Счетчики






Яндекс.Метрика

Крэг Эдвард Гордон (1872—1966)

Английский режиссер, художник-постановщик и теоретик театрального искусства. Хотя Крэг поставил всего лишь несколько спектаклей, он оказал большое влияние на шекспировские постановки XX века. Дебютировав в 1903 году спектаклем «Много шума из ничего» для своей матери Эллен Терри, в дальнейшем он положил начало целой серии практических и теоретических реформ, которыми воспользовались позднейшие модернисты (и не только модернисты). Главной идеей Крэга была идея актера-«сверхмарионетки», впервые изложенная в статье 1907 года. Ее вполне оправдал Александр Аникст, который до этого сильно критиковал Крэга: «Не унизить актера, а поднять его хочет Крэг. Обобщение, которого должен достигнуть актер символического театра, поднимает его над уровнем отдельной личности и приближает к божеству как символу определенных сторон жизни и человека. Поэтому актер Крэга не просто марионетка, а сверхмарионетка». Спустя год после написания статьи Крэг неожиданно получил от Бирбома Три предложение поставить «Макбет» в Театре Его Величества. Однако его эскизы были отвергнуты, и спектакль не состоялся.

В 1909 году началась совместная работа Константина Станиславского и приглашенного им Крэга над постановкой «Гамлета» в МХТ. Первоначально Крэг хотел, чтобы главную роль сыграл сам Станиславский. Впоследствии тот напишет: «Ничто не нравилось Крэгу.

Он протестовал, с одной стороны, против условности, напоминавшей обычный театр, а с другой стороны, не принимал обыденной естественности, лишавшей исполнение поэзии.

Крэг, как и я, хотел совершенства, идеала, т. е. простого, сильного, глубокого, возвышенного, художественного и красивого выражения живого человеческого чувства. Этого я дать ему не мог». В итоге Гамлета сыграл Василий Качалов.

На спектакль оказали влияние политические события. И Россия, и Великобритания перенесли серьезные потрясения. Крэг ставил «Гамлета» после англо-бурской войны, Станиславский — после революции 1905 года.

Премьера состоялась в 1911 году.

Гамлет метался в каменном застенке («Дания — тюрьма») и одновременно находился в изоляции от заточившего его мира. Это особенно ярко было показано во второй сцене первого акта, где впервые появляется герой. Очень далеко, почти в глубине сцены на возвышении располагались король и королева, а по бокам и чуть ниже — двор. На переднем плане сидел Гамлет — лицом к публике и спиной к королю.

Этой символики не смог понять известный трагик Россов, привыкший к реалистическим мизансценам. В своей рецензии он иронизировал: «Слух у Гамлета, оказывается, настолько развит, что он отчетливо слышит все обращаемые к нему за версту реплики и, в свою очередь, отвечает на них таким спокойным, "комнатным" тоном».

Сам Крэг полагал, что его эпоха придет между 1960 и 2000 годами.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница