Счетчики






Яндекс.Метрика

11. Богоподобный Филип Сидни

О величайшем поэте Филипе Сидни известно не так много. Мы воспользуемся существующими источниками по возможности кратко.

К концу XVI и началу XVII века относится расцвет английской ренессансной поэзии — и не только лирической, но и эпической. Следуя примеру поэтов «Плеяды», английские ревнители поэзии создали кружок, торжественно наименованный «Ареопагом».

Одним из наиболее талантливых участников «Ареопага» был Филип Сидни (1554—1586), человек разносторонних интересов и дарований, поднявший английскую гуманистическую поэзию на высокую степень совершенства. Он происходил из знатного рода, учился в Оксфорде, много путешествовал — был в Падуе, жил в Вене, Франкфурте, Праге, посетил Польшу и Италию, выполняя дипломатические поручения, был обласкан королевой Елизаветой, но навлек на себя ее немилость, посмев осудить жестокое обращение английских лендлордов с ирландскими крестьянами. В цветущем возрасте окончил он свои дни на поле брани.

О происхождении Филипа Сидни от королевы Елизаветы и испанского короля Филиппа II упоминают многие исследователи. Мы воспользуемся этой версией в своем исследовании.

Подлинным манифестом новой школы явился трактат Сидни «Защита поэзии» (ок. 1584, напечатан в 1595 г.), во многом перекликающийся с трактатом Дю Белле «Защита и прославление французского языка». Только если противниками Дю Белле были ученые педанты, предпочитавшие латинский язык французскому, то Сидни счел своим долгом выступить на защиту поэзии (литературы), подвергавшейся нападкам со стороны благочестивых пуритан. Тем самым апология поэзии означала у Сидни апологию Ренессанса в сфере искусства и культуры. Вслед за древними эллинами Сидни призывает верить в то, что «поэты суть любимцы богов», что «высшее божество соизволило, при посредстве Гесиода и Гомера, под покровом баснословия ниспослать нам всяческое знание: риторику, философию естественную и нравственную и еще бесконечно многое». Вместе со Скалигером, автором известной в эпоху Возрождения «Поэтики» (1561), Сидни утверждает, что «ни одно философское учение не наставит вас, как стать честным человеком, лучше и скорее, чем чтение Вергилия». Короче говоря, поэзия — это надежная школа мудрости и добродетели.

С особым подъемом говорит Сидни о «поэзии героической», поскольку «героический поэт», прославляя доблесть, «великодушие и справедливость», пронизывает лучами поэзии «туманы трусости и мглу вожделений».

При каждом удобном случае Сидни обращается к авторитету и художественному опыту античных поэтов. Так, если нужно назвать имя литературного героя, способного оживить и воспитать человеческий дух, он без колебаний называет имя Энея, напоминая, «как вел он себя при гибели отечества, как спас престарелого отца и предметы богопочитания, как повиновался бессмертным, покидая Дидону», и т. д. Однако, преклоняясь перед античной литературой и горячо призывая черпать из этого источника, Сидни вовсе не хотел, чтобы английская поэзия утратила свою естественную самобытность. Он с благодарностью вспоминал о поэтических опытах Уайета и Сарри, высоко ценил поэтический гений Чосера и даже признавался («сознаюсь в собственном варварстве»), что ни разу не внимал старинной народной балладе о Перси и Дугласе без того, «чтобы сердце во мне не взыграло, как от трубного звука, а ведь поется она всего-навсего каким-нибудь слепцом-простолюдином, чей голос столь же груб, сколь слог неотделан». Впрочем, тут же ученый-гуманист замечает, что названная песня производила бы гораздо большее впечатление, «будучи изукрашена пышным витийством Пиндара». На этом основании Сидни критически относится к английской народной драме дошекспировского периода, утверждая, что драму следует подчинять строгим аристотелевским правилам. Как известно, английская ренессансная драма в период своего расцвета не пошла по пути, который намечал Сидни.

Что касается самого Сидни, то его лучшие образцы далеки от пышного пиндарического витийства. Подобно Ронсару, Сидни тяготеет к ясному, завершенному поэтическому рисунку. Высокого художественного совершенства достигает он в разработке сонетной формы. Его любовные сонеты (цикл «Астрофил и Стелла», 1580—1584, напечатан в 1591 году) имели заслуженный успех (Астрофил означает влюбленный в звезды, Стелла — звезда). Именно благодаря Сидни сонет стал излюбленной формой в английской ренессансной лирике. В стихотворениях Сидни воскресают античные мифы («Филомела», «Амура, Зевса, Марса Феб судил»). Подчас Сидни перекликается с Петраркой и поэтами Плеяды, а иногда решительным жестом отбрасывает от себя весь книжный груз. Так, в I сонете цикла «Пыл искренней любви я мнил излить стихом...» он сообщает, что в чужих творениях тщетно искал слова, которые могли бы тронуть красавицу. «Глупец, — был Музы глас, — глянь в сердце и пиши».

Перу Сидни принадлежит также неоконченный пасторальный роман «Аркадия», напечатанный в 1590 году. Как и другие произведения этого рода, он написан в очень условной манере. Буря на море, любовные истории, переодевания и прочие приключения и, наконец, благополучная развязка составляют содержание романа, действие которого происходит в легендарной Аркадии. В прозаический текст вкраплено множество стихотворений, подчас весьма изысканных, написанных в самых разнообразных размерах и формах античного и итальянского происхождения (сапфические строфы, гекзаметры, терцины, секстины, октавы и пр.).

Сведения о смерти Сидни крайне противоречивы. В одних источниках говорят, что Сидни погиб на поле брани, имея, вероятно, в виду его пребывание в английских войсках в Нидерландах, где он действительно воевал — но много ранее. Другие источники сообщают, что последние годы он провел в имении Пембруков (с сестрой Мэри) и очень страдал от ран, в результате которых и скончался.