Счетчики






Яндекс.Метрика

Бёрбедж Ричард (1568—1619)

Ведущий актер шекспировской труппы, сын Джеймса Бёрбеджа. Начал свою актерскую карьеру в середине 1580-х годов. Играл еще в такой старой пьесе, как «Горбодук», основанной на «Деяниях бриттов» Джеффри Монмутского. В пьесах Шекспира играл роли Ромео, Брута, Гамлета, Отелло, короля Лира, Макбета, Антония («Антоний и Клеопатра»), Кориолана, Постума, Леонта, Просперо. В первой трагедии Шекспира «Тит Андронник» мог сыграть и заглавную роль (она, конечно, не соответствовала ему по возрасту, однако позже Бёрбедж тридцатитрехлетним играл юного Гамлета, а тридцатисемилетним — старого короля Лира), и роль Сатурнину В трагедии «Тимон Афинский» Бёрбедж мог играть Тимона, однако скорее играл Алкивиада, поскольку этот образ соответствовал сыгранному до этого Кориолану. В пьесе «Троил и Крессида» играл, скорее всего, Гектора.

К сожалению, не сохранилось сведений о ролях, которые Бёрбедж играл в исторических хрониках Шекспира, за исключением, естественно, заглавной роли в пьесе «Ричард III». Понятно, что Бёрбедж должен был играть будущего Ричарда III во второй и третьей частях «йнриха VI». В первой части этой трилогии он мог сыграть Толбота. Если говорить о второй тетралогии, то Бёрбедж, вероятно, играл заглавную роль в пьесе «Ричард II», а затем принца Генри в «Генрихе IV» и заглавную роль в «Генрихе V». В «Короле Джоне» он, скорее всего, играл Бастарда, а в «Генрихе VIII» — кардинала Вулси.

Участие Бёрбеджа в постановке комедии Бена Джонсона (включая роль Вольпоне) позволяет предположить, что он играл и в комедиях Шекс пира. Бёрбедж мог сыграть одного из братьев Антифолов («Комедия ошибок»), Петруччо («Укрощение строптивой»), Бирона («Бесплодные усилия любви»), Протея («Два веронца»), Деметрия («Сон в летнюю ночь»), Антонио («Венецианский купец»), Фелтона («Виндзорские насмешницы»), Клавдио («Много шума из ничего»), Жака-меланхолика («Как вам это понравится»), Орсино («Двенадцатая ночь»), Короля («Все хорошо, что хорошо кончается»), Герцога («Мера за меру»).

Известно также, что Бёрбедж играл в «Недовольном» Джона Марстона и роль Фердинанда в «Герцогине Мальфи» Джона Уэбстера.

Ричард Флекно писал о нем в «Кратком очерке английской сцены» (1660): «Он был восхитительный Протей, так совершенно перевоплощающийся в своей роли и как бы сбрасывающий свое тело вместе со своим платьем; он никогда не становился самим собой, пока не кончалась пьеса... Он имел все данные превосходного оратора, оживлявшего каждое слою при его произношении, а свою речь — движением. Слушавшие его зачаровывались им, пока он говорил, и сожалели, когда он смолкал. Но и в последнем случае он все-таки оставался превосходным актером и никогда не выходил из своей роли, даже если кончал говорить, но всеми своими взглядами и жестами все время держался на высоте исполнения роли».

Ричард Бёрбедж был не только выдающимся актером, но и талантливым художником-любителем. Согласно преданию, именно он написал так называемый Чандосский портрет Шекспира.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница