Счетчики






Яндекс.Метрика

7. Королева Екатерина Арагонская самовольно покинула суд короля Генриха, а библейская царица Астинь самовольно не явилась по вызову царя Артаксеркса на большое собрание

Ветхий Завет сообщает: «Когда развеселилось сердце царя от вина, он сказал... семи евнухам, служившим пред лицем царя Артаксеркса, чтобы они привели царицу Астинь пред лице царя в венце царском для того, чтобы показать народам и князьям красоту ее; потому что она была очень красива (см. рис. 1.24 — Авт.). Но царица Астинь не захотела прийти по приказанию царя... И разгневался царь сильно, и ярость его загорелась в нем. И сказал царь мудрецам... как поступить по закону с царицею Астинь за то, что она не сделала по слову царя Артаксеркса, объявленному чрез евнухов? И сказал Мемухан пред лицем царя и князей: не пред царем одним виновна царица Астинь, а пред всеми князьями и пред всеми народами, которые по всем областям царя Артаксеркса; потому что поступок царицы дойдет до всех жен, и они будут пренебрегать мужьями своими... Если благоугодно царю, пусть выйдет от него царское постановление и впишется в законы Персидские и Мидийские... о том, что Астинь не будет входить пред лице царя Артаксеркса, а царское достоинство ее царь передаст другой, которая лучше ее» (Есфирь 1:10—19).

Итак, царице приказали явиться на большое собрание, но она отказалась. За что и попала в опалу. Следуя логике обнаруженного нами параллелизма, следует ожидать, что это событие отразится и у Шекспира. И что же мы видим? Действительно, перед нами — очень похожая и яркая сцена.

В королевском зале в Блекфрейарсе собирается большой совет: архиепископы, священники, придворные, кардиналы Вольсей и Кампеюс, два лорда, глашатай и другие. Присутствуют Генрих VIII и — в некотором отдалении от него — королева Екатерина, с. 531—532. Собрание объявляется судом, и на него глашатай приглашает короля и королеву. Король отвечает, что он — уже здесь. А королева ведет себя совсем по-другому.

«Глашатай: Екатерина, королева Англии, явись к суду!

Королева (не отвечая, встает со своего места, обходит судилище, подходит к королю и преклоняет перед ним колени): Я, государь, молю о правосудьи и в жалости молю не отказать мне, женщине беднейшей, ЧУЖЕСТРАНКЕ, РОДИВШЕЙСЯ НЕ В ВАШЕМ ГОСУДАРСТВЕ. Здесь для меня нет праведных судей... Ах, государь, ЧЕМ Я ВАС ОСКОРБИЛА? ЧЕМ НАВЛЕКЛА Я ГНЕВ ТАКОЙ, ЧТО ВЫ МЕНЯ ОТВЕРГНУТЬ ЗАХОТЕЛИ и милости лишить меня своей? Свидетель Бог, всегда я оставалась вам верною, покорною женой; всегда я уступала вашей воле... Государь, припомните, что Я ТАКОЙ ПОКОРНОЙ ЖЕНОЙ БЫЛА ВАМ ЦЕЛЫХ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ, ЧТО ВЫ МЕНЯ ДЕТЬМИ БЛАГОСЛОВИЛИ», с. 532.

Рис. 5.9. Суд над королевой Екатериной (то есть над царицей Софьей Палеолог). Постановка Ирвинга (Irving) в театре Lyceum (1892). Взято из [971], т. 4, с. 533

По ходу дела отметим, что Екатерина называет здесь двадцать лет верного супружества, а в русской истории сыну Софьи Палеолог — Василию — было как раз девятнадцать лет, когда разгорелась непримиримая борьба между Софьей и Еленой Волошанкой.

Кардинал Вольсей начинает объяснять Екатерине, что обвинения, выдвинутые ею против него, несправедливы. Но королева повторяет, что Вольсей наполнил свое сердце надменностью, злобой и коварством и, в заключение «преклоняется перед королем и хочет удалиться.

Кампеюс: Упорно на правый суд восстала королева, и, обвинив его, полна презренья, отвергнула его — нехорошо! Она идет...

Король: Зовите вновь ее.

Глашатай: Екатерина, королева Англии, явись к суду!

Рис. 5.10. Королева Екатерина Арагонская и кардиналы. Английский художник Петерс (Rev. Matthew Peters, R.A. 1740—1814). Взято из [971], т. 4, с. 541

Гриффит: Монархиня, зовут вас.

Королева: Вам-то что? Ступайте вы дорогою своей... НЕ ОСТАНУСЬ Я ДОЛЬШЕ ЗДЕСЬ и никогда вперед и ни в одном из этих всех судилищ не появлюсь по делу моему. (Уходит с Гриффитом и своей свитой).

Король: Иди своей дорогой, Кет», с. 534.

Итак, королева Екатерина хотя и появилась на большом собрании, однако вскоре гордо покинула его, отказавшись участвовать в судилище, рис. 5.9. Король Генрих раздражен, и его отношение к жене резко меняется. Кардиналы отправляются в покои королевы, дабы уговорить ее подчиниться желаниям короля, однако все безуспешно. Екатерина гневно отчитывает их и удаляется, рис. 5.10.

Все это фактически и описано в библейской книге Есфирь: царица Астинь отказалась присутствовать на собрании царедворцев, не подчинилась требованию царя Артаксеркса. Мы видим, что ветхозаветная версия достаточно близка к шекспировской.