Счетчики






Яндекс.Метрика

16. Почему Гамлет ехал на лошади задом наперед, то есть лицом к хвосту

Согласно Евангелиям, спасаясь от злобного царя Ирода, Святое Семейство — юный Иисус, Дева Мария и Иосиф — бегут из Иудеи в Египет. Множество христианских икон и картин изображают эти странствия Святого Семейства. Мария с младенцем Христом на руках едет на лошади (или на осле), а Иосиф идет рядом. В свете того, что теперь становится нам понятно, следует ожидать, что в каком-то виде этот известный евангельский сюжет должен отразиться в истории Гамлета. У Шекспира мы ничего подобного вроде бы не находим. А вот у Грамматика след этой сцены есть. Хотя довольно слабый. Вот он. Отметим, что он тесно переплетен с уже разобранным нами выше сюжетом об испытании Иисуса фарисеями «с помощью блудницы». Подобное переплетение и взаимопроникновение двух сюжетов объясняется, скорее всего, тем, что Текст Грамматика очень краток и хронист пытался вместить в него как можно больше сведений. В результате они «наползали» друг на друга. И только теперь мы начинаем все это понимать и постепенно распутывать. Работа непростая, но очень важная и интересная.

Рис. 2.40. «Бегство в Египет». Лицо Иисуса обращено к матери. Жакмар Эденский. Часослов герцога Беррийского. Брюссель, Королевская библиотека. Взято из [586:2], с. 18

Так вот, злобный король Фенгон = Клавдий решает «испытать» Гамлета и, если удастся разгадать его тайные намерения, погубить. В сопровождении нескольких спутников Гамлет уезжает в лес. «И вот поручено было людям проводить юношу верхом на лошади в дальнюю часть леса и провести такого рода испытание.

Рис. 2.41. «Бегство в Египет». Лицо Христа обращено к матери. Из Часослова маршала Бусико. «Heures du mare'chal de Boucicaut», якобы XV век. Париж. Музей Жанмар-Андре. Взято из [586:2], с. 19. См. также [1075:1], с. 269

Случилось оказаться среди них молочному брату Гамлета... и он, предпочитая память о прошлой их совместной жизни теперешнему повелению, СОПРОВОЖДАЛ ГАМЛЕТА СРЕДИ ПРОЧИХ ОТРЯЖЕННЫХ СПУТНИКОВ СКОРЕЕ ИЗ ЖЕЛАНЬЯ ЗАЩИТИТЬ ЕГО, ЧЕМ ИЗЛОВИТЬ В СЕТИ; потому что сомневался, что тот претерпит худшее, если проявит хотя бы слабый признак здравомыслия... Это и самому Гамлету было совершенно ясно. ИБО, ПОЛУЧИВ ПРИГЛАШЕНИЕ СЕСТЬ НА КОНЯ, ОН УМЫШЛЕННО УСЕЛСЯ ТАК, ЧТО СПИНОЙ БЫЛ ПОВЕРНУТ К ЕГО ШЕЕ, ЛИЦОМ ЖЕ ОБРАЩЕН К ХВОСТУ, НА КОТОРЫЙ ОН ПРИНЯЛСЯ НАКИДЫВАТЬ УЗДУ, КАК БУДТО И С ЭТОЙ СТОРОНЫ НАМЕРЕВАЛСЯ ПРАВИТЬ КОНЕМ В ЕГО СТРЕМИТЕЛЬНОЙ СКАЧКЕ. БЛАГОДАРЯ ЭТОЙ ВЫДУМКЕ ОН ИЗБЕЖАЛ ЛОВУШКИ ДЯДИ, ОДОЛЕЛ КОВАРСТВО. Это было презабавное зрелище — бегущий без поводьев конь со всадником, который правил его хвостом» [758:а].

Рис. 2.42. Бегство в Египет. Лицо Христа обращено к матери. Йорг Ратгеб. Якобы XV—XVI век. Взято из [364:1], илл. 32

В этой же сцене участвует и женщина, см. выше. Итак, что же мы видим.

• Злобный дядя преследует Гамлета-Христа. Мы уже знаем, что «злобный дядя» — это отражение коварного евангельского царя Ирода.

Рис. 2.43. Бегство в Египет и избиение младенцев. Лицо Христа обращено к матери. Йорг Ратгеб. Якобы XV—XVI век. Взято из [1364:1], илл. 32

• Гамлета-Христа сопровождает «хороший друг» и рядом появляется некая красивая женщина. Не исключено, что это — отражение евангельского Иосифа и Девы Марии. Получается Святое Семейство.

Рис. 2.44. Отдых на пути в Египет. Альтдорфер Альбрехт (Altdorfer, Albrecht), якобы 1510 год. Взято из [981:1], с. 19

• Гамлет-Христос едет на лошади, причем очень странно — задом, лицом к ее хвосту. Грамматик пытается объяснить это нелепое положение так: дескать, юноша талантливо «изображал безумца». Может быть и так. Однако сейчас мы уже можем предложить более естественное объяснение. Обратите внимание, что на многих иконах, представляющих бегство Святого Семейства в Египет, Мария держит Иисуса на руках, прижав его к себе, рис. 2.40—2.43. Лицо Христа обращено к матери. Она сидит лицом вперед, а Младенец, следовательно, — лицом назад, то есть смотрит в сторону хвоста лошади или осла. Вот все и становится на свои места.

• В результате Гамлет-Христос спасся. Святое Семейство убежало в Египет и избежало козней коварного царя Ирода, рис. 2.44.