Рекомендуем

Вестерн-сериал Йеллоустоун смотреть онлайн в HD качестве на yellowstone-tv.ru.

Счетчики






Яндекс.Метрика

1.5. Два веронца

Основной темой комедии «Два веронца» является проблема межличностных человеческих взаимоотношений. Главные герои пьесы влюблены. Между тем персонажи демонстрируют различное отношение к предмету своей страсти, равно как и к своим друзьям. Так, Валентин и Сильвия хранят верность друг другу, несмотря на все выпавшие на их долю невзгоды. Протей же бросает Джулию ради любви к Сильвии, которую он намерен отбить у своего лучшего друга Валентина. Однако Сильвия отказывает Протею, а Валентин отвергает дружбу предавшего его человека. Между тем Джулия повсюду следует за Протеем, стремясь вернуть возлюбленного. Преданность Джулии и Сильвии ставит все на свои места. В финале пьесы обе пары празднуют свадьбу.

Стремления героев

Анализ комедии показывает, что ее персонажи склонны к привлечению внимания, общению, привязанности [17, с. 28—29]. Подобные потребности относятся к коммуникативному типу [6, с. 308]. Кроме того, главные герои пьесы стремятся обрести любовь.

Образ жизни героев позволяет им реализовать их стремления. Так, главные действующие лица отправляются в странствие. Сначала уезжает Валентин, за ним Протей, вслед за Протеем — Джулия. В свою очередь, Сильвия сбегает из дома. Среди прочего, путешествия позволяют героям «взглянуть на чудеса чужих земель», что называется, мир посмотреть и себя показать. Во время путешествий герои знакомятся и общаются с новыми людьми. При этом вынужденная разлука позволяет главным героям проверить крепость их чувств друг к другу. К путешествиям благосклонно относятся и другие персонажи. Так, Пантино уговаривает Антонио, отца Протея, отправить сына «колесить по свету». Зная, что дон Альфонсо с дворянами известнейших фамилий едут ко двору императора, Антонио посылает с ними Протея. Среди персонажей — хозяин гостиницы, повидавший на своем веку немало проезжих. Заметная роль в пьесе отведена разбойникам — «бродягам», грабящим «прохожих».

Красной нитью через всю пьесу проходит тема любви. Так, Протей и Джулия любят друг друга. Поначалу любовь Протея столь сильна, что он оставил «сам себя, друзей, все — для любви». Однако Джулия поначалу скрывает взаимность своих чувств к Протею. Любят друг друга Валентин и Сильвия. При этом в Сильвию влюбляется еще двое мужчин, что создает дополнительную интригу пьесы. Сперва в Турио разгорается «к Сильвии любовь». Затем Протей оказывается не в силах побороть веление своего сердца «Сильвию любить».

Главные герои чрезвычайно привязаны друг к другу. Протея и Валентина связывает крепкая дружба. Вместе с тем Протей испытывает столь сильную привязанность к Джулии, что он не в силах оставить девушку и уехать вместе со своим лучшим другом. Страсть словно «приковала» Протея к его возлюбленной:

«Страсть тебя... приковала к глазам возлюбленной, — свидетельствует Валентин другу. — Ты страсти раб».

Джулия знает о сильной привязанности к ней Протея:

«Верности звезда Протеем управляет», — убеждена девушка в преданности своего избранника.

Привязанность Джулии к Протею столь сильна, что она последовала за возлюбленным, когда тот отправимся в дальние края.

Главные герои пьесы стремятся общаться друг с другом, несмотря на все препятствия. Например, Валентин, даже уезжая в другую страну, хочет поддерживать контакт со своим другом Протеем:

«Ты письмами в Милан мне знать давай... что с тобою здесь за мое отсутствие случится. В ответ и я все в письмах расскажу», — предлагает Валентин другу вступить в переписку.

В свою очередь, Протей шлет письма Джулии:

«Вся болтовня меня смутить не может», — подчеркивает девушка многословность посланий Протея.

Протей обладает многими достоинствами, заметно выделяясь среди прочих мужчин, чем привлекает к себе внимание дам:

«Что ж, исключение меж других Протей?» — спрашивает Джулия мнение Лючетты по поводу своих женихов. На что служанка отвечает: «По-моему он всех других милей».

Для сравнения, герцог Миланский желает привлечь внимание женщины, в которую он влюблен:

«Как поступить, чтобы привлечь вниманье ее очей прекрасных на себя?» — просит герцог совета у Валентина.

Поведение героев

Персонажам комедии присущ характерный образ действий, направленный на удовлетворение коммуникативных потребностей. Соответствующие стратегии поведения отнесены к коммуникативным [17, с. 578—580]. Герои пьесы различаются не только видами стремлений, но и способами реализации своих намерений. В зависимости от рода стремлений выделяются четыре основных варианта поведения персонажей.

• Ряд действующих лиц комедии стремятся привлечь к себе внимание, им хочется быть замеченными окружающими. Некоторые персонажи точно знают, чего они хотят и не стесняются об этом прямо заявить. Сформировав свое мнение, они отчетливо высказывают свою точку зрения. Подобный образ действий отвечает правилу «придерживаться конструктивной позиции». Таковы Валентин, Антонио. Так, например, Антонио, желая сыну добра, по совету своего слуги Пантино, принимает решение отправить Протея учиться за границу:

«Совет хорош. Неплохо ты придумал. И в доказательство того, что он по сердцу, сейчас же в исполненье приведу».

Противоположный способ поведения иллюстрирует выражение «не определиться с мнением». Данная ситуация подразумевает отсутствие определенной точки зрения, что иллюстрирует выражение «ни рыба, ни мясо». К примеру, поначалу Джулия не может выбрать из своих поклонников наиболее достойного. Девушка даже обращается за советом к своей горничной Лючетте. Впрочем, даже выслушав совет Лючетты, Джулия не может определиться с теми чувствами, которые они испытывает к Протею:

«Хоть сердце и согласие дает, но сотни раз все "нет" оно твердит».

Лючетта так отзывается о неопределенности чувств своей хозяйки:

«Да, лучше уж упасть, чем вечно спотыкаться».

Подобная неопределенность чувств поначалу присуща и Протею:

«Хоть сердце и согласие дает, но сотни раз все "нет" оно твердит», — испытывает герой противоречивые чувства, подобно Джулии.

Отметим, что, вовремя не определившись в чувствах, испытываемых по отношению друг к другу, оба героя сами создают себе дополнительные проблемы.

Ряд действующих лиц пьесы открыто заявляет о своей позиции. Они исходят из того, что всякая точка зрения заслуживает внимания. Они склонны высказывать собственное мнение, а также прислушиваться к точке зрения других людей. Данный подход иллюстрирует выражение «выразить позицию». Подобные персонажи используют возможность заявить о себе. Это позволяет им самоутвердиться в собственных глазах и в глазах окружающих. Обычно открыто высказывает свою точку зрения Валентин, Лючетта, Антонио, Пантино. При этом герои пьесы нередко высказывают свое мнение в форме категоричного утверждения, с которым следует считаться. В качестве примера подобной позиции можно привести высказывание Лючетты:

«Так думаю, поскольку так считаю я», — заявляет горничная Джулии.

Антонио привлекает внимание Протея к тому обстоятельству, что он принял решение послать его учиться за границу:

«Что я хочу, то я хочу — и все, — четко высказал персонаж свою позицию сыну. — Без отговорок — твердо я решил».

Выражая свою позицию, в ряде случаев персонажи действуют по принципу «ничего не отрицать». Подобная ситуация, с одной стороны, предполагает следование какой-либо определенной установке. С другой стороны, персонажи могут проявлять недостаток критичности.

Так, герои нередко призывают других к чему-либо. Придерживаясь определенной установки, они делают соответствующие внушения, отдают указания и распоряжения окружающим. К примеру, Сильвия призывает Протея хранить верность Джулии:

«Вернись, загладь проступок твой перед любимой», — взывает она.

В определенной ситуации персонажи проявляют послушание. В такие моменты они некритично воспринимают окружающее, подчас бывают легковерны и даже наивны. К примеру, когда Валентин замечает, что влюбленный Протей потерял способность трезво рассуждать. С его точки зрения, Протей и не замечает даже самые очевидные вещи:

«У домоседа доморощен ум», — заявляет Валентин другу.

Ряд действующих лиц ценят честность и объективность. Они стараются быть строгими, но справедливыми. Подобный образ действий отвечает принципу «оценить ситуацию». Такие персонажи трезво оценивают происходящее. Подобным образом поступают Валентин, Сильвия, герцог, Лючетта. Так, по ходу действия пьесы Джулия неоднократно просит Лючетту оценить ситуацию:

«Лючетта, помоги мне, посоветуй», — обращается девушка к горничной за советом.

Опровергая неверные, на их взгляд, вещи, в ряде случаев персонажи действуют по принципу «ничего не утверждать». Подобная ситуация, с одной стороны, сопряжена с внесением известной доли критики и негатива. С другой стороны, в этом случае может отсутствовать конструктивная позиция, что предполагает неспособность предложить нечто заслуживающее внимания.

Так, в некоторые моменты персонажи критикуют окружающих, с возмущением ниспровергают ошибочную, на их взгляд, точку зрения. Например, Валентин нередко критикует своего друга Протея, если он в чем-то с ним не согласен. Так, в финале пьесы Валентин крайне негативно отзывается о предательстве Протея:

«Ты, друг навыворот! Дешевый друг, без верности, любви! — Теперь друзья такие! — Ты предатель, надежды обманул».

Подчас персонажи оказываются в ситуации неопределенности, когда у них не сформировалась четкая позиция. В этом случае они испытывают неуверенность в себе. Когда у героев отсутствует определенная точка зрения, они не хотят привлекать к себе внимание окружающих. К примеру, когда Джулия не знает, как ей лучше поступить, она советуется со своей служанкой Лючеттой. Не понимая, как ей вернуть Протея, Джулия также обращается за советом к Лючетте. В итоге Джулия решает незаметно последовать за возлюбленным. Чтобы не привлекать к себе внимания, девушка хочет переодеться в мужскую одежду. Однако Джулия не может сама решить, какой фасон одежды ей лучше всего подойдет. В этом вопросе она вновь полагается на мнение служанки:

«Не в женском только. Этим я избегну посягательств от прохожих. Лючетта, милая, достань мне платье, какое носят скромные пажи. ...Вопрос твой вроде: "Мой синьор, скажите, как широко пустить вам кринолин?" Какой — сама придумаешь, Лючетта».

• Для действующих лиц пьесы человеческие отношения сами по себе представляют ценность. Главные герои стараются поддерживать общение между собой. Что характерно, существующие между героями отношения накладывает отпечаток на характер их общения, отвечая принципу «взаимность в отношениях». К примеру, Валентина и Протея объединяет взаимная дружба. Когда в финале пьесы Протей предает Валентина, тот, в свою очередь, отвергает его. Когда же Протей просит у него прощения, Валентин прощает друга. Взаимную любовь питают Сильвия и Валентин; Джулия и Протей. Лишь во взаимной дружбе и любви главные герои пьесы обретают счастье:

«Идем, Протей,... слушать придется вам о вашей же любви. Мы нашу свадьбу справим вместе с вами», — рад Валентин взаимной дружбе.

Противоположный способ поведения отвечает ситуации «отсутствие взаимности в отношениях». К примеру, в начале пьесы Джулия не отвечает взаимностью на пылкие чувства Протея. Девушка даже рвет письмо, где тот объясняется ей в любви. Также Сильвия не отвечает взаимностью на чувства Протея. В итоге Протей перестает верить во взаимность в любви со стороны женщин:

«Как злую истину все подтверждает, что женщина на страсть не отвечает», — в сердцах заключает персонаж.

Некоторые действующие лица не только легко идут на контакт и могут поддержать беседу, но и способны сопереживать другим. Им свойственна отзывчивость. Такие герои исходят из того принципа, что следует «откликаться на обращение». Так, например, трогательный рассказ Джулии о потере возлюбленного вызывает в сердце Сильвии настолько живой отклик, что девушка «чуть не плачет»:

«Прекрасная, чувствительная дама!» — благодарна Джулия Сильвии за отзывчивость.

Откликаясь на обращение, вместе с тем, в ряде случаев персонажи действуют по принципу «не выражать свое отношение». Подобная ситуация, с одной стороны, предполагает как бы машинальное повторение одного и того же. С другой стороны, возможно отсутствие эмоциональной реакции на обращение, проявление безразличия.

К примеру, Протей вынужден расстаться с Джулией, поскольку отец посылает его за границу. В момент прощания с возлюбленной он спешит выговориться. Протей заверяет Джулию, что он вновь и вновь будет вспоминать о ней:

«Рука моя — вам верности порука. Когда хоть час один пройдет, в который не вздохну я о тебе, пусть следующий будет неудачным, как наказанье за любви забвенье!»

При этом сцена прощания не сопровождается «приливом слез», способных задержать влюбленных. Реакция Джулии на расставание внешне спокойна и с виду даже безразлична — она «ушла без слов». Девушка никак не выражает своего отношения к расставанию. В свою очередь, Протей становится будто «нем от любви». При этом со временем в Протее «растопилась» любовь к Джулии. Также в его сердце охладели былые дружеские чувства к Валентину:

«И к Валентину холодней усердье; уж не по-прежнему его люблю».

Действующим лицам пьесы свойственно формировать собственное представление о происходящем, основываясь на своих впечатлениях. Подобный подход отвечает принципу «сформировать свое отношение». Так или иначе, все происходящее вызывает определенный внутренний отклик, переживания в душе героев. К примеру, Валентин, некогда насмехавшийся над влюбленностью Протея, со временем поменял свое отношение к любви, начал воспринимать ее по-другому:

«С тех пор, Протей, я очень изменился; наказан за презрение к любви, чья власть высокая меня карает постом суровым, покаянной скорбью, в ночи слезами, вздохами средь дня», — признается герой другу.

Вместе с тем сформировав свое отношение к чему-то, порой персонажи действуют по принципу «не реагировать на обращение». Подобная ситуация, с одной стороны, предполагает нарочитое выказывание своего отношения. С другой стороны, возможен уход от общения, отмалчивание.

Так, в ряде случаев герои нарочито выказывают свое отношение к происходящему, подчеркивая тем самым собственную позицию. Порой они готовы действовать, что называется, назло другим. К примеру, когда в начале пьесы Протей вступает в спор с Валентином по поводу любви, оба лишь еще больше утверждаются в своей правоте.

«Тебя и плеть не прошибет, — выказывает Валентин недовольство другом. — Но что я трачу время на советы!... Прощай».

В определенные моменты герои бывают неразговорчивы, порой отмалчиваются. Иногда они избегают общения с окружающими. Например, предупредив герцога Милана о планах Валентина относительно Сильвии, Протей просит того хранить молчание:

«Но действуйте, прошу вас, осторожно, и с головой меня не выдавайте», — намерен герой помалкивать о своих планах.

Для сравнения, когда в финальной сцене Валентин и Протей выясняют между собой отношения, Джулия не вмешивается в их беседу. Вместе с тем внутренне девушка сильно переживает по поводу происходящего: она то «лишается чувств», то «все краснеет».

• Главные действующие лица комедии испытывают сильную привязанность друг к другу. Чувство привязанности сопряжено со стремлением поддерживать жизненную связь с близким человеком, следовать за ним по жизни. Такие герои следуют примерам, достойным подражания. Подобный подход отвечает принципу «придерживаться традиций». К примеру, герцог Милана дорожит «честью предков славных», а потому стремится поступать достойно. Он требует соблюдения традиций и от своей дочери Сильвии. Герцог готов выдать дочь замуж лишь за представителя благородного дворянского рода. По его мнению, Валентин, в противоположность Турио, не только по званию, но и по духу настоящий «дворянин», чей «род благороден». Для сравнения, принимая решение о судьбе любимого сына, Антонио прислушивается к совету своего слуги Пантино — отправить Протея за границу, следуя традиции, сложившейся в знатных семьях Вероны:

«Вот и его послать бы вам туда же. ...Примеров много там перед глазами, для знатных юношей весьма полезных».

