Счетчики






Яндекс.Метрика

Профессия актера в елизаветинское время

Профессиональная актерская деятельность существовала в Англии еще в 1576 году, когда Джеймс Бёрбедж построил «Театр». Актеры делились на три категории: пайщики, наемные люди и ученики (в первую очередь, мальчики, исполнявшие женские роли).

Основу труппы составляли пайщики (обычно от четырех до десяти человек), имена которых упоминались в патенте, что давало им полномочия на игру и позволяло общаться со своим патроном-аристократом.

Участники владели капиталом компании, рукописями и костюмами, делили между собой заработанную прибыль. Все другие актеры были просто служащими. Пайщики необязательно были выдающимися актерами, но каждый раз, получив деньги, выплачивали труппе значительную контрибуцию.

Каждый же ученик проходил у пайщика подготовку. Пайщики лондонских трупп выбирали новую пьесу, прослушав ее чтение вслух, а в случае выбора слушали уже всей труппой утром, накануне первой дневной репетиции. Согласно знаменитому дневнику Хенслоу, прослушивания новой пьесы продолжались по меньшей мере две недели, причем одновременно с этим каждый актер изучал текст собственной роли. Из-за опасений пиратского издания ни один из них (кроме пайщиков) не имел возможности прочитать всю пьесу целиком: он читал только собственные стихотворные и прозаические строки. Нельзя, однако, делать вывод, что актер воспринимал свою роль в отрыве от других персонажей — были же прослушивания и репетиции, а также «режиссерские» действия автора.

Большую часть актеров составляли наемные люди, и среди них не существовало строгого различия между тем, что условно можно назвать «фасадом здания» и «подмостками»: собиратель платы за вход или костюмер могли надеяться на то, чтобы сыграть в спектакле малозначительную роль, а удачный музыкальный аккомпанемент мог позволить сыграть роли и музыкантам.

Собиратель платы за вход — это единственная театральная профессия, заниматься которой разрешалось не только мужчинам, но и женщинам: сомнительные сюжеты пьесы Миддлтона и Деккера «Шумная девушка» (1611) или современного фильма «Влюбленный Шекспир» не дают оснований предполагать, что женщина в то время действительно могла играть на сцене.

То, что крупный актер имел определенный сценический типаж, приводит к выводу, что это не могло не влиять на творчество связанного с труппой драматурга, в том числе и на творчество Шекспира.

Комические роли делились на амплуа клоунов или шутов, и ведущие комедианты, такие, как Ричард Тарлтон в труппе Слуг королевы или Уильям Кемп, а позже Роберт Армин в труппе Слуг лорда-камергера (Армин уже и в труппе Слуг короля), не участвовали в пьесах, где отсутствовали такие персонажи.

Очевидно, что комические роли были написаны с учетом их личных способностей.

Актеры-звезды могли ожидать одну из главных ролей в пьесе; остальным же (в первую очередь пайщикам, не добившимся звездной славы) оставалось играть несколько небольших ролей. Еще до начала XVII века актерское мастерство возросло: об этом свидетельствует то, что многие бывшие актеры оставили свою профессию и сменили ее на другую. Вероятно, их игра уже не соответствовала новым требованиям.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница