Разделы
Мочалов Павел Степанович (1800—1848)
Русский актер. В 1823 году, за год до прихода в Малый театр, сыграл Отелло в переделке Дюсси. Однако уже в этой роли Мочалов проявил ту романтическую страстность, которая была свойственна его манере. 22 января 1837 года в Малом театре состоялась премьера «Гамлета».
Мочалов сыграл свою самую главную роль. На этот раз он пользовался переводом Полевого — переводом достаточно вольным, но на порядок превосходящим классицистские переделки (с этих пор Мочалов будет играть только настоящего Шекспира).
Однако Белинский заметил в своей статье, что «мы видели Гамлета не столько шекспировского, сколько мочаловского», упрекал актера в том, что тот «придал Гамлету гораздо более силы и энергии». Высоко оценивая его игру, субъективный подход Мочалова знаменитый критик назвал недостатком. «Излишек энергии и сил» у мочаловского Гамлета отмечал и Аполлон Григорьев. Спустя два года Мочалов впервые сыграл Лира. Лир-король в его исполнении был не слишком интересен; Мочалов загорался, когда у героя возникало возмущение неблагодарностью дочерей. Роль Ромео Мочалов сыграл довольно поздно, в 1841 году, когда ему было сорок лет. Однако и в этой роли были места, производившие впечатление своей искренностью.
Совсем другие черты своего таланта Мочалов проявил в роли Ричарда III. Он сумел выразить суть персонажа, не прибегая к гриму. В сцене обольщения леди Анны Мочалов пользовался мелодичностью своего голоса, сочетая эту мелодичность с магнетическим взглядом. Финальная сцена, согласно оценке критиков, была очень неудачно оформлена с точки зрения декораций. Однако все менялось, когда за сценой раздавался крик Мочалова, а потом появлялся он сам, усталый, воплощающий в себе весь ужас поражения. В игре Мочалова часто видели излишнюю простоту. Это происходило потому, что его естественная речь отличалась от напыщенного тона других актеров. Неровность игры Мочалова стала знаменитой. Он играл не роль, а отдельные моменты роли. При этом он импровизировал и всякий раз играл по-разному одни и те же места. Все же нельзя не отметить, что Мочалов очень успешно сочетал естественность с поэтической условностью.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |