Счетчики






Яндекс.Метрика

1.7. Гамлет

Трагедия «Гамлет» — многоплановое произведение, являющееся вершиной творческого мастерства Шекспира. В пьесе поднимается множество тем, переплетенных единым сюжетным замыслом, что позволяет раскрыть характеры персонажей во всей их глубине и многогранности. Центральной и наиболее сложной фигурой в трагедии является принц Датский Гамлет, мстящий за убийство своего отца.

Стремления героев

Анализ трагедии показывает, что ее герои стремятся к власти, любви и поиску смысла. Одной из ключевых точек завязки сюжета пьесы является борьба за власть. Отца Гамлета — короля Дании, «чью жизнь и власть смели так подло», отравляет его родной брат Клавдий. Вскоре Клавдий женится на королеве и завладевает престолом.

Гамлету является призрак короля, который велит сыну отомстить за него. Принц мог бы смириться с убийством отца и в свой срок унаследовать власть. Однако Гамлет избирает иной путь. Подчиняясь воле покойного отца и следуя голосу совести, он вершит справедливое возмездие ценой собственной жизни:

«Будь он в живых, он стал бы королем заслуженно», — свидетельствует Фортинбрас, что принц достоин обрести власть.

В финале пьесы Гамлет высказывается за то, чтобы власть в королевстве была передана «властителю норвежцев» Фортинбрасу:

«Предсказываю: выбор их падет на Фортинбраса. За него мой голос».

Гамлет встает на путь мести ради любви к отцу:

«Если только ты впрямь любил когда-нибудь отца, — взывает призрак к сыновней любви принца. — Отомсти за подлое его убийство».

Важной темой пьесы является любовь Гамлета и Офелии:

«Я любил Офелию, и сорок тысяч братьев и вся любовь их — не чета моей», — свидетельствует принц о силе своих чувств.

Королева, зная о любви своего сына и Офелии, рассчитывает на их брак. Однако ради исполнения своего сыновнего долга Гамлет вынужден пожертвовать любовью к девушке. Офелия, не будучи в силах это пережить, трагически гибнет:

«Я тебя мечтала в дом ввести женою Гамлета», — признается Гертруда на могиле утопленницы.

Лаэрт очень любит свою сестру Офелию:

«Погодите засыпать. Еще раз заключу ее в объятья. Заваливайте мертвую с живым!» — прыгает он в могилу Офелии.

Лаэрт не в силах простить Гамлету ни гибели любимой сестры, ни гибели отца. По совету Клавдия он вызывает принца на дуэль, чтобы пронзить того отравленной шпагой.

Гамлетом движет идея свершения справедливого возмездия за гибель отца. Смысл своей дальнейшей жизни он видит в том, чтобы разоблачить и наказать коварного убийцу и его невольную сообщницу:

«Лишь твоим единственным веленьем весь том, всю книгу мозга испишу, — клянется Гамлет отомстить за смерть короля. — Да, как пред Богом! О женщина-злодейка! О подлец!»

Не понимая мотивов, движущих принцем, окружающие принимают его за безумца. Между тем Гамлет прекрасно сознает суть происходящего:

«Как проницательны подчас его ответы! Находчивость, которая... и не всегда бывает у здравомыслящих», — отмечает Полоний проницательность принца.

Гамлет терзается трудноразрешимыми вопросами, в том числе, задается извечным вопросом о смысле бытия:

«Быть или не быть, вот в чем вопрос...» — пытается постичь принц.

Отметим, что шекспировские персонажи стремятся занять то положение, которое позволяет реализовать их стремления. Так, рвущийся к власти Клавдий захватывает трон и становится королем. Среди действующих лиц немало придворных и военных, что также подчеркивает актуальность темы власти в пьесе. Финал пьесы знаменует смена власти в стране, приход «властителя» Фортинбраса.

Целым рядом героев трагедии движет любовь. Офелия является невестой Гамлета. Зная о любви Гамлета и Офелии, королева и некоторые придворные видят в девушке будущую супругу принца. Ключевыми персонажами являются кровные родственники. Главный герой пьесы, Гамлет, предстает в качестве сына, любящего своего отца и готового отомстить за его гибель. Лаэрт готов пойти на смерть ради любви к своей сестре Офелии.

Значимая роль в пьесе отведена советникам короля, готовым растолковать правителю смысл происходящего. Одной из подобных фигур является Полоний. В трагедии упоминается шут Йорик, чья роль — раскрывать глаза короля на суть вещей, порой упускаемую другими из вида. Даже могильщики у Шекспира — своего рода философы, рассуждающие о том, что происходит в королевстве. Философское настроение на кладбище охватывает и Гамлета. Принц начинает размышлять о сути бренного человеческого существования.

Рассмотренные выше потребности в смысле, власти и любви характерны для зрелого типа личности, отличающегося развитостью триады высших психических функций «разум — воля — чувства» [17, с. 253].

Кроме того, одной из основных линий трагедии является тема творческого становления личности. Ее главный герой Гамлет раскрывается как самоактуализирующийся человек. Так, Лаэрт подмечает изменения, происходящие в личности принца по мере его взросления:

«Рост жизни не в одном развитье мышц. По мере роста тела в нем, как в храме, растет служенье духа и ума».

Наряду со стремлением к самоактуализации Гамлету присущи экспрессивные (творческие) потребности: в игре, самовыражении, ориентировке, а также эстетические потребности [17, с. 29—30].

Гамлет обладает несомненными творческими способностями. Среди прочего, принц увлекается театром, неплохо разбирается в игре актеров. Даже смертельно опасный поединок на шпагах с Лаэртом принц воспринимает не иначе, как игру.

«Вы лишь играли до сих пор», — замечает принц сопернику, что их поединок — всего лишь забава.

Гамлета восхищает способность актеров к самовыражению:

«Облик каждой складкой говорит, чем он живет», — живо передает актер свои переживания.

Принц надеется, что Клавдий непроизвольно выразит свою причастность к убийству во время постановки сцены, которая напомнит ему об отравлении короля:

«Люди с темным прошлым, находясь на представленье, сходном по завязке, ошеломлялись живостью игры и сами сознавались в злодеянье».

Гамлету не чужды эстетические чувства. Порой в речах принца проступает высокая поэтика слога. Его не оставляет равнодушным прекрасный облик Офелии:

«Вы... хороши собой, вашей порядочности нечего делать с вашей красотою», — смущает принца красота девушки.

Гамлет способен сориентироваться в самой сложной ситуации, как например, во время смертельно опасного для него плавания на корабле в Англию. Для него «законом стало сердце и в людях разбирается оно». Принц не только сам прислушивается к голосу собственной интуиции, но и призывает к тому других:

«Во всем слушайтесь внутреннего голоса», — призывает принц актеров полагаться на свое интуитивное чутье.

Поведение героев

Персонажам «Гамлета» присущ характерный образ действий. При этом действующие лица трагедии в процессе реализации своих стремлений к власти, любви и поиску смысла придерживаются тех же принципов поведения, что и герои прочих рассмотренных пьес Шекспира [17, с. 251—254]. Сходным образом герои «Гамлета» различаются как видами стремлений, так и способами реализации своих намерений.

• Один из основных персонажей трагедии, — брат короля Клавдий, стремится к обретению власти. В противоположность своему дяде Гамлет не жаждет монаршей власти, которую он должен унаследовать по праву. Принца не прельщает власть над людьми. Гамлету, переполненному противоречивыми мыслями и чувствами после встречи с призраком, важнее обрести власть над самим собой. Он считает, что даруемое властью ощущение могущества лишь тешит человеческое самолюбие. Не случайно принц иронично обращается в своем письме к Клавдию «великий и могущественный». Чувство всемогущества представляется Гамлету всего лишь игрой воображения:

«Заключите меня в скорлупу ореха, и я буду чувствовать себя повелителем бесконечности», — иронизирует принц.

Гамлету представляется удобная возможность отомстить за гибель отца, когда он застает Клавдия преклонившим колени во время молитвы. В этот момент все способен решить один удар меча:

«Какой удобный миг! Удар мечом — и он взовьется к небу, и вот возмездье».

Однако благородство характера не позволило принцу воспользоваться благоприятной конъюнктурой. Гамлет не захотел помешать молитве грешника, отложив месть «до боле страшной встречи». Вместе с тем впоследствии он корит себя за бездействие:

«Слоняюсь в сонливой лени и ни о себе не заикнусь, ни пальцем не ударю для короля», — ругает себя принц за неготовность к отмщению.

В финале пьесы подобная «страшная встреча» действительно происходит. Во время дуэли с Лаэртом в руке принца оказывается отравленная шпага. Движимый чувством мести, Гамлет свершает возмездие, навязывая Клавдию страшную и мучительную участь:

«Ступай отравленная стать по назначенью, — закалывает принц короля и заставляет выпить отравленный напиток. — Так на же самозванец-душегуб! Глотай свою жемчужину в растворе! За матерью последуй!»

Гамлет исполняет завет своего отца. Его поступок продиктован чувством сыновнего долга. Принц привык честно выполнять свой долг, он «слушается выбора других и соблюдает выгоду народа». Будучи смертельно ранен, Гамлет просит своего друга Горацио исполнить его последнюю волю:

«Все кончено, Гораций. Ты жив. Расскажешь правду обо мне».

Клавдий хочет обезопасить себя от непредсказуемых действий Гамлета. Вместе с тем король не в силах открыто выступить против наследного принца:

«Сурово с ним расправиться нельзя: к нему привязано простонародье», — не может правитель проигнорировать мнение подданных.

В связи с этим Клавдий решает отравить принца в Англию. Когда этот план срывается, король организует дуэль Гамлета и Лаэрта. Однако и на этот раз Клавдий оказывается бессилен помешать планам Гамлета. Пронзенный отравленной шпагой, он взывает о помощи:

«На выручку, друзья!... Я... ранен!» — слабеет король.

Однако никто не желает спасать преступника от смерти. «Поделом», — выражает общее мнение Лаэрт.

• Рядом действующих лиц трагедии движет любовь к близким людям: Гамлетом, Офелией, Лаэртом. Так, например, Гамлет любит не только Офелию, но и своего отца, а также друзей. Самым любимым, «настоящим другом» принца является Горацио. Ощущение единства и товарищества с человеком, на которого можно положиться, дорого сердцу Гамлета:

«Я в сердце заключу его с тобой, в святилище души», — сердечно любит Гамлет своего лучшего друга.

Поначалу близкие к Гамлету люди решают, что принц поглощен страстной любовью к Офелии и сходит по ней с ума. Между тем вскоре король догадывается, что принца занимают иные мысли:

«Любовь? Он поглощен совсем не ею. Он не то лелеет по темным уголкам своей души, высиживая что-то поопасней».

Гамлет поглощен раздумьями о неблагополучной ситуации в королевстве, связанной со смертью его отца и поспешным замужеством матери. Вместе с тем, не желая вступать в споры с окружающими, принц поначалу из вежливости присоединяется к мнению родственников. Он проявляет «сговорчивость», следуя совету королевы остаться при дворе и «не ездить в Виттенберг». Еще большую сговорчивость демонстрирует Полоний, заметив, что Гамлет влюблен в его дочь Офелию. Царедворец готов во всем согласиться с принцем, даже если тот противоречит сам себе:

«Что же тогда верно, милорд?» — пытается Полоний угодить Гамлету. Для сравнения, пережив гибель отца и потеряв сестру, последнего близкого ему человека, Лаэрт целиком поглощен горем. Он бросается вслед за Офелией в могилу, желая присоединиться к любимой сестре, и призывает могильщиков «заваливать мертвую с живым». Его примеру следует Гамлет, также бросающийся на гроб возлюбленной.

Гамлету приходится самостоятельно реализовывать план мести за отца. Он вынужден сам искать аргументы, достаточные для обвинения Клавдия. Принц справляется с задачей, подстроив королю мышеловку. Гамлет без чьей-либо помощи сумел избежать незавидной участи, ожидающей его в Англии, сбежав с корабля. Кроме того, верша суд над убийцей отца, он сам наказывает преступника. Все это указывает на личностную самодостаточность главного героя трагедии.

Между тем Гамлет не сразу находит нужное решение задачи, поставленной перед ним призраком короля. Обдумывая ситуацию, принц держится обособленно от всех, сторонясь окружающих:

«Один я. Наконец-то», — рад Гамлет случаю побыть одному.

Поначалу Клавдий переживает по поводу нелюдимости племянника. Между тем вскоре король приходит к тому выводу, что ему самому лучше держаться от него подальше:

«В Англию отправлю принца, — намерен Клавдий избавиться от Гамлета. — Пора забить в колодки этот ужас, гуляющий на воле».

Ради любви к отцу Гамлет отказывается от любви к Офелии. Между тем, пожертвовав возлюбленной, принц ощущает одиночество:

«Он бродит тут часами напролет по галерее», — одиноко Гамлету. Принц страдает от того, что он один должен решить сложную задачу, поставленную призраком короля. Когда в одной из комнат замка принц случайно встречает Офелию, у него невольно вырывается возглас облегчения: «Офелия! О радость!» Он обращается к девушке за поддержкой, просит помолиться за него. При этом, будучи вынужден отречься от любви к Офелии, Гамлет призывает ее провести жизнь в затворничестве, чтобы избежать соблазнов света:

«Ступай в монастырь.... Затворись в обители, говорю тебе».

• Многие действующие лица пьесы стремятся вникнуть в смысл происходящего вокруг. Нередко герои задаются вопросами, на которые пытаются найти ответы. Таков Гамлет, а также Полоний, Розенкранц и Гильденстерн. Так, например, Гамлет пытается осмыслить причину поспешного замужества матери после смерти короля:

«Как это все могло произойти? Два месяца как умер. Двух не будет. Такой король!... Замужем! За кем! За дядею, который схож с покойным как я с Гераклом».

Гамлет, не будучи в силах простить матери подобный опрометчивый поступок, читает назидания королеве:

«Вы сделали такое, что угашает искренность и стыд», — морализирует принц по поводу повторного замужества Гертруды.

Пытаясь понять суть происходящего, Гамлет нередко мучается сомнениями. Подобное душевное состояние принца ярко отражает его монолог «Быть иль не быть». Среди прочего, принц сомневается в истинности свидетельства призрака:

«Но может статься, тот дух был дьявол. Дьявол мог принять любимый образ», — колеблется Гамлет.

Гамлет стремится найти убедительные подтверждения виновности Клавдия в гибели короля:

«Нужны улики поверней моих», — сознает принц.

Гамлет вынужден основывать свои выводы относительно виновности Клавдия фактически лишь на предположениях. Между тем допущения — весьма шаткая основа для принятия окончательного решения. Показывая королю сцену убийства Гонзаго, Гамлет рассчитывает понять, какое из двух его предположений верно:

«Он либо выдаст чем-нибудь себя при виде сцены, либо этот призрак был демон зла», — намерен принц внести ясность в этот вопрос.

Желая получить подтверждение достоверности своих выводов, Гамлет привлекает к наблюдению за королем Горацио:

«Будь добр, гляди во все глаза. Вопьюсь и я, а после сопоставим итоги наблюдений», — просит принц своего друга.

Клавдий не смог вынести сцену отравления короля, детально воспроизводящую его собственное преступление. Не дождавшись окончания представления, король покидает зал. Удостоверившись в виновности дяди, Гамлет убеждает Горацио в правоте призрака:

«О Горацио! Тысячу фунтов за каждое слово призрака! Ты заметил?»

Впрочем, не было нужды убеждать в этом Горацио. Тот сам видел все собственными глазами, а потому возбужденно вторит Гамлету:

«Еще бы, принц!»

• Следует подчеркнуть, что Гамлет раскрывается как творческая натура. По ходу действия трагедии главный герой испытывает широкий диапазон ощущений и переживаний. Процесс творчества сопряжен как с состоянием творческого подъема, так и творческого упадка [3, с. 196—198]. Оба эти состояния знакомы Гамлету [17, с. 234—237]. В начале пьесы принц пребывает в состоянии упадка духа. Он не в силах справиться с мучительными переживаниями, вызванными гибелью отца и поспешным замужеством матери. Однако Гамлет все же находит в себе силы преодолеть внутренний кризис. В финале пьесы он действует на подъеме, решительно и энергично.

Поначалу Гамлет расстроен расслабленностью своего духа, не позволяющей ему реализовать свои замыслы:

«А я, тупой и жалкий выродок, слоняюсь в сонливой лени», — раскис принц.

Гамлет глубоко разочарован собственной нерешительностью:

«И ни о себе не заикнусь, ни пальцем не ударю для короля. Что ж, я трус?» — недоволен собой персонаж.

