Разделы
Маньеризм
Стиль, который отражал кризис идеалов Ренессанса. Вместо подражания природе для автора главным становилось самовыражение (Гамлет призывает актеров подражать природе, однако очень многое в трагедии противоречит этому).
Мир маньеристских художников близок к хаосу. Монументальность заменяется текучестью и дисгармоническими контрастами. Для поэзии характерна сложная, порою темная и гротескная форма. Трагическое и комическое причудливо совмещаются друг с другом. Искусство маньеристов индивидуально и интеллектуально. Идеал личности распадается на две несовместимые половины. Поэтому в творчестве проявляется и обостренная духовность, которая возвращается к средневековому мышлению, и скептицизм, гедонизм, который часто граничит с изощренной эротикой.
Первым появлением маньеризма в английской драме была, судя по всему, пьеса Джона Марстона «Месть Антонио» (1600). Маньеризм проявился в великих трагедиях Шекспира (начиная с «Гамлета»), в его пьесе «Троил и Крессида», где происходит крах романтической любви и воинской доблести, а также в «мрачных» комедиях — «Все хорошо, что хорошо кончается» и особенно «Мера за меру». Однако типичный для более ранних произведений образ Изабеллы не делает эту пьесу полностью маньеристской. Шекспир, который был, по определению А. Горбунова, надстилевым писателем, активно использовал приемы нового стиля, однако полностью не углублялся в него.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |