Счетчики






Яндекс.Метрика

Федотова Гликерия Николаевна (1846—1925)

Русская актриса, педагог, народная артистка Республики (1924), Герой Труда (1824). В 1863—1905 годах играла в Малом театре. Еще в 1863 году семнадцатилетняя Федотова выступила с публичным чтением отрывков из «Гамлета» и «Ромео и Джульетты». Спустя год исполнила роли Офелии и Корделии (вместе с петербургским гастролером, актером Александрийского театра Василием Самойловым). В 1865 году Федотова сыграла Беатриче в спектакле «Много шума из ничего» и Елену в спектакле «Конец — делу венец» («Все хорошо, что хорошо кончается»). Среди других ее шекспировских ролей — Оливия («Двенадцатая ночь», 1867), Изабелла («Мера за меру», 1868), Паулина («Зимняя сказка», 1887), миссис Пэйдж («Виндзорские проказницы», 1890). В 1865—1871 годах Федотова играла роль Бьянки в «Укрощении строптивой», однако затем была переведена Самариным на роль Катарины. Роли Катарины и Беатриче стали самыми знаменитыми из шекспировских ролей Федотовой. Однако двадцатидвухлетняя Ермолова заметила в одном из своих писем, что Федотова «слишком изящна и мило капризна для такой «бешеной девки». Далее Ермолова отвергала неправильный, с ее точки зрения, взгляд на Катарину как на задорного ребенка, взгляд, основой которого стала критика Гервинуса.

Федотова не ограничивалась героинями комедий, сыграв Клеопатру (1887) и леди Макбет (1890), а также Эмилию в «Отелло» и королеву Маргариту в «Ричарде III». Роль Клеопатры давно привлекала ее, однако она все время эту роль откладывала, считая неподходящей для себя, зная, к тому же, что хорошо сыграть Клеопатру не удалось крупнейшим европейским актрисам. Даже решившись наконец, она надеялась, что оценят ее труд, а не ее способность.

Опасения Федотовой оказались напрасными. Известный шекспировед Н. Стороженко писал в своей рецензии: «Нас особенно приятно поразило, что в истолковании чувства Клеопатры Федотова выдвинула на первый план элемент идеальный. Такое истолкование артисткой любви Клеопатры говорит о тонком понимании Шекспира и о том, что над ролью Клеопатры много думалось и жилось». В 1902 году Федотова играла Волумнию в «Кориолане», поставленном в ее бенефис, однако вскоре уступила роль Ермоловой. Время Федотовой заканчивалось, и у театра была новая ведущая актриса.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница