагедии «Ромео и Джульетта» является тема единства и разделения. Главные герои пьесы любят друг друга и хотят быть вместе. Однако их отцы враждуют между собой. Многолетняя распря кланов Монтекки и Капулетти приводит к драматичной развязке — Ромео и Джульетта гибнут. Между тем подобный трагичный финал способствует примирению некогда непримиримых врагов.

Стремления героев

Анализ трагедии показывает, что ее героям присущи стремления к принадлежности, принятию, идентичности и любви. Соответствующие потребности относятся к консолидирующему типу [17, с. 25].

Отметим, что среди действующих лиц пьесы немало родственников. Связанность героев кровными узами обуславливает их привязанность друг к другу, консолидирует вокруг глав семей. Так, Ромео — сын главы клана Монтекки, а Джульетта — дочь главы клана Капулетти. В свою очередь, Бенволио — племянник Монтекки; Тибальт — племянник леди Капулетти; граф Парис и Меркуцио — родственники князя. Немаловажная роль в пьесе отведена кормилице Джульетты, фактически ставшей членом семьи Капулетти. Меркуцио и Бенволио являются друзьями Ромео, что подчеркивает их привязанность к нему. Для сравнения, францисканские монахи брат Лоренцо и брат Джованни олицетворяют любовь к ближним.

В пьесе подчеркивается принадлежность действующих лиц какой-либо из семей. Например, Грегорио, заметив слуг, принадлежащих семейству Монтекки, называет их «монтекковскими». Самсон гордится тем, что принадлежит к числу слуг Капулетти:

«Я проживаю у господ ничуть не хуже ваших», — заявляет персонаж слугам Монтекки.

Герои трагедии, как правило, учтиво принимают гостей. Во время приема, организованного в доме Капулетти, глава семьи не позволяет никому нападать на Ромео, хотя тот представляет враждебный клан:

«За все богатства мира я не дам кому-нибудь у нас его обидеть», — считает Капулетти, что он в ответе за гостя, принятого в его доме.

Для сравнения, Джульетта благосклонно принимает жениха, рекомендованного ее отцом, хотя она к нему совершенно равнодушна:

«Я с ним была любезна и тепла», — учтива девушка с Парисом.

В пьесе неоднократно подчеркивается идентичность чувств, питаемых персонажами по отношению друг к другу. Действительно, члены кланов Монтекки и Капулетти испытывают обоюдное чувство неприязни. Ромео и Джульетта питают друг к другу чувство взаимной любви. Так, Ромео свидетельствует брату Лоренцо, что они с Джульеттой испытывают друг к другу идентичные чувства:

«Она мне дорога и я ей мил», — взаимна любовь молодых людей.

При этом брат Лоренцо и сам подмечает родственность душ влюбленных молодых людей:

«Сочувствие сердец. Сродство души», — свидетельствует монах.

Символично, что участь Ромео и Джульетта одинакова.

Сюжетообразующей линией пьесы является тема любви. Ромео полюбил Джульетту с первого взгляда:

«Я дочку Капулетти полюбил», — признается герой брату Лоренцо.

Равным образом Джульетта любит Ромео всем сердцем:

«Моя любовь без дна», — безбрежны чувства девушки.

Поведение героев

Персонажам трагедии «Ромео и Джульетта» присущ характерный образ действий, направленный на удовлетворение консолидирующих потребностей. Соответствующие стратегии поведения отнесены к консолидирующим [17, с. 575—576]. Герои пьесы различаются не только видами стремлений, но и способами реализации своих намерений. В зависимости от рода стремлений выделяются четыре основных варианта поведения персонажей.

• Многие действующие лица трагедии ощущают свою принадлежность к семьям Монтекки и Капулетти. Большинство из них учитывает не только личные интересы, но и интересы своих семей. Фактически они руководствуются правилом «думать как о себе, так и о других». Данный принцип поведения исходит из того, что в общих интересах учитывать интересы каждого. Подобным образом, например, действует князь Эскал. Правитель Вероны заботится не только о собственном благополучии, но и о благе всего города. Вражда двух кланов наносит ущерб всем, включая его самого:

«Я тоже родственника потерял за то, что потакал вас. Всем досталось», — коснулось князя общее горе.

Вместе с тем отдельные герои ведут себя противоположным образом, оказываясь в роли «собаки на сене». Такую ситуацию иллюстрирует выражение «ни себе, ни людям». Так, например, Тибальт, нападая на Меркуцио и Ромео, не думает ни о себе, ни о семье, к которой он принадлежит. Тибальт закалывает Меркуцио. При этом Ромео, мстя за гибель друга, закалывает Тибальта. Ромео изгоняют из города, что вынуждает Джульетту сделать роковой шаг. В итоге из-за действий Тибальта пострадали не только другие люди, но и он сам.

Некоторые герои в большей степени руководствуются общими интересами, чем своими собственными. Они в той или иной мере ощущают свою сопричастность к происходящему. Правило «руководствоваться общими интересами» исходит из того, что следует учитывать интересы других. К подобным персонажам относится князь Вероны, Капулетти. Так, Капулетти учитывает общепринятое мнение о Ромео, когда обнаруживает его в своем доме. При этом Капулетти защищает гостя от нападок Тибальта, своего родственника:

«Он держится как должно, и в Вероне единогласно признан, говорят, примером истинного благородства. ...Я не дам кому-нибудь у нас его обидеть», — отвечает глава семьи за все, что происходит в его доме.

Действуя, исходя из общих интересов, в ряде случаев персонажи начинают думать лишь об окружающих, забывая о самих себе. Принцип «не думать о себе», с одной стороны, предполагает альтруистичное стремление решать проблемы других, подчас вместо них самих. С другой стороны, человек может уповать на то, что вместо него самого о нем позаботятся другие.

Принадлежа той или иной семье, некоторые персонажи находятся под опекой своих родных. Например, сын Люченцо «только год, как вышел из опеки». Также за юной Джульеттой присматривает няня:

«Я в мамках тут и выходила дочь», — опекает девушку кормилица.

Капулетти также заботится о своей дочери. Джульетта не достигла совершеннолетия, а потому она несамостоятельна в принятии решений. Отец Джульетты свидетельствует:

«Дочь моя совсем еще ребенок. Ей нет еще четырнадцати лет».

Желая Джульетте блага, Капулетти хочет устроить ее судьбу, а потому сватает дочь за Париса. Девушка оказывается заложницей этой ситуации, фактически становясь игрушкой в руках других людей. Заметим, что, выдавая дочь замуж вопреки ее воле, Капулетти делает хуже лишь себе самому. В итоге он теряет свою любимую дочь.

Ряд персонажей в большей степени руководствуется собственными, чем общими интересами. Принцип «позаботиться о себе» предполагает, что сам человек должен устраивать свою судьбу. Подобные герои считают, что следует блюсти собственные интересы, поскольку никто другой не сможет сделать это лучше. Они не стесняются высказывать собственную позицию при формировании общего мнения. Так, например, Ромео и Джульетта решают сами устроить свою жизнь, несмотря на возражения родных. При этом Джульетта помнит, что до замужества ей самой следует блюсти свою девичью честь:

«Если ты, Ромео, решил на мне жениться не шутя, дай завтра знать, когда и где венчанье. ...А если у тебя в уме обман, тогда, тогда... Немедля оставь меня и больше не ходи», — заявляет она собственную позицию.

Стремясь позаботиться о себе, преследуя собственные цели, в ряде случаев персонажи перестают думать об окружающих. Принцип «не думать о других», с одной стороны, исходит из того, что следует отстаивать собственные интересы, даже в ущерб интересам других. С другой стороны, следование данному правилу допускает, что интересы любого человека могут быть проигнорированы окружающими.

Так, ряд персонажей, имея точку зрения, отличающуюся от позиции других, отстаивают ее. Подобный способ поведения приводит к спорам и ссорам и чреват противостоянием с окружающими. Например, Тибальт вступает в спор с Капулетти по поводу Ромео. Отстаивая свое мнение, он переходит в оппозицию к главе семьи. Не внимая никаким доводам, Тибальт остается при своем собственном мнении:

«Что ж, и уйду. Но ваш незваный гость... еще вам будет много крови стоить!»

Подчас персонажи оказываются в ситуации, когда окружающие не учитывают их интересы. В этом случае они ощущают себя обделенными. Так, Джульетта ощущает свою обездоленность из-за того, что, выйдя замуж за Ромео, она не может находиться рядом с ним:

«Я дом любви купила, но в права не введена, и я сама другому запродана, но в руки не сдана», — сетует девушка.

• Действующие лица трагедии испытывают потребность в принятии со стороны других людей. Некоторые из них принимаю! себя и других такими, какие они есть. Подобные герои стремятся сочетать свои интересы с интересами окружающих. Они готовы поделиться друг с другом, следуя правилу «свои люди, сочтемся». В спорных вопросах такие герои стараются идти навстречу друг другу, пытаются войти в положение другого человека, стремятся договориться по-хорошему. В свою очередь, они рассчитывают на то, что окружающие также пойдут им навстречу. Они предпочитают атмосферу дружбы и взаимовыгодного сотрудничества. Например, князь Эскал стремится так урегулировать ситуацию в городе, чтобы интересы различных семей не противоречили друг другу, а сочетались между собой. Врат Лоренцо сочетает браком Ромео и Джульетту, несмотря на всю противоречивость сложившейся ситуации. Подобным образом действует и кормилица. Помогая Джульетте, она рассчитывает на то, что та также войдет в ее положение. Джульетта и в самом деле безмерно благодарна кормилице за труды:

«Мои бы кости за твою бы весть готова в жертву я принесть».

Вместе с тем некоторые персонажи ведут себя противоположным образом. Они действуют по принципу «либо ты, либо я». Таков Тибальт, вступающий в конфликты не только с членами клана Монтекки, но и с членами собственной семьи. Даже глава клана Капулетти возмущен строптивостью Тибальта:

«Вы слышали? Каков! Он не снесет! Он не снесет! Не я, а он хозяин! ...Он мне, того гляди, в моей гостиной общество взбунтует. Он главный тут! Он все! Он коновод!» — недоволен он поведением родственника.

Стремясь к балансу между собственными интересами и интересами окружающих, ряд персонажей нацелен на сотрудничество с другими. Такие герои стараются «войти в положение» других, расположить к себе окружающих. Они приветливы с другими людьми, гостеприимны. Когда их о чем-то просят, они, как правило, прислушиваются к тому, чего хотят другие. К примеру, Джульетта не расположена конфликтовать с отцом, когда тот навязывает ей жениха. Принимая Париса по просьбе отца, девушка «с ним была любезна и тепла».

Стремясь к сотрудничеству с другими, персонажи подчас пытаются, что называется, во всем «уступать другим», делать в чем-то одолжение. С одной стороны, герои могут требовать, чтобы другие пошли им навстречу. С другой стороны, иногда героям самим приходится идти на определенные уступки другим, подчас помимо своей воли.

Так, Ромео и Джульетте трудно расстаться. Они не отпускают друг друга, стремясь удержать любимого возле себя. Джульетта пытается найти повод, чтобы продлить свидание с Ромео:

«Чтоб только удержать тебя опять», — ищет девушка предлог. Джульетта так образно описывает подобную ситуацию:

«Ты, как ручная птичка щеголихи, прикованная ниткою к руке. Ей то дают взлететь на весь подвесок, то тащат вниз на шелковом шнурке. Вот так и мы», — подобны влюбленные птицам в неволе.

Ради возлюбленного Джульетта готова всем пожертвовать, во всем уступить. Девушка признается Ромео, что ради него готова на все:

«Я все добро сложу к твоим ногам и за тобой последую повсюду». Невозможно достичь баланса интересов без понимания того, что каждому нужно свое. Принцип «дорожить своим» исходит из того, что следует ценить свое и при этом не претендовать на чужое. Таким героям чужого не надо, но и свое они не отдадут. Чем большим достоянием владеет персонаж, чем оно ценнее, тем сложнее ему с ним расстаться. Так, полюбив, Ромео ощущает свое сердце принадлежащим Джульетте. Он чувствует, что его место рядом с возлюбленной:

«Куда уйду я, если сердце здесь», — дорога Джульетта Ромео.

Непросто согласовать интересы людей, если они противоречат друг другу. В подобной ситуации ряд персонажей действует по принципу «каждый сам за себя», соответствующему выражению «человек человеку волк». Данный принцип, с одной стороны, предполагает, что следует брать от жизни все, что хочется, что можно присваивать чужое. С другой стороны, окружающие также могут потребительски отнестись к человеку и отнять у него то, что ему дорого.

Распоряжение неким достоянием, вызывающее конфликт интересов, предполагает его присвоение. Так, Тибальт, желая отстоять честь семьи Капулетти, присвоил себе право вершить суд над членами семьи Монтекки. Он даже посягает на жизнь Меркуцио. Для сравнения, Джульетта сокрушается, что Ромео присвоил себе право уйти из жизни, не спросив ее:

«Все выпил сам, а мне и не оставил!» — в отчаянии восклицает девушка, обнаружив пустую склянку из-под яда.

При наличии конфликта интересов возможна ситуация отторжения. Так, полюбив Ромео, Джульетта решительно отвергает предложение руки и сердца другого жениха, который ей не мил:

«Ничем с Парисом я не сочетаюсь! Какая спешка! Гонят под венец... Уведомьте отца, что замуж рано мне», — отказывается она слушать отца.

В свою очередь, Капулетти сходу отметает все возражения дочери: «Брось эти штуки, маменькина дочь! ...Изволь пойти венчаться в храм с Парисом или тебя я на веревке притащу».

• Многие действующие лица трагедии не только приходятся родственниками друг другу, но и ведут себя идентичным образом. Подобные герои следуют правилу «быть проще», предполагающему, что следует вести себя так же, как и все прочие люди, при этом оставаясь самим собой. Они исходят из того, что человеку лучше находиться среди людей, подобных ему самому. Важно найти родственную душу, которая сродни собственной. В этом случае можно чувствовать себя естественно и непринужденно. Так, Ромео и Джульетта питают идентичные чувства по отношению друг к другу. Вместе влюбленным хорошо и легко. Они не только испытывают сходные переживания, но и высказывают аналогичные пожелания друг другу:

«Спокойной ночи! Я тебе желаю такого же пленительного сна, как светлый мир, которым я полна, — говорит Джульетта Ромео на прощание, слыша в ответ аналогичное пожелание Ромео. — Спокойный сон к тебе приди и сладкий мир разлей в твоей груди!»

Вместе с тем подчас персонажи ведут себя противоположным образом. Иногда герои испытывают состояние, словно они сами не свои, будто они находятся, что называется, не в своей тарелке. Подобную ситуацию иллюстрирует выражение «быть не в себе». В данном случае персонажи становятся чужды как окружающим, так и самим себе. Например, Ромео настолько сильно переживает безответность своих чувств к Розалине, что словно потерял самого себя:

«Я потерял себя, и я не тут. Ромео нет, Ромео не найдут».

Некоторые персонажи стремятся вести себя так же, как и все остальные люди, придерживаясь правила «быть как все». Нередко они берут пример с окружающих, действуя сходным образом, поступая идентично другим. Так, Капулетти призывает Тибальта вести себя во время бала так же, как и все прочие гости. Глава семьи напоминает Тибальту, что тот приглашен на семейное торжество наравне со всеми, а потому должен держаться проще, как приличествует случаю:

«Развеселись и больше лба не хмурь. В гостях надутость эта неуместна».

Стремясь быть как все, порой персонажи, что называется, рискуют «потерять свое лицо». Стараясь вести себя так же, как и все остальные люди, они теряют свой неповторимый облик, поскольку однотипное поведение обезличивает индивидуальность. Между тем ситуация порой вынуждает героев подстраиваться под других, подражать кому-то.

Так, члены одного из враждующих кланов нередко отождествляют представителей другого клана со всей враждебной им семьей, — настолько идентичным образом они воспринимаются в глазах друг друга. К примеру, Самсону безразлично, с кем он имеет дело — с мужской или женской половиной семьи Монтекки. Прислуга Монтекки обезличена в глазах слуги Капулетти:

«Всех сотру в порошок: и молодцов и девок, — заявляет Самсон. — Все равно. Слажу с мужской, примусь за женскую. Всем покажу свою силу».

Порой герои вынуждены подстраиваться под ситуацию. Так, Джульетта является членом семьи Капулетти. Однако Ромео для нее ближе и дороже, чем ее собственная семья. Ради возлюбленного девушка готова стать членом семьи Монтекки. Равным образом Джульетта ждет от Ромео, чтобы тот стал Капулетти ради любви к ней:

«Отринь отца да имя измени, а если нет, меня женою сделай, чтоб Капулетти больше мне не быть», — призывает девушка возлюбленного.

Ряд персонажей исходит из того, что никогда не стоит изменять самим себе. Такие герои следуют принципу «быть самим собой». Данный принцип поведения исходит из ценности каждой личности. Подразумевается, что каждый человек является неповторимой индивидуальностью, а не безликим представителем толпы. Потому любой имеет право быть тем, кем он является на самом деле. Подобные персонажи следуют своим естественным внутренним побуждениям, придерживаются собственных жизненных принципов. Они держатся естественно, стараются быть искренними и откровенными. Это позволяет им сохранить собственную индивидуальность. Подобное поведение присуще Джульетте. Так, следуя порыву души, юная девушка искренне и непосредственно признается Ромео в своих чувствах:

«Притворяться ни к чему. ...Я честнее многих недотрог, которые разыгрывают скромность. ...Не принимай прямых речей за легкость и доступность».

Персонажи, придерживающиеся индивидуального стиля поведения, могут сильно отличаться от других. Подчас они оказываются в ситуации, отвечающей выражению «быть не как все». В данном случае, с одной стороны, подчеркивается личная исключительность и особенность. С другой стороны, человек может игнорировать общепринятые правила поведения, что отчуждает его от остальных людей.

Так, главные герои трагедии выделяются на фоне прочих персонажей. Например, Ромео выделяется особенным благородством:

«В Вероне единогласно признан, говорят, примером истинного благородства», — выделяет Капулетти достоинства юноши.

В свою очередь, Джульетта выделяется своей красотой и внутренней чистотой среди других участниц бала:

«Чересчур светла для мира безобразия и зла. Как голубя среди вороньей стаи, ее в толпе я сразу отличаю», — отличает Ромео девушку.

Некоторые персонажи стремятся особо подчеркнуть свою индивидуальность, показать, что они не такие, как все. Такова, например, Розалина. Ромео признает, что она «без сравненья лучше всех». При этом девушка держится так недоступно, словно она «строгая святая».

Между тем Ромео не обрел взаимности у Розалины, когда был в нее влюблен. Гордой девушке оказались чужды переживания Ромео. Она отчужденно восприняла ухаживания молодого человека:

«Дева не про нас. ...Ее не взять словесною осадой, ни штурмом чувств», — отзывается Ромео о Розалине.

Страдая от безответной любви, Ромео замыкается в себе. Он «заводит... искусственную полночь» в своем «потаенном углу». Юноша отдаляется не только от Розалины, он отчуждается от всех людей:

«Ромео нет, Ромео не найдут», — говорит он о себе как о другом лице.

• Главные действующие лица трагедии испытывают потребность в любви. Любящим друг друга персонажам вместе проще противостоять жизненным невзгодам, что соответствует выражению «сила в единстве». В ряде случаев герои объединяются для решения проблем, действуя по принципу «один за всех и все за одного». Так, общие жизненные невзгоды способствуют сплочению. В трудную минуту персонажи стремятся находиться рядом с близкими людьми. В атмосфере взаимной поддержки проще состояться как личность, подняться на ноги. Например, Ромео ощущает упадок сил от безответной любви к Розалине. Испытав взаимную любовь к Джульетте, Ромео преображается. У него словно вырастают крылья. Ромео готов преодолеть все преграды, чтобы быть с возлюбленной:

«Меня перенесла сюда любовь, ее не останавливают стены. В нужде она решается на все», — признается герой Джульетте.

Для сравнения, Тибальт придерживается противоположного образа действий, который иллюстрирует выражение «разделяй и властвуй». Подобное поведение приводит к раздорам и разделению, когда каждая из противоборствующих сторон стремится взять верх. Так, например, когда Тибальт встречает Меркуцио и Ромео, ему удается спровоцировать раздор между друзьями. Ромео пытается избежать схватки с Тибальтом. Однако Меркуцио принимает уход Тибальта за трусость:

«Трусливая, презренная покорность! Я кровью должен смыть ее позор. Как, крысолов Тибальт, ты прочь уходишь?»

Внеся раздор между Ромео и Меркуцио, Тибальту удается ранить Меркуцио. Однако Тибальт недолго торжествует. Ромео закалывает обидчика своего друга.

Некоторые герои трагедии придерживаются принципа «держаться своих». Данный принцип предполагает, что следует помогать и поддерживать друг друга. Подобные персонажи действуют сплоченно. Они могут положиться друг на друга. Таким героям важно, чтобы в трудную минуту рядом находился человек, способный их поддержать. Чувство локтя придает им сил. Так, слуги семьи Капулетти держатся вместе. Самсон и Грегорио совместно затевают перебранку со слугами Монтекки. Держатся вместе и члены семьи Монтекки. Ряд героев трагедии, таких как князь Эскал и брат Лоренцо, способствуют достижению единства между людьми. Они стремятся примирить людей, враждующих между собой. Так, брат Лоренцо венчает Ромео и Джульетту, надеясь, что это будет способствовать установлению мира между их семьями:

«Будь в Мантуе, пока найдется повод открыть ваш брак и примирить дома», — сообщает монах Ромео свой план.

Благодаря любви Ромео и Джульетты вражда двух кланов действительно прекращается. Однако не благодаря свадьбе влюбленных, как полагал монах, а вследствие их трагичной гибели. Не общая радость объединила противоборствующие семьи, а общее горе.

Привыкнув полагаться друг на друга, некоторые персонажи уже не пытаются справиться с жизненными вызовами самостоятельно. Подобная ситуация отвечает выражению «один в поле не воин». С одной стороны, человек может быть настолько увлечен чем-то, что невольно увлекает этим других. С другой стороны, человек сам может быть привлечен окружающими к решению их проблем.

Так, например, Ромео и Джульетта, страстно полюбив друг друга, целиком поглощены своими чувствами. Будучи изгнан и разлучен с любимой, он целиком предается безутешному горю. Брат Лоренцо, видя, что Ромео «на полу и пьян от слез», посвящает себя решению проблем влюбленных. Юная Джульетта, нуждаясь в поддержке, неоднократно привлекает кормилицу к решению своих проблем:

«Подумаешь, горячка! — сетует кормилица. — Ты полагаешь, Бог тебя простит, что до смерти старуху загоняла?»

Ради любви к Ромео Джульетта готова присоединиться к семье Монтекки. Она готова стать женой Ромео, даже если ей придется «Капулетти больше не быть». Девушка готова повсюду следовать за ним:

«Я... за тобой последую повсюду», — признается она возлюбленному.

Ряд персонажей полагает, что каждый должен самостоятельно справляться со своими проблемами. Они действуют по принципу «уметь постоять за себя». Это самодостаточные и зрелые натуры, состоявшиеся как личности. Таковы, например, князь Эскал, брат Лоренцо. Так, брат Лоренцо самостоятельно принимает решения и действует. При этом монах готов ответить за свои ошибки. В своем финальном монологе брат Лоренцо поведал о той роли, которую он сыграл в судьбе Ромео и Джульетты:

«Тогда за бедной узницей, к поре, когда она должна была очнуться, пошел я сам, — описывает монах свои действия, за которые он готов ответить. — Если в произошедшем я виноват хоть сколько, пусть мой век укоротят в угоду правосудью».

Героям, способным постоять за себя, подчас приходится справляться со своими проблемами в одиночку, не прибегая к помощи других. Подобная ситуация «остаться в одиночестве» может возникнуть, если человек противопоставил себя всем остальным, обособился от окружающих. В то же время человек сам может быть оставлен другими, и ему не на кого опереться в трудную минуту.

Так, некоторые персонажи стремятся обособиться от вражды между двумя кланами. Ряд слуг Капулетти сторонятся междоусобицы между семьями. К примеру, Грегорио дистанцируется от воинственных заявлений Самсона в адрес слуг главы враждебного клана:

«Ссора ведь господская и между мужской прислугой», — замечает он.

Правитель Вероны, устав от бесконечных разбирательств, пытается дистанцироваться от кровопролитной распри между кланами:

«Я ваших жалоб не хочу читать и больше вас не буду разнимать», — не желает князь участвовать в споре противоборствующих семей.

В ряде случаев герои остаются одни, ощущая свое одиночество. Так, когда обстоятельства вынуждают Ромео и Джульетту расстаться, они оба мучительно тоскуют друг о друге.

«Изгнанье! Изгнанье — выраженье, встречаемое воплями в аду», — страдает Ромео от разлуки с возлюбленной.

Проведенный анализ характеров персонажей трагедии «Ромео и Джульетта» показывает, что героям пьесы присущи консолидирующие потребности: в принадлежности, принятии, идентичности и любви. Персонажи различаются как видами стремлений, так и способами реализации своих намерений, сопряженными с чертами характера.

Ряд рассмотренных способов поведения позволяет героям реализовать их стремления и достигнуть желаемого. Соответствующий образ действий может быть признан успешным. Наиболее эффективными оказываются следующие правила поведения: «думать как о себе, так и о других», «свои люди, сочтемся», «быть проще» и «сила в единстве».

Прочие способы поведения могут оказаться достаточно эффективными лишь в ограниченном числе случаев. Если герои прибегают к противоречивому образу действий регулярно, вне контекста ситуации, это чревато неблагоприятными последствиями для них самих и окружающих. Наибольший вред наносят установки: «ни себе, ни людям», «либо ты, либо я», «быть не в себе», а также «разделяй и властвуй».

Экзистенциальные темы

Любовь главных героев, позволяющая преодолеть разделение кланов, является основной темой трагедии «Ромео и Джульетта». Между тем тема любви является экзистенциальной. Так, Ромео и Джульетта не видят смысла в жизни друг без друга:

«Я дочку Капулетти полюбил, она мне дорога, и я ей мил. Мы друг без друга часа не протянем», — признается Ромео брату Лоренцо.

Справедливость слов Ромео подтверждает трагичный финал пьесы, в котором влюбленные поочередно гибнут, не будучи в силах пережить смерть возлюбленного.

Главные герои пьесы словно обретают друг в друге свою вторую половину, обретая ощущение целостности. Любовь целиком наполняет их существо. Так, Джульетта готова посвятить возлюбленному всю себя, без остатка:

«Всю меня бери тогда взамен, — полностью готова отдаться девушка любви. — Я все добро сложу к твоим ногам».

Экзистенциальный анализ связывает ощущение целостности с достижением экзистенции. «Целостность — она есть моя сущность», — пишет А. Лэнгле [12, с. 102].

Главное желание Ромео и Джульетты — быть вместе навсегда. Единение душ влюбленных столь полно, что они едины в своих чувствах и желаниях, словно вдвоем составляют одно существо:

«Сочувствие сердец. Сродство души», — подмечает брат Лоренцо, что влюбленные словно созданы друг для друга.

Экзистенциальный философ М. Бубер использует выражение «нераздельное единство» в контексте соотнесенности «Я — Ты». В подобном состоянии ощущение личного Эго сменяется состоянием неразрывного единства с «Я» другого человека [4, с. 112].

Рассмотренных экзистенциальных состояний единения, целостности и любви достигают персонажи, следующие принципам, позволяющим удовлетворить присущие им консолидирующие потребности: в принадлежности, принятии, идентичности и любви.

Персонажи, поступающие противоречивым образом, оказываются неспособны удовлетворить присущие им стремления. Им свойственны состояния, препятствующие достижению экзистенции: противостояние, противоречие и вражда [17, с. 140—141].

Так, кланы Монтекки и Капулетти противостоят друг другу. Конфликт двух семей наносит ущерб всему городу. Князь так образно характеризует членов противоборствующих кланов:

«Не люди, а подобия зверей, гасящие пожар смертельной розни струями красной жидкости из жил!»

Состояние противостояния (внешний конфликт) противоположно состоянию единения и препятствует его достижению. Экзистенциальный анализ относит позицию «я противостою самой жизни» к числу «заблуждений», препятствующих экзистенции [12, с. 100].

Достичь состояния целостности мешают внутренние противоречия, внутренние конфликты. Как замечает Лэнгле, каждому человеку приходиться сталкиваться с вещами, которые «противоречат собственному естеству», или когда обстоятельства словно «разрывают вас на части». Как следствие этого, «распадается интегрированность и целостность» личности [12, с. 81, 88]. Подобное состояние внутренних противоречий охватывает Джульетту, когда та узнает о схватке между Ромео и Тибальтом. В ее душе борются противоположные чувства. Девушке больно потерять как мужа, так и брата. Кормилица Джульетты так описывает подобное противоречивое поведение девушки:

«Ревмя ревет. То на постель повалится, то вскочит, то закричит — "Ромео", то — "Тибальт"».

В свою очередь, чувству любви противоположно состояние вражды. «Чувства неприязни и враждебности», — так характеризует подобное состояние Ф. Перлз [15, с. 62]. В наибольшей степени подобное чувство присуще Тибальту. Он ненавидит всех членов враждебного клана. Так, Тибальт открыто выражает свою неприязнь к Ромео, хотя тот этого не заслуживает: «Ромео, сущность чувств моих к тебе вся выразима в слове: ты мерзавец».

Как сказано в предваряющем пьесу вступлении, в то время как «друг друга любят дети главарей» двух семей, сами эти семьи враждуют между собой:

«Две равно уважаемых семьи в Вероне... ведут междоусобные бои и не хотят унять кровопролитья».

Царящая в обоих кланах взаимная ненависть в итоге губит обоих влюбленных. Однако жертвенная любовь Ромео и Джульетты кладет конец кровопролитию, и уже потому она не напрасна. Примирение враждующих кланов далось дорогой ценой. Оно выстрадано, а потому особенно дорого. Так, правитель Вероны свидетельствует в финале:

«Где вы, непримиримые враги, и спор ваш, Капулетти и Монтекки? Какой для ненавистников урок, что небо убивает вас любовью!» — свидетельствует правитель Вероны.

Заметим, что персонажи пьесы, испытывая состояния единения, целостности и любви, ощущают себя счастливыми.

«Так непомерно счастье, так сказочно и чудно это все!» — весь мир преображается для Ромео и Джульетты, когда влюбленные вместе.

Противоположный тип личности воплощен в образе Тибальта. Данный персонаж обычно провоцирует состояния противостояния, противоречия и вражды. Из-за этого он не только терзается сам, но и становится источником несчастий для других. После схватки Тибальта и Меркуцио Ромео оказывается изгнан. Это приводит к трагичному финалу для него и Джульетты. Однако несчастливо складывается судьба и самого Тибальта. Ромео закалывает его, мстя за убийство Меркуцио.

Красота Джульетты уязвляет Ромео в самое сердце. Влюбленного мучит то, что его возлюбленная принадлежит враждебному клану. Юноша призывает брата Лоренцо узаконить их любовь, связав воедино узами брака, и тем исцелить обоих влюбленных:

«Вчера я ранен был, придя на бал, и на удар ударом отвечал. Перевяжи нас поскорей обоих».

Известно, что экзистенциальные состояния оказывают благотворный психотерапевтический эффект. В этом контексте слова Ромео об исцелении любовью не выглядят лишь красивой аллегорией.