В какой-то момент Гамлет настолько падает духом, что ему кажется, будто весь мир лежит в упадке:

«Боже! Боже! Каким ничтожным, плоским и тупым мне кажется весь свет в своих движеньях! Какая грязь! И все осквернено», — низмен мир в восприятии принца.

Длительные негативные переживания и внутренние борения вызывают в личности принца разрушительные изменения:

«Могучий этот разум как колокол надбитый дребезжит», — находит Офелия странными речи принца.

Все вышеназванное приводит к деградации некогда решительного настроя Гамлета довести свой план до конца:

«Так погибают замыслы с размахом, вначале обещавшие успех», — отмечает принц регресс в своей решимости отомстить за отца.

Между тем Гамлет все же находит в себе силы реализовать свой замысел, испытав ощущение душевного подъема.

В критический момент Гамлет настраивает себя на решение стоящей перед ним задачи:

«Тьфу, черт! Проснись, мой мозг!» — заставляет себя принц собраться и преодолеть свою расслабленность.

Возвышенное состояние духа охватывает Гамлета в момент переживания чувства прекрасного. Красота Офелии невольно навевает принцу мысли о небесном. Он полагает, что столь прекрасной девушке следует стать монахиней, чтобы не искушать окружающих:

«Офелия! О радость! Помяни мои грехи в своих молитвах, нимфа, — воспрянул духом принц при виде неземной красоты. — Вы порядочны и хороши собой. ...Ступай в монастырь».

Выступление театральной труппы вдохновляет принца на постановку сцены, призванной изобличить убийцу его отца.

«Я поручу актерам сыграть пред дядей вещь по образцу отцовой смерти. Послежу за дядей — возьмет ли за живое. Если да, я знаю, как мне быть», — воодушевляется Гамлет внезапной идеей.

Гамлет творчески подходит к постановке спектакля. Он перерабатывает одну из театральных сцен, чтобы создать картину, в деталях воспроизводящую сцену отравления короля:

«Поставь это завтра вечером. Скажи, можно ли, в случае надобности, заучить кусок строк в двенадцать-шестнадцать, который бы я написал, — можно?» — креативно прорабатывает принц предстоящую постановку.

Гамлета поражает способность актера к перевоплощению. По мнению принца, человек, обладающий подобным талантом, способен преобразить самую затруднительную ситуацию:

«В его изображенье виновный бы прочел свой приговор. ...Нужны улики поверней моих, здесь, в записях. Для этого со сцены я совесть короля на них поддену», — намерен он в корне изменить положение вещей.

Раскрывая творческую сторону своей натуры, действующие лица трагедии используют стратегии поведения, которые могут быть отнесены к экспрессивным [17, с. 581—585], поскольку они сопряжены с потребностью в экспрессии [14, с. 126—127]. Можно выделить ряд основных вариантов поведения персонажей, сопряженных с соответствующими видами творческих устремлений.

• Главного героя трагедии отличает умение ориентироваться в самой непредсказуемой ситуации. Так, будучи отправлен Клавдием на корабле в Англию, Гамлет сумел сориентироваться в смертельно опасной ситуации, полагаясь лишь на собственную интуицию:

«Мне не давала спать какая-то борьба внутри. ...Пошел искать их, шарю в темноте. Беру у них пакет и возвращаюсь. ...Опутанный сетями, еще не зная, что я предприму, я загорелся», — по наитию действует герой.

Прочтя письмо короля, согласно которому его должны были казнить по прибытии в Англию, принц изменяет текст послания.

Сходным образом принц сумел сориентироваться в ситуации неопределенности в отношении вины Клавдия. Осознав, как можно разоблачить короля, Гамлет настроился на реализацию своего плана:

«Я знаю, как мне быть», — собрался принц решить проблему. Соответствующий пример Гамлету подал один из актеров труппы. Актер владеет умением настраиваться на предстоящее выступление: «Актер приезжий этот... так подчинил мечте свое сознанье», — полностью собран актер во время игры.

Подобное поведение персонажей отвечает выражению «изменить себя». Такие герои способны справиться со своими переживаниями. Они умеют преодолевать свои внутренние борения. Так, например, негативные перемены в стране откликаются в душе принца бурей переживаний. При этом Гамлет пытается совладать с собой:

«Разбейся сердце, надо стиснуть зубы», — борется принц.

Между тем длительное время дух Гамлета был расслаблен, что не позволяло принцу реализовать задуманное. По собственному выражению принца, он «слонялся в сонливой лени». Для сравнения, сходное состояние испытывал и Клавдий, узурпировавший власть:

«Как человек с колеблющейся целью, не знаю, что начать, и ничего не делаю», — расслаблена воля короля.

Когда Гамлет приводит свой план в исполнение, его настроение меняется. Принца переполняют эмоции. Он даже зовет музыкантов:

«Ах, ах! А ну музыку! Ну-ка, флейтисты!... А ну музыку!»

У короля и королевы после представления, устроенного принцем, также меняется настроение. Клавдий ослаб духом:

«Как мне быть?» — не знает король, что ему делать.

Гертруда также переживает по поводу произошедшего:

«Что ж теперь мне делать?» — пребывает в растерянности королева.

Подобное поведение персонажей отвечает выражению «человек меняется». В подобной ситуации персонажи демонстрируют черты, присущие астеническому складу личности, отвечающие меланхолическому темпераменту: чувствительность, слабость, склонность к переживаниям и проч. [17, с. 207—208].

Настроение лиц, обладающих меланхолическим темпераментом, легко меняется. Определенная сложность для людей подобного склада заключается в том, что изменения в их настроении происходят слишком быстро. Подобное положение дел описывает выражение «человек быстро меняется». Ситуацию быстрой смены настроений наглядно иллюстрирует замечание Гамлета по поводу скоропалительного замужества матери после смерти мужа:

«На брачный стол пошел пирог поминный», — поторопилась королева.

Астенические черты, например, присущи «нежнейшей» Офелии. Девушка впечатлительна, легко ранима, а потому неспособна противостоять жизненным невзгодам. Сознавая это, Гамлет призывает Офелию уйти в монастырь. Принц опасается, что она не сможет долго выносить жизнь при дворе. Заметим, что в душе девушки действительно происходят сильные перемены. Офелии пришлось пережить смерть отца, безумие принца, расставание с возлюбленным:

«Кто я, беднейшая из женщин, с недавним медом клятв в его душе, теперь, когда могучий этот разум как колокол надбитый, дребезжит... Боже мой! Куда все скрылось?» — чрезвычайно расстроена героиня.

Офелия не смогла вынести выпавшие на ее долю испытания и «помешалась». Жизнь героини трагически обрывается. Заметим, что длительное пребывание в состоянии вялости и расслабленности духа негативным образом сказывается и на Гамлете. Происходящее вокруг наносит чувствительный урон его душе. Принц чрезвычайно расстроен гибелью отца, переживает из-за непорядочного, по его мнению, поведения матери. Он стал легко раздражим. Гамлета утомляют расспросы окружающих, пытающихся влезть в его личную жизнь:

«Они сговорились меня с ума свести. ...Оставьте меня, приятели», — гонит прочь принц излишне назойливых школьных друзей.

• Некоторые действующие лица трагедии испытывают эстетические переживания. К примеру, выраженная поэтика слога проступает в речи Гамлета:

«Цветник мироздания, земля... Необъятный шатер воздуха с неприступно вознесшейся твердью, этот ли, видите ли, царственный свод, выложенный золотою искрой», — поэтично описывает принц мир.

Возвышенные обороты речи присутствуют в монологах актеров. Эстетические чувства сопряжены с ощущением меры и гармонии. Так, по свидетельству Полония, актеры обладают «хорошей дикцией и чувством меры».

Переживание прекрасного вызывает у героев ощущение внутреннего подъема, возвышающее над обыденностью. Так, Гамлету не чуждо чувство прекрасного. Принц отдает должное красоте Офелии. Он заворожено созерцает выступление одного из актеров, чье высокое исполнительское мастерство невольно очаровывает зрителей:

«Сходит кровь со щек его, глаза туманят слезы, замирает голос».

Вместе с тем Гамлет глубоко разочаровывается в тех людях, чьи поступки кажутся ему некрасивыми и отвратительными. Сходным образом принц разочарован своей нерешительностью. На фоне актера, мастерски исполняющего свою роль, Гамлет в собственных глазах явно проигрывает:

«А я, я изощряюсь в жалких восклицаньях и весь раскис, как уличная тварь, как судомойка! Тьфу, черт. ...А я, тупой и жалкий выродок, слоняюсь в сонной лени и ни о себе не заикнусь, ни пальцем не ударю для короля. Что ж, я трус?... Позор не злит меня».

Гамлет медлит с реализацией плана мести, тщательно все обдумывая. Подобное поведение героя отвечает выражению «человек не меняется». В подобной ситуации персонажи демонстрируют черты флегматического темперамента: медлительность, инертность, вдумчивость, хладнокровие и проч. [17, с. 207].

Лица, обладающие флегматическим темпераментом, достаточно медленно реагируют на изменения. Проблема людей подобного склада состоит в том, что их натуру сложно изменить в лучшую сторону. Подобное положение дел отвечает выражению «человек неисправим». Соответствующую ситуацию наглядно иллюстрирует одно из высказываний Гамлета:

«Нераскаян человек и неисправим», — нельзя усовершенствовать человеческую природу, по мнению принца.

Отметим, что длительное пребывание в состоянии глубокого разочарования происходящим негативным образом сказывается на принце. Подобная ситуация отвечает выражению «человек деградирует». В какой-то момент Гамлет теряет ко всему интерес, его охватывает безразличие к окружающему:

«Я потерял всю свою веселость и привычку к занятиям», — говорит он.

Порой Гамлет испытывает упаднические настроения. Он становится апатичен, словно сильно подавлен чем-то:

«Он впал в тоску, утратил аппетит, утратил сон, затем утратил силы».

Принц бывает неприветлив, угрюм и нелюдим, замыкается в себе:

«Он бродит тут часами напролет по галерее», — замечает Полоний.

• Некоторым действующим лицам трагедии присуще стремление к самовыражению. Наибольшей способностью к самовыражению обладают актеры. Присутствующих на представлении труппы восхищает способность актеров выражать свои чувства:

«Смотрите, он изменился в лице и весь в слезах!» — впечатлен Полоний актерским мастерством.

Выступление одного из актеров вдохновляет Гамлета на постановку сцены, призванной изобличить короля:

«Что б он натворил, будь у него такой же повод к мести, как у меня? Он сцену б утопил в потоке слез. В его изображенье виновный прочел бы приговор», — окрыляет принца образчик мастерства.

Воодушевленный пришедшей ему идеей, Гамлет забывает о своих былых упаднических настроениях. А ведь еще совсем недавно ему казалось, что весь мир лежит в упадке:

«Дания — тюрьма», — заявляет принц, соглашаясь с Розенкранцем в том, что «весь мир — тюрьма».

Отметим, что действие пьесы проходит на фоне «грозящих государству потрясений» ввиду готовящегося вторжения Фортинбраса:

«Фортинбрас, в избытке прирожденного задора набрал по всей Норвегии отряд... головорезов. ...Вот тут-то, полагаю, и лежит важнейшая причина наших сборов, источник беспокойства и предлог к растерянности и к горячке в крае», — замечает Горацио изменения в стране.

Подобное поведение героев отвечает выражению «мир меняется». В подобной ситуации персонажи демонстрируют черты холерического темперамента: горячность, порывистость, торопливость действий и проч. [17, с. 207—208].

Между тем проблема заключается не в происходящих в королевстве изменениях как таковых. Сложность в том, что эти перемены происходят слишком быстро, лихорадочно. Подобное положение дел описывает выражение «мир быстро меняется». Так, Гамлет сокрушается, что после смерти короля из-за поспешного замужества королевы в Дании все вокруг быстро поменялось:

«Все осквернено, как в цветнике, поросшем сплошь бурьяном. Как это все могло произойти? Два месяца как умер. Двух не будет. Такой король!

...Нет месяца!» — чересчур поспешны перемены на взгляд принца.

Гамлет желает изменить положение вещей. Воодушевленный благородным порывом, он намерен осуществить завет отца:

«Не дай постели датских королей служить кровосмешенью и распутству!»

Фактически в данном случае главный герой трагедии руководствуется принципом «изменим мир». Между тем чрезмерное воодушевление накладывает характерный отпечаток на поведение Гамлета. Пребывая в возбужденном состоянии духа, он начинает действовать излишне поспешно и лихорадочно. Находясь в подобном возбужденном состоянии, принц закалывает Полония:

«Ах так? Тут крысы? На пари — готово!» — восклицает Гамлет, протыкая шпагой ковер, за которым послышался чей-то возглас.

Порой принц чрезмерно бурно реагирует на происходящее. К примеру, Гамлет необдуманно бросается в яростную рукопашную схватку с Лаэртом, явившуюся предвестницей их роковой дуэли:

«Отчаянное что-то есть во мне. ...Руки с горла!... Я соглашаюсь драться до конца и не уймусь, пока мигают веки», — восклицает принц.

Подчас Гамлет избыточно драматизирует ситуацию. Он излишне преувеличенно выражает свои эмоции и переживания, что выглядит достаточно театрально. Так, в сцене похорон Офелии Гамлет в порыве чувств бросает вызов Лаэрту, оплакивающему смерть своей сестры. В этот момент оба персонажа переживают сильный душевный надрыв:

«Я любил Офелию, и сорок тысяч братьев и вся любовь их — не чета моей. Скажи, на что ты в честь ее способен? Я знать хочу, на что бы ты решился? Рыдал? Рвал платье? Дрался? Голодал? Пил уксус? Крокодилов ел? Все это могу и я», — заявляет принц в экстатическом порыве.

• Некоторые действующие лица трагедии принимают участие в процессе игры. Яркими примером таких персонажей являются актеры, играющие в театре. Своего рода игру с принцем ведут Розенкранц и Гильденстерн. Когда Гамлет понимает это, он заявляет им, что не позволит играть на себе, как на флейте:

«Эта маленькая вещица нарочно приспособлена для игры, у нее чудный тон, и тем не менее вы не можете заставить ее говорить. Что ж вы думаете, со мной это легче, чем с флейтой?» — не по вкусу принцу игры, которые затеяли его школьные приятели.

Гамлет творчески участвует в постановке спектакля. Он перерабатывает одну из театральных постановок, чтобы в деталях воссоздать сцену отравления короля. Исполняя функции режиссера задуманной им постановки, Гамлет добивается от актеров реалистичной игры:

«Сможете вы сыграть "Убийство Гонзаго"? — креативен принц. — Говорите пожалуйста, роль, как я показывал: легко и без запинки».

Решение о постановке «мышеловки» оказывается судьбоносным для Гамлета. Это своего рода водораздел, разделяющий период саморазрушения личности принца от периода творческого созидания. Внутренние борения и самобичевание разрушительным образом сказываются на личности Гамета. Окружающие даже принимают его за безумца. При этом принц порой сам приступает к бичеванию окружающих. Он закалывает Полония, приняв того за шпиона. Затем Гамлет начинает безжалостно обличать королеву, желая пробудить в ней стыд и чувство вины:

«Гамлет, пощади! Твои слова как острия кинжалов и режут», — молит Гертруда сына о пощаде.

Увлекшись, принц не задумывается о том, что королева «не в силах справиться с ударом». На это принцу указывает явившийся призрак короля. В моменты, когда Гамлет воспринимает происходящее как игру, ему кажется, будто все происходит как бы понарошку, в шутку. Будто бы все привнесенные в окружающий мир изменения временны, и в случае неудачи все можно переиграть заново. Подобная ситуация отвечает выражению «мир не меняется». В такой ситуации персонажи демонстрируют черты сангвинистического темперамента: активность, энергичность, быстроту, живость и проч. [17, с. 207].

Между тем проблема состоит не в том, что мир не меняется. Сложность в том, что окружающее нельзя изменить к лучшему. Подобное положение дел отражает выражение «мир не исправить». Соответствующую ситуацию, в частности, иллюстрирует один из диалогов Гамлета с Розенкранцем. На вопрос Гамлета — «что нового?» Розенкранц отвечает, — «ничего, принц».

Заметим, что длительное пребывание в состоянии саморазрушения негативным образом сказывается на принце. Принцу начинает казаться, что весь мир вокруг разрушается:

«Все осквернено, как в цветнике, поросшем сплошь бурьяном», — повсюду видится Гамлету запустение.

