Разделы
От дисгармонии — к семейной гармонии
Основу сюжета шекспировских комедии составляет семья — ее возникновение, распад и воссоединение.
Если в хрониках центральная идея — принцип единства государства, то в комедиях таким принципом является гармоническое единение людей в семье. И все равно, есть ли в начале действия семья, разъединенная кораблекрушением или внутренним разладом, или ее нет и молодые герои лишь стремятся к браку, движение сюжета в шекспировских комедиях происходит неизменно в одном направлении — к семейному единению и ладу. Это так уже в «Комедии ошибок», где есть все три мотива: Эгеон потерял жену и детей; Антифол Эфесский в ссоре с женой; Антифол Сиракузский влюбляется в Люциану. В конце пьесы Эгеон находит жену и сыновей, женатый брат возвращается к покинутой супруге, неженатый женится. И так это в «Виндзорских насмешницах», где есть другое сочетание комедийных мотивов: разлад в семье Фордов — муж ревнует жену к Фальстафу; разлад в семье Пейджей — дочь хотят выдать не за того, кого она любит; Энн Пейдж и Фентон венчаются тайком. Даже в царстве эльфов возникает семейный разлад между Обероном и Титанией. Другая форма семейного разлада — вражда братьев — имеет место в «Как вам это понравится». То, что можно назвать непарностью любви, изображено в «Сне в летнюю ночь» (Елена любит Деметрия, он любит Гермию, а она питает страсть к Лизандру), в «Двенадцатой ночи» (Виола любит Орсино, Орсино любит Оливию, Оливия влюбляется в «Цезарио»), в «Как вам это понравится» цепочка: Сильвио — Фебе — Розалинда — Орландо. В финале все устраивается наилучшим для каждого образом. Только очень злобные люди не соглашаются на мир — Шайлок и Мальволио.
В комедиях часто встречается конфликт «отцов и детей», точнее — отцов и дочерей. Родители для того только вводятся в действие, чтобы навязывать дочерям в мужья не тех, кого они сами выбрали. Так обстоит дело в «Укрощении строптивой» (Баптиста — Бьянка), в «Двух веронцах» (герцог Миланский — Сильвия), в «Сне в летнюю ночь» (Эгей — Гермия), в «Виндзорских насмешницах» (миссис Пейдж — Энн), в «Все хорошо, что кончается хорошо» (король и графиня Руссильонская — Бертрам). Такой же мотив, как помнит читатель, имеется и в трагедии «Ромео и Джульетта».
Этот конфликт отражает начавшуюся перемену в общественных нравах. Через изображение семейных конфликтов и личных проблем в искусстве отражаются грандиозные перевороты иногда всемирно-исторического характера. Так, древнегреческая драма «Орестея» Эсхила, по определению Ф. Энгельса, свидетельствует о важнейшей перемене в человеческих отношениях, когда отцовское право победило материнское и установились совершенно новые критерии нравственности.
Точно так же в эпоху Возрождения конфликты семейного характера отражали перемены, происшедшие под влиянием начавшегося буржуазного развития. Рушились феодальные семенные нормы, и возникали такие семейные отношения, которые разрушали патриархальную мораль и утверждали права детей, достигших совершеннолетия. В комедиях право детей на самостоятельное решение кардинальных жизненных вопросов недвусмысленно выдвигается как нечто совершенно естественное. В частности, это выражается в том, что молодые герои комедий по разным причинам оказываются вне дома и поставлены в такие условия, когда они сами, без родителей, решают вопрос о своем устройстве в жизни.
Это утверждается как важнейшее жизненное правило, причем Шекспир вкладывает его в уста представителей старшего поколения, понявших, что теперь надо жить по-новому. В «Двух веронцах» отец Протея Антонио посылает слугу Пантино к брату. Посланный докладывает, что брат Антонио, лицо духовного звания, —
удивлялся,
Что ваша милость позволяет сыну,
Теряя дни, сидеть бесплодно дома,
Меж тем, как люди победнее родом
Шлют сыновей за прибылью и славой,
Тот — на войну, чтоб испытать фортуну.
Тот — в море, чтобы земли открывать.
Тот — в университет, во храм науки.(I, 3, 4. ВЛ)
Антонио и сам отнюдь не старовер, он понимает дух времени:
Я знаю сам, что он теряет время,
Что не созреет ни умом, ни сердцем,
Покуда школу жизни не пройдет.
Мы лишь в трудах приобретаем опыт,
А время совершенствует его.(I, 3, 19. ВЛ)
Как ясно слышится здесь веяние авантюрного духа эпохи Возрождения! И мы замечаем, что новая житейская практика рождает новую мораль. Не пройдя через испытания, не накопив жизненного опыта, Протей, по словам Антонио, «не сможет стать совершенным (то есть полноценным. — А.А.) человеком». (Не cannot be a perfect man, I, 3, 20.)
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |