Разделы
Рекомендуем
Кин Эдмунд (1787—1833)
Английский актер, который первым принес романтизм на сцену. Как писал поэт Сэмюэл Тейлор Кольридж, «видеть его играющим все равно что читать Шекспира при блеске молний». Игру Кина нередко сравнивали с поэзией Байрона, который, кстати, был младше его только на год. Кин дебютировал еще подростком, сыграв в Друри-Лэйн принца Артура («Король Джон», 1801), однако следующие тринадцать лет провел в провинции и пятнадцатилетний играл в Йорке Гамлета. В 1814 году он сыграл в Друри-Лэйн Шейлока, которого представил величественной и трагической фигурой. Такая неожиданная трактовка, разумеется, вызвала сенсацию. Вместо привычного рыжеволосого, нечесаного еврея Кин, надев черный парик, создал образ привлекательного человека, вызывающего и сострадание, и страх. Он был романтическим мятежником и напоминал байроновского Каина. Спустя два года критик Уильям Хэзлитт напишет, что Кин «разрушил религию Кембла... на которой мы были воспитаны». По поводу роли Гамлета, сыгранной Кином всего лишь через месяц после Шейлока, тот же Хэзлитт заметил, что актер «слишком силен и резок» для задумчивого принца. Тем не менее критик в целом одобрил трактовку Кина. В том же году Кин сыграл и Отелло, и Яго. В дальнейшем он продолжил исполнение шекспировских ролей, никогда не участвуя в постановках комедий. Среди его ролей были скорее разочарованные Ромео и Макбет, невероятный Ричард II, Тимон Афинский, Ричард, герцог Йоркский, в адаптации «Генриха VI», Постум, отличавшийся поразительным преимуществом над Якимо, а также король Джон, Хотспур, Кориолан, кардинал Вулси.
В 1820 году, вскоре после смерти короля Георга III, Кин получил заглавную роль в «Короле Лире». Хэзлитт отметил «гигантскую печаль» Лира, которая избежала «его (киновской) хватки и поставила в тупик его понимание».
В 1820 и 1825 годах Кин делал турне по Америке; главной причиной был скандал вокруг его романа с Шарлоттой Кокс, чей муж был олдерменом и входил в комитет Друри-Лэйн. После своего второго возвращения из Америки Кин некоторое время играл в Ковент-Гардене, но затем вновь вернулся в Друри-Лэйн. В 1830 году он не слишком удачно и, пожалуй, слишком поздно сыграл Генриха V. В 1832 году Кин играл Отелло, а роль Яго исполнял его соперник Макреди. Спустя год и незадолго до своей смерти Кин в последний раз сыграл Отелло; роль Яго теперь досталась его сыну Чарльзу. Пьеса Александра Дюма «Кин, или Гений и беспутство» (1836) имела большой успех и в XIX веке ставилась во многих странах, включая Россию. В XX веке ее переработками занимались Жан-Поль Сартр и Григорий Горин.
Эдмунд Кин в роли Ричарда III, 1814
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |