Счетчики






Яндекс.Метрика

От автора-составителя

Предлагаемая читателям энциклопедия позволит познакомиться со всем творчеством Уильяма Шекспира. Каждому его произведению посвящена отдельная статья, которая дает представление не только о сюжете, но и о смысле, а также о тех источниках, которыми пользовался Шекспир, если, конечно, сюжет не был придуман им самостоятельно. Почти всегда приводятся выдержки из произведений (нередко очень обширные) в лучших (или в одних из лучших) на данный момент переводах. Среди них читатель не найдет, правда, переводов Бориса Пастернака. Почти все переводы заимствованы из «классического» собрания сочинений Шекспира 1957—1960 годов (исключение составляют только трагедии «Отелло» и «Макбет» в переводе Михаила Лозинского). За последующие годы появилось не так много новых работ, если не считать, конечно, сомнительных переводов «Гамлета». Сонетам пока повезло больше — автор может уверенно об этом говорить, поскольку был одним из двух составителей антологии современных переводов, которая меньше чем за год выдержала уже второе издание.

В статье о «Макбете» преимущество, как уже говорилось, отдано переводу Михаила Лозинского, однако некоторые фрагменты трагедии даются в переводе Юрия Корнеева. Хотя и редко, но иногда все-таки используются переводы XIX века. Иногда приводятся прозаические переводы (в первую очередь, сделанные одним из ведущих современных шекспироведов Валентиной Комаровой). Некоторые прозаические и даже стихотворные переводы выполнены автором-составителем энциклопедии; в таких случаях переводчик не указан.

Об одних произведениях рассказано больше, о других — меньше. Это вызвано как объективными, так и субъективными причинами. Большое внимание уделено такой не слишком известной исторической хронике, как «Ричард II». Но эта пьеса открывает тетралогию, цикл из четырех исторических хроник, куда вошло такое известное произведение, как «Генрих IV». Недооцененной пьесой является и «Юлий Цезарь» — первое произведение Шекспира, переведенное на русский язык (Карамзиным).

Георг Гервинус (1805—1871), немецкий историк и литературовед, разделил творчество Шекспира на четыре периода. К первому периоду относятся радостные (по большей своей части) комедии, исторические хроники, ранние трагедии, поэтические произведения (крупные поэмы, сонеты). Второй начинается с «Гамлета» (и значит, с первого же года XVII века; «Юлий Цезарь», премьерой которого, видимо, открылся знаменитый театр «Глобус» должен считаться прологом периода), — подавляющее большинство «великих трагедий», «мрачные комедии», античные пьесы. К третьему периоду — барочные мелодрамы. Им и особенно «Цимбелину», самой многоплановой по сюжету пьесе Шекспира, уделяется особое внимание. Четвертый период, к которому относятся последняя историческая хроника и две пьесы, написанные в соавторстве с Джоном Флетчером (одна из них, увы, утеряна), можно назвать эпилогом шекспировского творчества.

Естественно, энциклопедия не сводится только к творчеству Шекспира. К сожалению, о его биографии известно намного меньше, чем о писателях позднейших эпох. А может быть, это и к лучшему — ведь, в отличие от них, он не становится литературным персонажем собственной биографии. Тем не менее о Шекспире, его семье, о тех фактах его жизни, которые достаточно хорошо известны, сказано немало. Большое внимание уделено отцу Шекспира и зятю писателя Джону Холлу, блестящему врачу, который, видимо, оказал влияние на творчество своего тестя. На основании не сразу появившейся в пьесах Шекспира, но ставшей лейтмотивом теме брата-предателя выдвигается версия о сложных отношениях с его младшим братом Эдмундом.

Важной темой является обзор творчества писателей-современников — в первую очередь драматургов. Составитель энциклопедии ставил перед собой задачу как можно лучше показать театральную жизнь того времени, которое дало миру великого гения, и надеется, что это ему удалось. Политическим событиям, конечно, тоже уделено внимание (в первую очередь такому важному событию, как заговор Эссекса).

Уильям Шекспир вовсе не является каким-то уникальным одиночкой. Он жил в эпоху потрясающего расцвета английской литературы, когда пьесы для общедоступных театров играли важную роль. Будучи глубоко самобытным, Шекспир, однако, вместил все значительное, что было открыто его современниками. Шекспир держал руку на пульсе своего времени. Когда выход книги Филипа Сидни вызвал «сонетный бум», Шекспир, судя по всему, начал писать сонеты. Очень быстро он реагировал на появление маньеристских и барочных пьес. Именно благодаря этому его имя не просто вошло в историю мировой литературы, но заняло в ней первостепенное место. Шекспир был признан самым великим человеком прошедшего тысячелетия.

Среди современников Шекспира лучшими драматургами признаны Кристофер Марло и Бен Джонсон. О Марло, который был убит в 29 лет, никак нельзя было написать большой статьи. Зато Бену Джонсону посвящена обширная статья.

Вообще же, энциклопедия во многом носит театральный характер. Творчество Шекспира не закончилось с его смертью. Оно продолжается и будет продолжаться до тех пор, пока режиссеры и актеры предлагают свои трактовки его пьес (теперь уже не только на сцене, но и в экранизациях). Особенно много места в энциклопедии уделено тому, что мало известно большинству читателей, — судьбе шекспировской драматургии в английском театре и дореволюционной истории постановок Шекспира в нашей стране. Но не забывается, конечно, и современность. Читатели смогут узнать или уточнить, каких именно героев и героинь Великого Барда играли или еще играют хорошо им известные, любимые актеры и актрисы.

Шекспироведам в энциклопедии посвящено не очень много заметок. Тем не менее их идеи повлияли на разбор произведений. Чаще всего цитируются наши шекспироведы — Валентина Комарова, Александр Аникст, Алексей Бартошевич (последние относятся к «Гамлету» и постановкам Шекспира на английской сцене).

Важную роль играет тема музыки. Помимо статей об операх и балетах, вдохновленных произведениями Шекспира, читатели найдут заметки о выдающихся композиторах, в чьей музыке отразилось его творчество. И, конечно, не забыты песни, «текстами» которых стали сонеты Шекспира.

Можно сказать, что у энциклопедии четыре темы. Первая — это творчество Шекспира, мир, созданный им. Вторая — его жизнь как человека, та среда, из которой он вышел, чтобы достичь невероятной высоты. Третья — театральная, литературная, политическая эпоха, в которую он жил. И наконец, четвертая — это «планета Шекспира». Так назвал один из своих романов американский фантаст Клиффорд Саймак. «Планетой Шекспира» у него была Земля.

Вадим Николаев

  К оглавлению Следующая страница