Счетчики






Яндекс.Метрика

Аллегория (греч. «иносказание»)

Иносказание, выраженное ни в одном слове, как это бывает с метафорой, а развивающееся в целую картину. Аллегорией может быть назван сонет 34. Казалось бы, бытовое событие, когда человек, рассчитывая на хорошую погоду и выйдя из дома без плаща, попал под дождь, в действительности изображает личные отношения поэта с его Другом.

В пьесах Шекспира аллегорий, естественно, еще больше. Стоит отметить связанные с государством аллегории, характерные для исторических хроник Еще в «Генрихе VI» была употреблена восходящая к античности аллегория «государство — корабль». В «Ричарде II» содержится аллегория «государство — сад», которая признана важнейшей политической аллегорией в творчестве Шекспира. Хотя она была достаточно распространенной в XVI веке, шекспировский вариант восходит к идеологу народного восстания Джону Боллу. В «Генрихе IV» встречаются и известная по политическим трактатам аллегория «государство — здание», и весьма оригинальная «государство — лошадь, на которой ездят грабители». Наконец, в «Генрихе V», пьесе об идеальном правителе, встречается аллегория «государство — пчелиный улей», предвосхищающая Наполеона Бонапарта, для которого связанный с государством символ пчел был очень важным. Автором этой идеи был знаменитый английский юрист шекспировской эпохи Эдвард Кок.

В последней пьесе Шекспира «Генрих VIII» есть аллегория «Государство — дерево». На ее фоне возникает первый конфликт между кардиналом Вулси и королем. Вулси считает корнями (то есть, основой государства) правителей, а Генрих VIII (по крайней мере, на словах) — народ.

Весьма интересна аллегория о мире-театре и семи действиях жизни, которую произносит Жак в комедии «Как вам это понравится».

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница