Счетчики






Яндекс.Метрика

8. Макбет рвется к власти и убивает сначала Дункана, а потом Банко. Это — отражение евангельской истории Ирода, Иродиады и Иоанна Крестителя

Голиншед сообщает, что Дункан назначает своего сына Малькольма принцем Кумбернадским, «что было равнозначно объявлению его наследником престола. Все надежды Макбета, основывавшиеся на древнем законе... были разбиты. Он стал думать, что Дункан поступил относительно него несправедливо... и что теперь он, Макбет, поставлен в необходимость силою захватить корону. Слова вещих сестер... поддерживали в нем надежду на успех, НО СИЛЬНЕЕ ПРЕДСКАЗАНИЯ ДЕЙСТВОВАЛИ НА НЕГО УВЕЩАНИЯ ЕГО ЖЕНЫ, ЖЕНЩИНЫ С НЕОБУЗДАННЫМ ЧЕСТОЛЮБИЕМ, ЖЕЛАВШЕЙ ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО НОСИТЬ ТИТУЛ КОРОЛЕВЫ ШОТЛАНДСКОЙ...

Макбет убил короля в Инвернесе (рис. 3.18 — Авт.), а иные говорят, в Ботгосвене... Затем сторонники Макбета объявили его королем, после чего он отправился в Скону и там, с общего согласия, короновался по установленному обычаю...

По прошествии десяти лет он сбросил личину и дал волю своей врожденной жестокости. Страх быть смещенным... не покидал его. Он не мог забыть предсказания трех вещих сестер, обещавших шотландскую корону потомкам Банко и... нанял убийц, которые должны были умертвить Банко и его сына Флинса, когда те возвращались с КОРОЛЕВСКОГО УЖИНА... Банко был убит, но сын его спасся...

Рис. 3.18. Инвернес на гравюре 1840-х годов. Сюда историки отнесли убийство Макбетом короля Дункана. Это грубая ошибка. Иоанн Креститель (Дункан) был убит царем Иродом (Макбетом) совсем в другом месте, скорее всего, в Царь-Граде = Трое = Иерусалиме. Взято из [971], т. 3, с. 456

После убийства Банко Макбету ни в чем не было удачи. Всякий боялся за свою жизнь и избегал попадаться на глаза королю. Со своей стороны и король боялся всех и под разными предлогами стал истреблять тех, кого считал особенно опасными. Наконец, он стал находить такое удовольствие в убийстве своих вассалов, что ничто не могло утолить его кровожадности», с. 445—446.

Как справедливо отмечают комментаторы, перед нами — фактический повтор рассказа Голиншеда об убийстве Дуффа «комендантом» Донвальдом (то есть повествование об убийстве Иоанна Крестителя царем Иродом). Только теперь вместо Дуффа говорится о Дункане, а вместо Донвальда — о Макбете. В остальном сюжеты практически идентичны. Судите сами.

• ЗЛОБНЫЙ КОРОЛЬ. — Макбет, захвативший власть, предстает перед нами как патологически злобный тиран, находящий удовольствие в угнетении и казнях подданных. По Евангелиям, царь Ирод тоже является злобным правителем, не останавливавшимся перед массовыми убийствами (по его приказу безжалостно вырезали Вифлеемских младенцев).

• ДУНКАН И БАНКО ЯВЛЯЮТСЯ ОТРАЖЕНИЯМИ ОДНОГО ПЕРСОНАЖА — ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ. — По Шекспиру, Дункан и Банко уважают друг друга, тесно связаны. Дункан говорит Банко: «И ты велик, мой благородный Банко, в твоих делах. Я их не позабуду. Сюда, на грудь мою, в мои объятья!», с. 463. Это неудивительно. Как мы увидим, «оба» — и Банко и Дункан — являются отражениями Иоанна Предтечи. И «оба» будут убиты одним и тем же правителем Макбетом-Иродом.

• МАКБЕТ-ИРОД ХОЧЕТ УБИТЬ ДУНКАНА-ИОАННА, ОДНАКО КОЛЕБЛЕТСЯ. — Макбет пишет письмо жене, рис. 3.19, рассказывая о пророчестве вещих сестер. Леди Макбет размышляет так: «Королем ты будешь! Но я боюсь: в твоей душе так много любови млека, что не изберешь ты пути кратчайшего. В тебе, я знаю, и гордость есть, и жажда громкой славы, да нету зла, их спутника... Ты смущен и страхом, и желаньем. Спеши сюда: в твой слух пролью я смелость моей души и бодрыми словами заставлю взять златой венец», с. 463—464.

Это хорошо соответствует Евангелиям, согласно которым царь Ирод хотя и недолюбливает Иоанна Крестителя, но опасается казнить его, поскольку пророк пользуется уважением в народе. Кроме того, Ирод сам уважает Иоанна. Напомним, что Ирод был обижен на Иоанна потому, что тот упрекал его в неправедной женитьбе на Иродиаде. Колебания Ирода — это колебания Макбета.

Рис. 3.19. Леди Макбет получает письмо от мужа. Картина Ричарда Вестола. Взято из [971], т. 3, с. 465

• ЗЛОБНАЯ ЖЕНА, ПОДСТРЕКАЮЩАЯ НЕРЕШИТЕЛЬНОГО МУЖА НА УБИЙСТВО. — Становится известно, что Дункан вечером прибудет в замок Макбета.

«Леди Макбет: И ворон охрип, закаркав на приезд Дункана. Сюда, сюда, О ДЕМОНЫ УБИЙСТВА, И В ЖЕНСКИЙ ДУХ МОЙ ВЛЕЙТЕ ЛЮТОСТЬ ЗВЕРЯ, сгустите кровь мою и преградите путь сожаленью к моей груди! И будет тверд мой замысел... Сюда убийства ангелы... Скорей, глухая ночь, спустись на мир и в мрачном дыме ада укрой мой нож!...

[Входит Макбет]...

Леди Макбет: Но ободрись, смотри повеселее: кто изменяется в лице, тот трус. За остальное я сама берусь», с. 464.

Итак, решительная жена, ненавидящая Дункана, активно подталкивает мужа на преступление.

Это в точности отвечает евангельской версии: Иродиада, жена Ирода, ненавидящая Иоанна Крестителя, толкает мужа на осознанное убийство. Сам Ирод пока проявляет нерешительность.

• ПИР ИРОДА И ПИР МАКБЕТА. — По Евангелиям, царь Ирод организует пир. На нем присутствуют Иродиада и ее дочь Саломея. Здесь и решается судьба Иоанна Крестителя.

Аналогично, Шекспир рисует следующую сцену в замке Макбета. Происходит королевский пир. Макбет встает и покидает пиршественный зал.

«Макбет: Удар! один удар! Будь в нем все дело, я не замедлил бы... Но суд свершается над нами здесь... подносит нам он чашу с нашим ядом. Король Дункан вдвойне здесь безопасен: родной и подданный — я не могу поднять руки на короля; хозяин — убийце должен затворить я дверь, не сам своим ножом зарезать гостя. Дункан царил так доблестно и кротко... Его убить? О, страшен будет вопль...

[Входит леди Макбет]...

Леди Макбет: Он (Дункан — Авт.) встал из-за стола. Зачем ты встал и вышел из столовой?...

Макбет: Оставим этот план. Он так недавно меня наградами почтил; в народе я мненье золотое заслужил... Его не должно помрачать так скоро!

Леди Макбет: Так, верно, пыл, в который ты рядился, был жар вина?... ТЫ НА ЖЕЛАНЬЯ СМЕЛ, НА ДЕЛО — НЕТ», с. 465—466.

В результате леди Макбет, наконец, склоняет мужа к убийству Дункана. Дункан и его спутники отяжелели от еды, напились вина. Леди Макбет специально спаивает слуг и охрану. Дункан уходит в спальню.

• КРОВАВОЕ УБИЙСТВО. — По Евангелиям, Иродиада на пиру добивается, наконец, от Ирода приказа казнить Иоанна Предтечу. Приказ тут же исполняется. Голову пророка кладут на блюдо, вручают Саломее, а та — торжествующей Иродиаде.

А вот что сообщает Шекспир. Леди Макбет говорит, что на пиру все стражи Дункана напились допьяна и уснули. Как скажет потом привратник, «гуляли до вторых петухов», с. 471. Макбет проникает в спальню и убивает Дункана. Король зарезан в постели. Макбет выходит из покоев, его встречает жена. Они отмывают руки от крови. Черное дело свершилось.

• МАКБЕТ И ЕГО ЖЕНА СМЫЛИ КРОВЬ ДУНКАНА (ИОАННА) С РУК И ПЕРЕЛОЖИЛИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА ДРУГИХ. ЭТО — ОТРАЖЕНИЕ ИЗВЕСТНОГО РАССКАЗА, ЧТО ПОНТИЙ ПИЛАТ «УМЫЛ РУКИ». — Шекспир уделяет внимание следующему яркому эпизоду: после убийства Дункана Макбет и леди Макбет обмывают свои окровавленные руки.

«Макбет: Га! Какие руки! О, они готовы мне вырвать зрение! А эту кровь не смоет с рук весь океан Нептуна. Нет! нет! скорей от этих рук в морях бесчисленных заплещут волны, как кровь багровые!

Рис. 3.20. «Се человек». Понтий Пилат умывает руки. Справа стоит связанный Христос. Фрагмент. Алтарь Брауншвейгского собора. Якобы 1505—1506 годы. Взято из [415:1], вклейка между с. 160—161

Леди Макбет возвращается: Моя рука красна, как и твоя, но я стыжусь, что сердце у меня так бело. (Стучат). Слышишь? Стучат! Пойдем скорее в нашу спальню: СТАКАН ВОДЫ — И ДЕЛО НАШЕ СМЫТО». с. 470.

Сам по себе этот сюжет, конечно, был бы неудивителен. Понятное дело: убийцы спешно смывают с рук кровь своих жертв. Однако, в свете обнаруженного нами параллелизма, сразу приходит мысль, что данный эпизод тоже может «происходить из Евангелий». Так ли это? Напомним, что некоторые авторы путали Иоанна Крестителя и Христа. Следовательно, некоторые сюжеты из казни Иисуса могли попасть в шекспировское описание гибели Иоанна Крестителя, то есть Дункана. Но в таком случае все сразу становится на свои места.

В Евангелиях действительно есть не просто известная, но даже знаменитая сцена: Понтий Пилат умывает руки, показывая, что он неповинен в смерти Иисуса, и перекладывая ответственность на иудеев, требующих казни Христа, рис. 3.20, рис. 3.20а.

Сказано: «Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Матфей 27:24—25).

Более того, желание Пилата ускользнуть от ответственности и переложить ее на других, тоже отразилось у Шекспира. Леди Макбет, обращаясь к мужу, говорит: «Подай кинжалы... Я им (спящим слугам Дункана — Авт.) обрызжу и лицо, и руки, чтоб всем казалось, что работа их», с. 470.

Рис. 3.20а. Христос перед Пилатом. Справа подходит служанка с подносом и кувшином воды. Сейчас Пилат умоет руки. Слева — Прокла, жена Пилата, просит за Христа. Неизвестный немецкий художник. Якобы около 1480 года. Взято из [714], с. 120

Это и было сделано, после чего слуги Дункана были обвинены в его гибели.

Поясним еще раз, что причиной попадания более позднего сюжета об умывании рук Пилатом в более раннее жизнеописание Иоанна Крестителя могло послужить следующее. Мы уже неоднократно отмечали, что некоторые хронисты путали Ирода I (который казнил Иоанна Предтечу) с Иродом II (который не любил Иисуса и не захотел Ему помочь). В итоге, некоторые сюжеты могли перемещаться по оси времени взад и вперед.

• МАКДУФФ ПРИХОДИТ ВО ДВОРЕЦ СРАЗУ ПОСЛЕ УБИЙСТВА МАКБЕТА. В ЕВАНГЕЛИИ МАТФЕЯ УБИЙСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ВСТАВЛЕНО В РАССКАЗ О ХРИСТЕ И АПОСТОЛАХ. — По Шекспиру, как только свершилось убийство, к замку Макбета прибывают Макдуфф и Ленокс. Они стучат, их впускают внутрь. Макдуфф направляется в спальню Дункана и в ужасе выбегает. Появляется Банко. Макдуфф кричит Банко, что король убит. Все в панике. Хитрый Макбет поспешно убивает придворных, спавших вместе с Дунканом, дабы тут же обвинить их в убийстве.

Как мы уже отмечали в предыдущей главе, в Евангелии от Матфея рассказ о казни Иродом Иоанна Крестителя вставлен внутрь рассказа о Христе и его апостолах. То есть Иисус упоминается сразу же после сообщения о гибели Иоанна Предтечи.

Тем самым, шекспировский Макдуфф начинает уже здесь, в соответствии с «костяком событий», накладываться на Христа.

В итоге, убийство Макбетом Дункана хорошо соответствует убийству Иоанна Крестителя царем Иродом и Иродиадой.