Подобная ситуация отвечает выражению «мир деградирует». Соответствующее мироощущение проявляется у Гамлета после гибели отца. Его пессимистичный настрой еще больше усиливает встреча с призраком короля. Принц признается Розенкранцу и Гильденстерну:

«Мне так не по себе, что этот цветник мирозданья, земля, кажется мне бесплодной скалою... Что мне эта квинтэссенция праха?»

Находясь в упадническом состоянии духа, Гамлет мучает себя и других. Порой он поступает жестоко с окружающими, например, с Офелией, со своей матерью. В такие моменты принц замечает преимущественно мрачную сторону жизни:

«К чему плодить грешников?... У меня столько всего, чем попрекнуть себя, что лучше бы моя мать не рожала меня. Я очень горд, мстителен, самолюбив. ...Какого дьявола люди вроде меня толкутся между небом и землею? Все мы кругом обманщики», — цинично рассуждает герой.

Гамлету кажется, что даже чистая душой Офелия неизбежно нравственно падет, если останется жить в миру и не уйдет в монастырь:

«Скорей красота стащит порядочность в омут, нежели порядочность исправит красоту, — пессимистично рассуждает принц. — Будь непорочна, как лед, и чиста, как снег, — не уйти тебе от понапраслины».

• На примере Гамлета Шекспиром показан процесс самоактуализации личности. По ходу действия пьесы в характере принца происходят прогрессивные изменения, свидетельствующие об его личностном росте. Так, Лаэрт свидетельствует о духовном росте Гамлета:

«Рост жизни не в одном развитье мышц. По мере роста тела в нем, как в храме, растет служенье духа и ума».

При этом Гамлет призывает совершенствоваться и других. Так, например, он учит актеров реалистичной игре в задуманной им постановке «мышеловки»:

«Говорите, пожалуйста, роль, как я показывал: легко и без запинки. ...Даже в потоке, буре и, скажем, урагане страсти учитесь сдержанности, которая придает всему стройность».

По ходу действия трагедии Гамлет заметно преображается. Он исполняется решимости в корне поменять ситуацию, которая его не устраивает. В немалой степени этому способствовал пример актера, владеющего искусством перевоплощения:

«Что б он натворил, будь у него такой же повод к мести, как у меня? Он сцену б утопил в потоке слез. В его изображенье виновный прочел бы приговор», — способен актер трансформировать окружающую ситуацию.

Вместе с тем поначалу Гамлет демонстрирует неспособность совладать с терзающими его душу переживаниями. Некогда решительный настрой принца исполнить завет отца все более деградирует. Гамлет сам замечает подобную негативную тенденцию:

«Малодушничает наша мысль и вянет, как цветок, решимость наша в бесплодье умственного тупика. Так погибают замыслы с размахом, вначале обещавшие успех, от долгих отлагательств», — сокрушается принц.

Следует отметить, что изменения в характере принца происходят на фоне драматических событий в стране. Изначально принц упоминается в пьесе как выдающаяся фигура, способная влиять на ход исторических событий. Говорится о том, что «осилил храбрый Гамлет» напавшего на Данию Фортинбраса, «властителя норвежцев». Принц горячится по поводу поспешного замужества матери, произошедшего на фоне «горячки в крае», вызванной повторным вторжением Фортинбраса — «младшего», наследного принца Норвегии. Символично, что вскоре после того, как Гамлет исполняет свой замысел и произносит «все кончено», на сцене, наконец, появляется сам Фортинбрас. Явление норвежского принца в финале пьесы олицетворяет конец династии датских королей.

Описанная ситуация отвечает выражению «меняется мир и человек вместе с ним». Данный подход предполагает соответствие внешних и внутренних изменений. Так, некоторые персонажи адекватно реагируют на изменения в окружающем мире, а также прислушиваются к процессам, происходящим в них самих. Таковы Гамлет и Горацио. Подобных героев отличает способность владеть собой, умение пережить неудачи. Они способны приспособиться к происходящим вокруг изменениям. Это позволяет им добиться успеха в своих начинаниях. Так, происходящие в королевстве перемены откликаются в душе Гамлета бурей эмоций и переживаний. Однако он старается совладать с собой и преодолеть выпавшие на его долю невзгоды, рассуждая:

«Достойно ль терпеть без ропота позор судьбы иль надо оказать сопротивленье, восстать, вооружиться, победить или погибнуть?».

В свою очередь, действия принца Датского оказывают влияние на все королевство. Так, «в бою осилил храбрый Гамлет» норвежского властителя Фортинбраса, чем спас земли королевства от захвата. Лаэрт свидетельствует, что принц играет важную роль в жизни Дании:

«От его поступков зависит благоденствие страны».

Клавдий шлет принца в Англию, когда понимает, «как опасен он».

Заметим, что в датском королевстве происходят не только позитивные, но и негативные изменения. Также изменения во внутреннем мире героев носят как прогрессивный, так и регрессивный характер. Происходящие в пьесе события подчинены определенной закономерности, которая может быть выражена формулой: «прогресс в одном сопряжен с деградацией в другом». Иными словами, героям трагедии за все приходится платить. Причем чем большего успеха они достигают, тем большим им приходиться поступиться. Так, ради блага страны Гамлет вынужден пожертвовать не только счастливым браком с Офелией, датским престолом, но и самой жизнью:

«Не вправе он, как всякий человек, стремиться к счастью, — свидетельствует Лаэрт о принце. — Он ничего не выбирает в жизни, а слушается выбора других и соблюдает выгоду народа».

Служения своей стране Гамлет требует и от Горацио, своего друга:

«Если ты мне друг, то ты на время поступишься блаженством. Подыши еще трудами мира и поведай про жизнь мою», — завещает принц.

Для сравнения, Клавдий заботится не о благе страны, а об удовлетворении личных амбиций. Организованный им государственный переворот удался. Однако смена власти, произошедшая преступным путем, сопровождалась падением нравов, выразившихся, по словам Горацио, в «страшных, кровавых и безжалостных делах». После явления призрака короля Гамлет все силы направляет на то, чтобы исполнить завещание отца. В конечном итоге воля умершего выполняется. Однако какую цену за это пришлось заплатить живым? Помимо Клавдия, гибнет Полоний, Офелия, Лаэрт, королева, а также сам Гамлет.

Таким образом, характерологический анализ персонажей трагедии «Гамлет» показывает, что ее героям присущи потребности, характерные для зрелого типа личности: во власти, любви и поиске смысла. При реализации вышеназванных стремлений персонажи «Гамлета» придерживаются тех же принципов поведения, что и герои прочих рассмотренных пьес. От персонажей других пьес героев трагедии отличает выраженность экспрессивных (творческих) потребностей: в игре, самовыражении, ориентировке, эстетические потребности, а также стремление к самоактуализации.

Герои пьесы различаются как видами стремлений, так и способами реализации своих намерений, сопряженными с чертами характера. Ряд способов поведения позволяет героям реализовать их стремления и достигнуть желаемого. Некоторые способы поведения оказываются достаточно эффективными лишь в ограниченном числе случаев. Если герои прибегают к противоречивому образу действий регулярно, вне контекста ситуации, это чревато неблагоприятными последствиями как для них самих, так и для окружающих.

Экзистенциальные темы

Помимо рассмотренных выше вопросов, в трагедии «Гамлет» поднимается целый ряд экзистенциальных тем, нашедших свое отражение в прочих пьесах Шекспира. Как уже говорилось, сквозь всю трагедию проходит тема любви Гамлета и Офелии, подчеркивается любовь принца к своему отцу и друзьям. Любовь принца к дочери царедворца Полония очень сильна. Офелия не королевского рода. По своему происхождению девушка не чета принцу, о чем ей неоднократно напоминают отец и брат. Несмотря на это, королева Гертруда Офелию «мечтала в дом ввести женою Гамлета». Между тем любовь, преодолевающая разделение и разобщенность, обретает экзистенциальный характер. Экзистенциальный характер любви героев подчеркивает то, что Офелия не в силах жить без любви принца. Сердце Гамлета также «отметило» Горацио, «заключив его в святилище души». Между друзьями сложились глубоко личные, близкие и доверительные отношения, что указывает на их экзистенциальный характер.

В «Гамлете» также поднимается тема предопределенности судьбы. Гамлет клянется призраку короля отмстить убийце. В этот момент судьба Клавдия фактически оказывается предрешена, равно как и судьба самого принца. Между тем принц мог отказаться от мщения и в свой срок наследовать престол датского королевства. Однако он добровольно избирает иной, тернистый путь. Гамлет руководствуется принципом свободы воли и тогда, когда запрещает Розенкранцу и Гильденстерну манипулировать им, играя, словно на флейте.

Наконец, через всю трагедию красной строкой проходит тема жизни и смерти, бытия и небытия. Драматичный сюжет пьесы развивается на фоне целой вереницы смертей. Пожалуй, наивысшего накала подобная проблематика достигает в монологе Гамлета «Быть иль не быть», поднимающем тему смысла жизни.

В «Гамлете» также звучит тема творческого становления личности, что отличает трагедию от прочих рассмотренных пьес Шекспира. «По мере роста тела» в главном герое пьесы «растет служенье духа и ума». Гамлет способен совершать неординарные поступки, способные круто изменить его собственную жизнь, а также судьбы других людей. Принц оказывается вовлечен в целый поток событий, вереницей сменяющих друг друга: смерть отца и поспешное замужество матери; подготовка к войне с Норвегией; явление призрака короля; выступление труппы актеров; путешествие в Англию; гибель возлюбленной Офелии; дуэль с Лаэртом, а также целый ряд других событий, заставляющих принца не только переживать, но и адекватным образом творчески на них реагировать. Между тем творческое становление личности неразрывно связано с достижением экзистенции. Само достижение экзистенции экзистенциальный анализ рассматривает как процесс «становления и развития» [12, с. 107].

По ходу действия пьесы Гамлет испытывает целый ряд состояний, сопряженных с достижением экзистенции [17, с. 285—299]. Среди прочего, он переживает как ощущение творческого подъема, так и творческого упадка. Состояние упадка духа препятствует достижению экзистенции. Подобные переживания столь мучительны для принца, что в какой-то момент он даже малодушно помышляет о смерти. И все же в финале пьесы, несмотря на всю его драматичность, главный герой ощущает душевный подъем.

Такие герои, как Гамлет и Горацио, достойны более счастливой судьбы. Они вправе выбрать для себя такой путь:

«Всякий человек стремится к счастью», — свидетельствует Лаэрт.

Вместе с тем Гамлет и Горацио готовы добровольно «поступиться блаженством» ради исполнения своего долга. Их жизненный путь освещен высокой целью — стремлением к торжеству справедливости. Такие герои, что называется, дышат полной грудью, испытывая широчайший спектр переживаний и многого добиваясь. Их жизнь насыщенна событиями и свершениями. Для сравнения, некоторые другие персонажи трагедии лишены возможности ощутить себя счастливыми. Как правило, они пребывают в состояниях, препятствующих достижению экзистенции. Их жизнь достаточно безрадостна, а участь горька. К таким героям относятся Клавдий и Гертруда.