Счетчики






Яндекс.Метрика

27. Шекспировский рассказ о Лаэрте — это еще одно отражение истории Иуды Искариота

В трагедии Шекспира есть, оказывается, повторный рассказ о предателе Иуде Искариоте. Это — повествование о Лаэрте, сыне Полония и брате Офелии. По-видимому, компилируя свою трагедию из отрывочных старинных источников, поэт не распознал среди них повторов и включил в общем один и тот же сюжет, но «под разными именами». Сначала — как рассказ о хитрых царедворцах Розенкранце и Гильденштерне (погибших из-за собственного коварства), а потом — как рассказ о Лаэрте (тоже погибшем из-за своего коварства). Кстати, Саксон Грамматик почему-то ничего не сообщает о Лаэрте. То есть он только один раз вспоминает об истории Иуды Искариота, рассказав о «двух плохих спутниках принца».

Вглядимся теперь в подробности. Лаэрт находился во ФРАНЦИИ и, узнав о гибели Полония, быстро прибывает к королевскому двору Клавдия. О Лаэрте сказано, что он «питает дух угрюмый изумленьем», с. 126. Появившись перед Клавдием, Лаэрт требует объяснений. Король разъясняет, что он не виноват, а в смерти Полония повинен Гамлет. Кроме того, несчастная Офелия, узнав о гибели отца, лишилась рассудка. Лаэрт взбешен и хочет отомстить Гамлету. Далее следует подробнейшая сцена беседы Клавдия с Лаэртом с глазу на глаз. Они договариваются, что будут вместе мстить принцу. Разрабатывается коварный план. Как только Гамлет прибудет ко двору, король начнет восхваляться фехтовальное искусство Лаэрта и Гамлета, и чтобы проверить — кто искуснее, будет предложено устроить поединок между ними. При этом Клавдий советует Лаэрту поступить так: «Мы вас сведем, устроим поединок. Прямой, беспечный, чуждый подозренья, рапир осматривать не станет он, и ты легко, с уловкой небольшою, возьмешь рапиру с острым лезвием и добрым наградишь его ударом за смерть отца.

Лаэрт: Я награжу его: Я ШПАГИ ОСТРИЕ НАМАЖУ ЯДОМ... К спасенью средства нет... В таком-то яде я шпагу омочу; едва коснувшись, она убьет его.

Король: Обдумаем же дальше... Когда мы плохо разыграем роли и сквозь игру проглянет наша мысль, так лучше бы не начинать. Нам должно затем иметь в запасе план другой: пропал один, так выручил другой... Когда в бою ТОМИТЬ ВАС СТАНЕТ ЖАЖДА... И ГАМЛЕТ СПРОСИТ ПИТЬ, Я ПРИГОТОВЛЮ ЕМУ ПИТЬЕ; ПУСТЬ ЛИШЬ ОМОЧИТ ГУБЫ — И ОН ПОГИБ ХОТЯ БЫ ОТ УДАРА КЛИНКА СМЕРТЕЛЬНОГО И БЫЛ СПАСЕН», с. 132.

Вскоре появляется Гамлет, в сопровождении своего друга Горацио. Они оказываются на кладбище, где приготовлена могила для утонувшей Офелии. Появляется похоронная процессия, в которой идет и Лаэрт. Он видит Гамлета, вскипает от ярости и вступает в борьбу с принцем. ОНИ ОБХВАТЫВАЮТ ДРУГ ДРУГА И БОРЮТСЯ. Лаэрт кричит: «Пусть сатана твою исторгнет душу! (Борется с Гамлетом).

Гамлет: Ты худо молишься. Подальше руки! Не пылок я, но берегись: во мне есть кое-что опасное. ПРОЧЬ РУКИ!

Король: Разнять их!», с. 136.

Через некоторое время после этой сцены, Гамлет получает от короля приглашение на поединок с Лаэртом. Гамлет соглашается и приходит в галерею дворца. Появляются король, королева, Лаэрт, Озрик, придворные и слуги с рапирами. То есть образуется довольно большая толпа. Все возбужденно наблюдают за происходящим. Начинается поединок. Следует обмен ударами.

Через некоторое время Лаэрт наносит удар Гамлету шпагой с острым (незащищенным) острием, смазанным ядом. Затем, в жару битвы Гамлет и Лаэрт меняются рапирами и Гамлет тоже ранит Лаэрта отравленным клинком. На вопрос Озрика о самочувствии, Лаэрт неожиданно сознается: «Я в собственную сеть попался, Озрик: Я СОБСТВЕННОЙ ИЗМЕНОЮ УБИТ — и поделом», с. 143. В этот момент отравленной королеве становится дурно и перед смертью она только успевает сказать сыну, что питье (предназначавшееся Гамлету) отравлено.

И тут Лаэрт обращается к принцу со словами: «Ты убит, тебя спасти нет средства во вселенной: в тебе нет жизни и на полчаса: клинок изменника в твоей руке — он отравлен и остр. МОЕ ЗЛОДЕЙСТВО СРАЗИЛО САМОГО МЕНЯ. — Смотри: я пал, лежу — и мне уже не встать... Король всему виной», с. 143.

Рис. 2.56. Поцелуй и объятия Иуды. Старинная французская миниатюра. Взято из [537], с. 218

Гамлет закалывает короля и заставляет его допить остатки яда из кубка. На прощанье Лаэрт говорит: «Простим друг друга, благородный Гамлет...

Гамлет: Прости тебя Господь! Я за тобой. Горацио, я умираю. Царица бедная, прощай. Вы бледны; дрожа, глядите вы на катастрофу, немые зрители явлений смерти... Горацио, ты остаешься жив, ты обо мне и о моих поступках расскажешь тем, кто знать их пожелает», с. 143.

Гамлет умирает. На сцене появляется еще больше зрителей — прибывают юный Фортинбрас с войсками, английские послы и прочие. Звучит похоронный марш. Конец трагедии.

Итак, что же нам рассказал Шекспир?

• ПРО ЛАЭРТА «ЛГАЛИ», БУДТО ОН ЛЮБИТ ДЕНЬГИ, РАЗВРАТНИЧАЕТ И ИГРАЕТ В КАРТЫ. НО ВЕДЬ ЭТО ПРЕКРАСНО ОТВЕЧАЕТ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЖАДНОГО ИУДЫ ИСКАРИОТА! — Когда Лаэрт отбывает из Дании во Францию (то есть к евангельским фарисеям?), его отец Полоний посылает за ним Рейнальдо со странным поручением. Следует, мол, втереться в круг французских друзей Лаэрта и расспросить их о его поведении. При этом нужно «запятнать Лаэрта», возвести на него всякую напраслину, чтобы услышать от его знакомых — так ли это. Полоний дает следующие инструкции Рейнальдо: «Налги, что хочешь на Лаэрта, лишь чести не затрагивай его... Ну, вот мой план — и, кажется, ловушка не дурна. Когда СЛЕГКА ЕГО ТЫ ЗАПЯТНАЕШЬ, КАК БУДТО ОН В ДЕЛАХ СВОИХ НЕЧИСТ, заметь — и тот, с которым говоришь ты, видал когда-нибудь, что молодец виновен был в означенных пороках... Что так начнет он говорить: "Да точно... Он, как говорите вы, ВЕЛ СТРАШНУЮ ИГРУ; ТОГДА БЫЛ ПЬЯН, ТОГДА ПОССОРИЛСЯ ЗА КАРТОЧНЫМ СТОЛОМ..." Или даже: "я видел, как ЗАХОДИЛ ОН В ПУБЛИЧНЫЙ ДОМ" — и прочее такое», с. 94—95.

Шекспир подает все это всего лишь как некое странноватое «испытание», устроенное Полонием Лаэрту. Причем из текста Шекспира так и остается неясным — выдержал это испытание Лаэрт или нет. Но для нас важно здесь следующее. На страницах трагедии Шекспира в связи с именем Лаэрта всплывают (быть может, выдуманные или непроверенные) сведения, что он — любит деньги, играет в карты, развратничает, ведет дурной образ жизни.

Это прекрасно соответствует реальной характеристике жадного Иуды Искариота. Более того, в наших исследованиях мы уже обнаружили много фантомных отражений этого евангельского персонажа на страницах «античных классиков». Так вот, оказалось, что все они характеризуются крайне отрицательно. Даже если и упоминаются немногие положительные черты характера Иуды, то они все равно тонут в негативных его свойствах. Из которых жадность и вероломство — главные.

• СГОВОР КОРОЛЯ С ЛАЭРТОМ ПРОТИВ ГАМЛЕТА — ЭТО СГОВОР ПЕРВОСВЯЩЕННИКОВ С ИУДОЙ ИСКАРИОТОМ ПРОТИВ ХРИСТА. — По Шекспиру, король встречается с Лаэртом, прибывшим из Франции. Оба ненавидят принца и договариваются погубить его. Скорее всего, король здесь — это обобщенный образ фарисеев, первосвященников и царя Ирода, — врагов Иисуса, а Лаэрт — это отражение Иуды Искариота. Может быть, имя Лаэрт как-то связано с именем Искариот, а борьба евангельских «фарисеев» против Христа отразилась у Шекспира как упоминание о том, что Лаэрт прибыл из «Франции». Ранее мы неоднократно сталкивались с тем, что названия «фарисеи» (в Евангелиях), «парис» (парижане), «франция» — могли путаться под пером некоторых летописцев.

Разговор короля Клавдия с Лаэртом — тайный, без свидетелей, что вполне соответствует секретности встречи Иуды с первосвященниками и фарисеями.

Рис. 2.57. Гамлет и Лаэрт «борются» друг с другом на кладбище. Вероятно, это отражение евангельского эпизода, когда предатель Иуда обнял Христа и «поцеловал» его. Очерки пером М. Ретча (Moritz Retch). Взято из [971], т. 3, с. 144

При этом раньше Лаэрт относился к Гамлету доброжелательно и лишь со временем стал его врагом. Аналогично, Иуда Искариот сначала «числился в друзьях» Иисуса, был его апостолом, учеником, но потом превратился в предателя.

• ТРИДЦАТЬ СРЕБРЕННИКОВ ИУДЫ И ДОРОГАЯ «ПЛАТА ДЛЯ ПОБЕДИТЕЛЯ В ПОЕДИНКЕ», ПРЕДОСТАВЛЕННАЯ КОРОЛЕМ. — Согласно Евангелиям, Иуда получил от первосвященников плату — знаменитые 30 сребренников. Так было оплачено деньгами его предательство.

Аналогично, по Шекспиру, королевский придворный Озрик сообщает Гамлету следующее: «КОРОЛЬ ПРОЗАКЛАДЫВАЛ ЕМУ (Лаэрту — Авт.) шесть арабских жеребцов; Лаэрт со своей стороны, как я слышал, шесть французских шпаг и кинжалов со всеми принадлежностями... Три из этих принадлежностей точно чрезвычайно красивы... Эти необыкновенные принадлежности сделаны с большим вкусом...

Гамлет: Шесть арабских жеребцов против шести французских шпаг с их прибором и тремя принадлежностями с большим вкусом — это французский заклад против датского. По какому же случаю они все это прозакладывали?

Озрик: Король держал пари, ваше высочество, что из двенадцати ударов Лаэрт выиграет перед вами только три; он же ручается за девять», с. 140.

Итак, в обеих версиях говорится о большой плате, которую враги Гамлета-Христа дают его противнику-предателю. Причем получатель прекрасно осознает — за что ему платят. За очень нехорошее дело. При этом многие старинные иконописцы и художники изображали Иуду так, будто он дружески ОБНИМАЕТ Христа, хотя на самом деле эти объятия были объятиями врага.

• ПРЕДАТЕЛЬ ИУДА ОБНИМАЕТ (И ЦЕЛУЕТ) ХРИСТА, А ЛАЭРТ ОБХВАТЫВАЕТ ГАМЛЕТА И ОНИ «БЮРЮТСЯ». — По Евангелиям, Иуда Искариот приходит во главе группы римских воинов в Гефсиманский сад, приближается к Христу и целует Его, указывая солдатам — кого им надлежит схватить. Это — знаменитый «поцелуй Иуды», рис. 2.56.

А Шекспир сообщает, что, встретившись на кладбище, во время похорон Офелии, Лаэрт и Гамлет набрасываются друг на друга и начинают бороться. При этом Гамлет кричит Лаэрту: «Прочь руки!». То есть он хочет сбросить с себя «объятия» Лаэрта. Получается, что Лаэрт обхватил Гамлета руками, а тот старается избавиться, рис. 2.57. И чуть позже король говорит: «Ну, полно, Гамлет! Вот рука Лаэрта — прими ее от нас. (СОЕДИНЯЕТ ИХ РУКИ)», с. 141.

Скорее всего, эта шекспировская сцена появилась в результате того, что перед глазами поэта стояла известная евангельская картина «объятий и поцелуя Иуды». Шекспир изложил ее по-своему, но суть дела в общем сохранил.

Подчеркнем, что в обеих версиях «борьба-объятия» происходят вне помещения, в пустынном уединенном месте, но в присутствии неожиданно появившихся многих людей. У Шекспира — это придворные, могильщики и Гораций — близкий друг Гамлета. Сцена разворачивается на пустынном кладбище. А в Евангелиях — это римские солдаты, другие сопровождавшие их люди и некоторые апостолы Иисуса. Здесь событие происходит в отдаленном Гефсиманском саду.

• ВРАГ-ПРЕДАТЕЛЬ УСПЕШНО ИСПОЛНИЛ ЗАДУМАННОЕ ЧЕРНОЕ ДЕЛО. — В обеих версиях коварная интрига против Христа-Гамлета оказывается успешной. Иуда предал Христа, участвовал в его аресте и способствовал казни Иисуса. Лаэрт совершил подлый поступок — смазал ядом шпагу, ранил принца и, в результате, Гамлет умер.

• ВРАГ-ПРЕДАТЕЛЬ РАСКАЯЛСЯ В СВОЕМ ГНУСНОМ ДЕЯНИИ. — И Евангелия, и Шекспир единогласно сообщают, что Иуда и Лаэрт раскаялись. Напомним, что говорят Евангелия об Иуде. «Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря, согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему, что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Матфей 27:1—5).

Согласно Шекспиру, Лаэрт в последний момент тоже раскаялся. Шекспир сообщает следующее: «Лаэрт: МЕНЯ КАК-БУДТО СОВЕСТЬ УПРЕКАЕТ», с. 142. Увидев, что Гамлет сражен его отравленным оружием, а королева отравлена королем, Лаэрт восклицает, что он, Лаэрт, убит собственной изменой — и поделом! Раскрывает принцу весь гнусный план, сотворенный Клавдием и им самим, после чего падает мертвым. Налицо раскаянье предателя.

• ПРЕДАТЕЛЬ УБИЛ САМ СЕБЯ. — Иуда будто бы повесился, а Лаэрт сражен собственной шпагой с ядом. Оба погибли, но вроде бы по-разному. Однако мы уже отмечали, что, согласно другим источникам, Иуда — и вообще виновные в смерти Христа — были потом пойманы и убиты мстителями, причем наказание было страшным. Факт же гибели раскаявшегося предателя единогласно отмечен во всех версиях. Более того, нельзя не обратить внимание на следующее обстоятельство. Лаэрт погиб из-за того, что был сражен СОБСТВЕННЫМ ОРУЖИЕМ: в руках Гамлета случайно оказалась рапира, отравленная Лаэртом. В результате шпага Лаэрта поразила его самого. Выходит, что «Лаэрт убил сам себя». Некоторые хронисты могли по этому поводу выразиться так: «Предатель сам себя наказал». Но ведь фактически то же самое сообщают и Евангелия — «самоубийство Иуды».

Наконец, отметим совпадение «последовательностей смертей». По Евангелиям, сначала гибнет Иуда Искариот, и лишь потом — Иисус. Аналогично, по Шекспиру, сначала умирает Лаэрт, а затем — Гамлет.