Противоположный способ поведения отвечает выражению «нарушать традиции». Данная ситуация подразумевает непоследовательность и непостоянство, игнорирование общепринятых правил. Подобным образом действуют разбойники, преступившие закон и предающиеся «беззаконной жизни». Для сравнения, герцог Миланский сокрушается о том, что его дочь Сильвия, имея перед глазами достойный пример отца, ведет себя неподобающим образом:

«Так она капризна, упряма, зла, дика и своевольна — совсем забыла, что она мне дочь».

Ряд действующих лиц поступательно продвигаются к впечатлившей их цели. Данный образ действий соответствует правилу «быть последовательным». Подобно Валентину и Сильвии, это надежные люди, отличающиеся постоянством. Так, Джулия убеждена, что «верности звезда Протеем управляет». Находясь под впечатлением от достоинств возлюбленного, Джулия остается преданной ему до конца. Для сравнения, Валентин учит герцога, что если настойчиво добиваться расположения своей избранницы, то можно добиться нужного впечатления:

«К речам глуха — так шлите ей подарки. ...Один отвергла — шлите ей другой», — считает герой, что преданность впечатляет женщин.

Вместе с тем последовательное продвижение в избранном направлении способно привести к отрыву от своих корней. Такой образ действий иллюстрирует выражение «потеря истоков». Подобные герои ведут себя словно «перекати поле». Подобная ситуация, с одной стороны, предполагает чрезмерную привязанность к чему-то преходящему, мимолетному. С другой стороны, возможна излишняя податливость влиянию внешних обстоятельств.

Так, в ряде случаев герои продолжают действовать не вполне удачным образом. Персонажи могут быть излишне привязчивы. Например, Протей раз за разом упрямо добивается любви Сильвии, несмотря на то, что та отвергает его ухаживания. Протей даже готов совершить насилие над понравившейся ему девушкой:

«Ну, если сила трогательных слов не может к большей милости склонить вас, я по-солдатски дело поведу: назло правам любви любить заставлю», — не отстает молодой человек от Сильвии.

Некоторые персонажи проявляют бесхарактерность, бывают излишне податливы влиянию обстоятельств. Такие герои оказываются ненадежными товарищами. К примеру, Протей изменяет своей возлюбленной, а затем предает своего лучшего друга Валентина. Турио легко отказывается от своей невесты Сильвии и «идет на попятный», едва Валентин заявляет на девушку свои права:

«Я не сошел с ума, чтоб рисковать из-за девицы, что меня не любит. Мне не нужна; пускай твоею будет», — пасует персонаж.

Ряд действующих лиц пьесы, странствуя, испытывают желание возвратиться к родным местам, к близким людям. Стремясь обрести внутреннее равновесие, стараясь прийти в себя после выпавших на их долю невзгод, такие герои обращаются к своим истокам и корням, черпая в них силу. Подобный образ действий иллюстрирует выражение «обращение к истокам». К примеру, будучи изгнан, Валентин «ото всех уединившись» в лесной глуши, пребывает в состоянии релаксации, исцеляя свои душевные раны. Герцог в воспоминании о своих «предках славных» находит духовную опору. Правитель Милана отходчив. Он возвращает Валентина ко двору, когда тот в его глазах вернул себе честное имя, на деле доказав свою принадлежность благородному дворянскому роду. Когда Протей предает дружбу с Валентином, то, будучи «от стыда в смятенье», он стремится загладить свой проступок и просит у друга прощения. Сердце Валентина отходчиво. Он от гнева обращается к милости:

«Опять за честного тебя приму. Ведь тот, кому прощенье недоступно, не нужен ни земле, ни небесам», — прощает Валентин старого друга.

Вместе с тем, порой персонажи переходят от одной крайности к другой, действуя по принципу «быть непоследовательным». С одной стороны, поведение героев может отличаться беспринципностью. С другой стороны, возможно проявление излишней скованности.

Так, некоторые персонажи подчас поступают достаточно беспринципно. Подобным образом ведут себя Турио, Протей. К примеру, Протей поступает весьма цинично, когда сначала обещает всегда помнить Джулию, а затем бросает ее, увлекшись Сильвией. Причем ради Сильвии Протей предает даже своего лучшего друга Валентина:

«Умно обет нарушить неразумный, — находит себе персонаж оправдание. — Забуду я, что Джулия жива, но буду помнить, что любовь скончалась. И Валентина за врага сочту я, надеясь друга в Сильвии найти».

Порой героев сковывают обстоятельства, связывая их по рукам и ногам. Так, Валентин упрекает Протея за то, что чрезмерная влюбленность не позволяет другу отправиться вместе с ним в путешествие:

«Когда бы страсть тебя не приковала к глазам твоей возлюбленной... Ты страсти раб», — словно цепью скован страстью Протей.

• Главные герои пьесы любят друг друга. Именно любовь позволяет им преодолеть кризис, возникший в их отношениях. Они стремятся находиться рядом с близкими людьми, несмотря на все выпадающие на их долю жизненные невзгоды. Ради сохранения любви некоторые персонажи готовы многим пожертвовать, передать дорогому человеку то, чем они обладают. Они стремятся передать любимым людям оставшееся после них наследие. Подобную ситуацию отражает выражение «обеспечение правопреемственности». Персонажи, следующие данному принципу, стремятся преодолевать возникающие в отношениях проблемы, даже чем-то жертвуя при этом. К примеру, Валентин готов пожертвовать самым дорогим ради любви к Протею:

«Чтоб видел, как любовь моя полна, — коль Сильвия — моя, твоя она». Любовь Антонио к своему сыну Протею, равно как и любовь герцога к своей дочери Сильвии, способствует разрешению проблем, возникших между отцами и их детьми. Тем самым обеспечивается преемственность поколений. Так, герцог Миланский, стремясь сохранить древний дворянский род, готов простить Валентина, когда его дочь соглашается исполнить желание отца и выйти замуж:

«Я забываю прошлые обиды, все ссоры; ко двору тебя верну я и званьем новым по заслугам тебя пожалую. Да, Валентин, ты — дворянин, и род твой благороден, и Сильвия твоя».

Противоположный способ поведения иллюстрирует выражение «утрата правопреемственности». Данная ситуация предполагает разрыв отношений. Пройдя определенный жизненный путь, в какой-то момент некоторые персонажи порывают связь со своими ближними. При этом может утрачиваться право на наследство. Так, Валентин, будучи изгнан, теряет практически все. В свою очередь, герцог готов оставить без наследства свою непокорную дочь Сильвию, не желающую следовать воле отца:

«Эта дурь меня от чувств отцовских отвратила. ...Пусть красота послужит ей приданым, раз не нуждается в добре отцовском».

Главные герои пьесы, следуя примеру своих друзей и близких, проникаются аналогичными чувствами к тем или иным людям. Подобный способ поведения отвечает принципу «преемственность отношений». Соответствующий образ действий иллюстрируют такие выражения, как «друг моего друга — мой друг» и «враг моего друга — мой враг». К примеру, Протей вслед за своим другом Валентином влюбляется в Сильвию. Отвергнутые обществом разбойники принимают как своего изгнанного Валентина. Вслед за своей дочерью Сильвией герцог отвергает Турио, не желая видеть того своим зятем. В финале пьесы Валентин просит герцога принять ко двору не только его самого, но и его друга Протея. Женясь на Сильвии, одновременно Валентин благословляет Протея на создание собственной семьи. О восстановлении единства между друзьями свидетельствует предложение Валентина:

«Мы нашу свадьбу справим вместе с вами — единый пир, единый дом и счастье».

Стремясь поддержать преемственность в отношениях, порой персонажи оказываются в ситуации, отвечающей выражению «ущемление прав». С одной стороны, будучи одержимы сильными чувствами, герои начинают вмешиваться в жизнь другого человека. С другой стороны, в данном случае можно потерять контроль над собственной жизнью, утратить самостоятельность.

Так, например, Антонио любит своего сына Протея и желает ему добра. Отец настолько поглощен размышлениями о дальнейшей судьбе своего сына, что «целый месяц занят этой мыслью». В итоге Антонио вмешивается в жизнь Протея и чуть не разрушает как судьбу сына, так и судьбы близких ему людей. В свою очередь, Протей поначалу «ушел по плечи в страсть» к Джулии. Затем он страстно полюбил Сильвию, и возжелал ее «пленить». Когда же Протею это не удается, он выпрашивает на память портрет возлюбленной:

«Любовь мою утешьте хоть портретом, что в вашей комнате висит на стенке; с ним буду говорить, вздыхать о нем и плакать, — канючит влюбленный. — Пусть я стану тенью и вашей тени верность соблюду».

Однако Протей и на этом не останавливается. В финале пьесы он пытается насильно овладеть Сильвией, «назло правам любви».

Чрезмерная опека со стороны отца приводит к тому, что Протей лишается возможности самостоятельно выбирать свой жизненный путь. Юноша вынужден присоединиться к тем, кто свой путь уже выбрал. Так, уже в начале пьесы Протей хочет составить компанию Валентину, отправляющемуся в путешествие:

«Пойду и я с тобою, Валентин», — намерен он последовать за другом.

Однако Валентин отказывает Протею, советуя тому остаться рядом с Джулией. По решению отца, Протей присоединяется к группе юношей, отправляющихся за границу. В свою очередь, Джулия, следуя за Протеем, присоединяется к возлюбленному во время странствия.

Ряд действующих лиц борется за свое право на личную жизнь. Они сопротивляются тому, что мешает реализации их намерений. Подобный образ действий отвечает выражению «отстаивать права». Такие герои способны защитить себя. Следуя правилу «око за око», они отвечают на нападки, дают отпор недоброжелателям. Они вполне самодостаточны и самостоятельно выбирают свой жизненный путь. Таковы герцог, Валентин, Сильвия. К примеру, Валентин смог отстоять право на любовь к Сильвии как перед Протеем, так и Турио. Заявление Турио: «А вот и Сильвия. Она — моя», Валентин парирует:

«Подальше, Турио!... Не подвергай ты гнев мой испытанью и Сильвию своей не называй».

Вместе с тем, борясь за собственные права, в ряде случаев персонажи оказываются в ситуации, отвечающей выражению «утрата преемственности». С одной стороны, такие герои держатся обособленно от неугодных им людей. С другой стороны, герои сами порой оказываются оторваны от других и брошены на произвол судьбы.

К примеру, желая остаться вместе с Джулией, Протей вынужден расстаться с лучшим другом. По выражению Валентина, «друзей он бросил». Влюбленность в Сильвию отдаляет Протея не только от Джулии, но и от Валентина, обособляя друзей друг от друга.

«Как жаром изгоняется в нас жар, как клином выбивают старый клин, воспоминанье о любви прошедшей перед любовью новой позабыл я, — охладели в Протее былые чувства. — И к Валентину холодней усердье; уж не по-прежнему его люблю».

В отсутствии Джулии и Валентина Протей страдает от одиночества. Когда Сильвия отвергает чувства Протея, тот впадает в уныние:

«Я буду ждать унылый, одинокий», — горюет он, покинутый всеми.

В свою очередь, Джулия горюет, будучи оставлена Протеем:

«О, бедная покинутая дама», — сочувствует Сильвия ее рассказу.

Проведенный анализ характеров персонажей комедии «Два веронца» показывает, что героям пьесы присущи коммуникативные потребности: во внимании, общении, привязанности, а также потребность в любви. Герои различаются как видами стремлений, так и способами реализации своих намерений, сопряженными с чертами характера.

Ряд рассмотренных способов поведения позволяет героям реализовать их стремления и достигнуть желаемого. Соответствующий образ действий может быть признан успешным. Наиболее эффективными оказываются следующие принципы поведения: «придерживаться конструктивной позиции», «взаимность в отношениях», «придерживаться традиций» и «обеспечение правопреемственности».

Прочие способы поведения могут оказаться достаточно эффективными лишь в ограниченном числе случаев. Если персонажи прибегают к противоречивому образу действий регулярно, вне контекста ситуации, это чревато пагубными последствиями как для них самих, так и окружающих. Наиболее неблагоприятными оказываются ситуации: «не определиться с мнением», «отсутствие взаимности в отношениях», «нарушать традиции» и «утрата правопреемственности».

Экзистенциальные темы

Одной из центральных линий комедии «Два веронца» является тема любви. Любовь для главных героев становится смыслом жизни, обретая экзистенциальное значение. Так, Сильвия свидетельствует:

«Я Валентина, видит Бог, люблю; мне жизнь его моей души дороже».

Отношения между главными героями пьесы носят глубоко личный характер. Так, Валентин и Протей чрезвычайно дорожат своими дружескими отношениями. Между тем личностный, доверительный и человечный характер отношений рассматривается экзистенциальным анализом в качестве одного из условий экзистенции как «персонального» бытия [12, с. 63].

Чувства к Джулии поглотили Протея целиком, без остатка. Валентин образно сравнивает друга с Леандром — героем древнегреческого мифа, вспоминая «басню о любви глубокой, как Геллеспонт переплывал Леандр». Согласно преданию, Леандр переплывал реку ради свидания со своей возлюбленной. «Не переплыв, однако, Геллеспонта», влюбленный был поглощен водами реки. Любовь целиком овладела Протеем подобно тому, как волны с головой покрыли Леандра.

Между тем для Протея и его возлюбленной Джулии в итоге все складывается благополучно. Сходным образом обретают друг друга Сильвия и Валентин. Символично, что в финале пьесы подчеркивается единство всех ее главных героев:

«Мы нашу свадьбу справим вместе с вами — единый пир, единый дом и счастье!» — заключает от общего имени Валентин.

Соответственно, персонажи пьесы испытывают экзистенциальные состояния: единение, целостность и любовь [17, с. 154—155]. Данных экзистенциальных состояний достигают герои, следующие принципам, позволяющим удовлетворить присущие им коммуникативные потребности: во внимании, общении, привязанности, а также любви.

Персонажи, поступающие противоречивым образом, оказываются неспособны удовлетворить присущие им стремления. Им свойственны состояния, препятствующие достижению экзистенции: противостояние, противоречие и вражда [17, с. 155—156].

Так, например, поначалу чувства Джулии к Протею весьма противоречивы, что мешает влюбленным быть вместе:

«Хоть сердце и согласие дает, но сотни раз все "нет" оно твердит».

Ощущая себя отверженным Сильвией, Протей готов противостоять Валентину в борьбе за девушку, к которой оба друга воспылали страстью. В свою очередь, Валентин противостоит Протею, заявляя:

«Не смей, негодный прикасаться к ней!»

Сходным образом Валентин противостоит другому сопернику:

«Подальше, Турио! Обнимешь смерть ты. Не подвергай ты гнев мой испытанью и Сильвию своей не называй», — гонит он прочь жениха.

Между лучшими друзьями разгорается вражда. Валентин называет Протея «предателем» и «другом навыворот», который ему «ненавистнее врага». Поступок Протея вызывает отвращение и у Сильвии:

«Предателя Протея ненавижу», — признается девушка.

Персонажи, которым свойственны состояния единения, целостности и любви, живут яркой и насыщенной жизнью, наполненной интересными событиями. В случае возникновения проблем такие герои находят в себе силы их преодолеть. Подобные персонажи умеют получать радость от жизни, равно как и доставлять радость другим. Выпавшие на их долю испытания благополучно завершаются, сменяясь «праздниками, весельем и пирами». Финал пьесы столь же счастлив для Протея и Джулии, как для Сильвии и Валентина.

Заметим, что когда Протей пребывает в состоянии противостояния, противоречия и вражды, он заставляет страдать тех, кого он любит. После герой искренне сожалеет о подобном поведении.