Счетчики






Яндекс.Метрика

4. Краткое содержание шекспировского «Тимона»

Начнем с того, что вся драма насквозь пронизана одной темой: деньги и богатство, богатство и деньги... Вокруг денег крутится все содержание «Тимона». Пьеса распадается на две части.

В первой, которую можно условно назвать «Богатство», Тимон изображен исключительно богатым. Он роскошествует, устраивает пиры, блистает добротой и щедростью, раздает дорогие подарки, рис. 4.4. Рядом с ним постоянно находятся два персонажа: философ Апемант и общественный деятель Алкивиад. Апемант ведет очень скромный образ жизни, постоянно спорит с Тимоном, обличает его. За это Тимон не любит Апеманта. Наконец, Тимон отказывается внимать поучениям сурового и неподкупного философа и прогоняет его. И тогда Апемант заявляет, что он закроет вход на небо для Тимона! По-видимому, в образе Апеманта здесь искаженно выведен Иисус Христос, см. подробности ниже.

Рис. 4.4. Тимон, раздающий гостям подарки. Картина английского художника Говарда (H. Howard, 1769—1847). Взято из [971], т. 3, с. 523

К щедрому Тимону (Темному) со всех сторон стекаются друзья, льстецы и прихлебатели, рис. 4.5. Однако вскоре в окружение богача постепенно закрадывается подозрение, что Тимон вот-вот разорится, или даже, что он уже разорен. И в самом деле, через короткое время наступает кризис, банкротство. От Тимона начинают требовать денег по долговым распискам его многочисленные заимодавцы. Он поражен, не может расплатиться и обращается к своим «друзьям-посетителям», которых он многократно угощал, поддерживал и одаривал ценными подарками. Просит у них помощи, умоляет дать денег. Но ему все отказывают, причем с усмешкой. Удивлению Тимона, узнавшему о низости людей, им облагодетельствованных, нет границ. Он решается изобличить их и отомстить тем, что публично обнаруживает низость их души. Но эта месть уже не удовлетворяет разочарованного Тимона.

Вторая часть драмы, которую условно можно назвать одним словом «Ненависть», представляет Тимона удалившимся в лес, дабы не встречаться с людьми и предаваться отчаянию. Он яростно проклинает город Афины и его жителей, рис. 4.6, рис. 4.7. Но тут Тимон неожиданно находит большой золотой клад, рис. 4.8. Он — снова богат, хотя и живет в лесной пещере, рис. 4.9. Об этом сразу распространился слух, и люди вновь двинулись к нему в лес: кто с предложением помощи, кто с просьбой о помощи, кто для того, чтобы поживиться. Рядом с ним снова появляются Апемант и Алкивиад. Но теперь Тимон ненавидит людей, его переполняет чувство мести, «в нем ненависть срослась с душой», с. 562.

Рис. 4.5. Тимон и просители. Рисунок Джильберта (Gilbert). Взято из [971], т. 3, с. 515

Наконец, Тимон «окончил жизнь», с. 564—565. Как именно, четко не сказано, хотя есть довольно откровенное указание на самоубийство. Дело в том, что Тимон сообщает посетителям: «Перед вашим приходом я надгробные стихи себе писал. ВЫ ИХ ПРОЧТЕТЕ ЗАВТРА», с. 562. Весьма прозрачный намек на скорое самоубийство.

Далее Шекспир приводит надгробную эпитафию, о которой мы уже говорили выше. Надпись, цитируемая Шекспиром, несколько отличается от плутарховской версии, хотя, скорее, лишь по форме, нежели по сути:

Рис. 4.6. Тимон, проклинающий город Афины. Рисунок Джильберта. Взято из [971], т. 3, с. 544

«Здесь покоится жалкое тело, разлученное с жалкой душой! Не старайтесь узнать мое имя. Пусть задавит всех плутов чумой! Здесь лежу я, Тимон, что при жизни ненавидел живущих людей. Проклинай, сколько хочешь, прохожий, только мимо иди поскорей!», с. 565.

Конец драмы.

Рис. 4.7. Тимон проклинает Афины. Картина английского художника Говарда. Взято из [971], т. 3, с. 545

Это необычное произведение Шекспира всегда привлекало к себе большое внимание. Все повествование вращается вокруг Тимона, «познавшего людскую неблагодарность и ставшего вследствие этого ЧЕЛОВЕКОНЕНАВИСТНИКОМ. Все остальные роли в пьесе или имеют эпизодический характер, или служат для более яркого освещения внутреннего перелома, происшедшего с героем пьесы... Кольридж находил, что в общем драма производит ТЯГОСТНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, так как человеческая природа изображена в слишком мрачных красках... ГИБНЕТ ПРЕКРАСНАЯ ДУША, УХОДЯЩАЯ В ИНОЙ МИР БЕЗ ВСЯКОГО ПРИМИРЕНИЯ С ЛЮДЬМИ», с. 504.

Это резюме интересно. Оно вскрывает важное обстоятельство. Мы уже знаем, что шекспировский Тимон — это Иуда Искариот. Согласно христианской традиции, он — сугубо отрицательный персонаж, имя которого стало нарицательным, символом предательства. Но Шекспир придает Иуде-Тимону другое освещение, в каком-то смысле оправдывает его. Говорит, что человек он был хороший, вот только обстоятельства сложились так, что разочаровался Тимон в человечестве и проклял его, стал человеконенавистником. Как уверяют комментаторы, душа его была, дескать, прекрасной, гражданином он был великим. Побольше бы таких!

Рис. 4.8. Тимон находит золотой клад. Английский актер Кембл в роли Тимона (John Kemble, 1757—1823). Рисунок Ромберга (Henry Ramberg, 1765—1840). Взято из [971], т. 3, с. 547

Перед нами — откровенные реформаторские попытки некоторых западно-европейских авторов (включая и Шекспира) обелить Иуду Искариота, представить его несчастной жертвой «плохого окружения», «обстоятельств». Иными словами, шекспировский «Тимон» — это еще один текст, написанный в духе анти-Евангелия (как и шекспировский «Гамлет»). Реформаторы осуждали Христа, а Иуду Искариота, напротив, обеляли. Надо сказать, что попытки изменить широкое негативное отношение христиан к Иуде Искариоту на положительное предпринимались неоднократно, в том числе и в наши дни.

В то же время комментаторы верно отмечают, что «сам Тимон, хотя и охарактеризован яркими чертами... однако в герое пьесы есть НЕКОТОРАЯ НЕЕСТЕСТВЕННОСТЬ: чертам душевной жизни приданы грандиозные размеры, КОТОРЫЕ ГРАНИЧАТ С КАРИКАТУРОЙ и могут, при невнимательном отношении, ВЫЗВАТЬ СМЕШНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ (мы знаем, что именно такое впечатление они произвели на Гете)», с. 508. Гете назвал Тимона «комическим субъектом», с. 506.

Рис. 4.9. Тимон в своей пещере. Рисунок Джильберта. Взято из [971], т. 3, с. 559

По-видимому, все дело в том, что Шекспир старательно пытался «перекрасить черное в белое» и, понимая тщетность своей попытки, вольно или невольно впадал в гротеск, в пародию. Вероятно, ему хотелось «изготовить» из темного облика Тимона-Иуды нечто привлекательное. Очень старался. Но задача оказалась неподъемной и неразрешимой. В итоге получился «хороший Тимон» с карикатурными чертами, а местами даже смешными. Вот что выходит, когда замечательный поэт пытается выполнить социальный или политический заказ, идет против исторической истины. Иногда она мстит на свое искажение. Так что внимательный Гете в данном случае многое понимал правильно.