Счетчики






Яндекс.Метрика

15. Английский трон и католические заговоры

Из исторических источников можно понять, что на территории Западной Европы в течение примерно тысячи лет существовала Священная Римская Империя. Считается, что с конца XV века она стала называться Священная Империя германской нации. Эта последняя простирала свою власть и свои интересы на территории Нидерландов, Чехии, Бургундии, Швейцарии, земли северной Италии (Венеция с Падуей и Вероной и ряд других земель) и средней Италии (Папская область).

В середине XVI века существовало своеобразное двоевластие. Указанные земли находились под властью императора. В то же время часть Нидерландов, Испания, Португалия, северное побережье Африки и юг Италии (так называемая Великая Греция) находились в сфере интересов испанской короны. Испанский король Филипп II, осуществляющий светскую власть на покоренных территориях, в то же время признавал духовное верховенство католического иерарха — Папы Римского. Совместно они вели подрывную деятельность против Англии, впавшей в протестантскую ересь и упорствующую в ней. Ими же во многом определялись события во Франции, которую в интересующий нас промежуток времени сотрясали гражданские войны и которая в борьбе за суверенитет вела сложную дипломатическую игру на два фронта — и против Испании, и против своих — протестантов-гугенотов. Достаточно напомнить, что в 1572 году произошла так называемая Варфоломеевская ночь — сторонники Филиппа II, объединенные в Католическую лигу, за одну ночь вырезали по всей стране тысячи гугенотов — по крайней мере, так утверждают исторические источники.

Духовным центром католического мира — а практически вся Европа продолжала оставаться католической, за исключением государств, склонившихся к Лютеру и Кальвину, но при этом тоже в значительной мере еще населенных правоверными католиками — была, конечно, Папская область. Столицей ее был Рим, а в Риме, в католическом «Кремле», сидели не только Папы Римские, но и генералы могущественных монашеских орденов, развивших в XVI веке бурную деятельность. Достаточно вспомнить иезуитов и доминиканцев, которые занимались идеологической сферой: первые — системой образования, вторые — контролем за чистотой доктрины и очищением католических рядов от скверны. А ведь были еще и францисканцы, последователи святого Франциска Ассизского, и бенедиктинцы! И более мелкие малоизвестные формирования.

Папская область была единственным государственным образованием, где светская и духовная власть соединялись в одном лице — в лице Папы Римского. Папа имел свою армию, свою казну, свои органы исполнительной власти на местах. Впрочем, все это нисколько не мешало государственному управлению осуществляться даже в более разнузданных формах, нежели это происходило в государствах обычного типа.

Посмотрим, какие события происходили в Папской области в середине XVI века. Какие личности и какие идеи фигурировали в пространстве общественного сознания католического центра европейской вселенной.

1555—1559 годы — главой Ватикана стал Павел IV.

Еще за тридцать лет до того, как пришлось надеть ему папскую тиару, он был замечен папой Адрианом и выбран для борьбы с Реформацией. Тогда этого человека звали Иоанн Карафа. Страстный католик отказался от нескольких доходных епископатов и возглавил бедный приход (видимо, он принадлежал к монахам нищенствующего ордена). Однако это не помешало ему стать кардиналом и получить должность главного инквизитора при Павле III. Нам говорят, что католические священники в эту эпоху особенно разнузданно предавались разврату во всех его видах — начиная от взяток, вымогательств и поборов и заканчивая коллективными оргиями в храмах и соблазнением прихожанок прямо под церковными сводами. Требовалось пастырей «привести в чувство» — для этого якобы и была «возобновлена» инквизиция.

Эту цель и преследовал Павел IV. Вступив в должность и избавившись от наиболее провинившихся подчиненных в рясах, он по сложившейся традиции раздал выгодные должности своим родственникам. Но и они оказались склонными к греху и пороку, и решительный и последовательный папа отправил родных в отставку.

Через два года после вступления в должность в 1557 году он стал инициатором появления на свет «Индекса запрещенных книг». Одним из первых в «Индекс» был внесен «Декамерон» Боккаччо... Туда же попал и роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (Рабле был монахом-францисканцем, затем бенедиктинцем).

Как правитель Рима, Павел пытался пресечь публичные проявления непристойности.

1559—1565 годы — главой Ватикана становится папа Пий IV.

Он собрал специальную Комиссию в составе четырех архиепископов и девяти епископов, которая пересмотрела «Индекс». К тому времени «Декамерон» Боккаччо был переписан (считается, что самими развратными церковниками) в том смысле, что прелаты и монахи были заменены мирянами — и читатели могли беспрепятственно наслаждаться шедевром без опасения оказаться на костре инквизиции. Считается — разумеется, бездоказательно, что в «Индексе» все же остались классические труды Макиавелли, Гвиччардини и Данте. Так что послабления касались лишь фривольных книг и эротических тем. Как видим, политические книги продолжали пребывать в составе «Индекса» — читать их и даже хранить было строжайше запрещено.

Нет сомнения, что, внеся в список запрещенных те или иные книги политического характера, папская власть, прежде всего, имела в виду, продолжающуюся борьбу с Реформацией. В «Индекс» были внесены даже «Примечания к Новому Завету» Эразма Роттердамского, ранее одобренные высшими представителями церкви.

Через год после вступления в должность, в 1560 году, к папе обратился император Фердинанд с просьбой разрешить священникам жениться. Дело происходило на соборе в Тренте (собор начал работу в 1545 году) — император прямо заявил: «И хотя всякая плоть порочна, продажность духовенства гораздо хуже». Однако собор подтвердил важность обета безбрачия, и в 1563 году на завершающем заседании Тридентского собора вновь настоял на этой точке зрения.

Папа Пий IV не только лично продолжил работу над «Индексом запрещенных книг», но и создал Конгрегацию индекса, состоящую из семи кардиналов, в обязанности которых входило накладывать вето на новые издания, которые они посчитают опасными. Великий Инквизитор после смерти папы стал его преемником.

Именно с этого времени началось сверхактивное католическое движение, получившее название Контрреформации — программа его была утверждена на Тридентском соборе (1545—1563).

1566—1572 годы — Папа Римский Пий V, преемник Пия IV, бывший Великий Инквизитор. Несмотря на свою «идеологическую» прочность, в личной жизни ничем не отличался от многих других — имел троих детей, и его личная жизнь была источником столичных сплетен. Одна из них сообщала, что папа грозился отлучить от церкви своего повара, который во время поста положил в суп запрещенные ингредиенты.

Он намеревался превратить Ватикан в монастырь. А всех проституток из Рима изгнать. Он издал указ, по которому все проститутки должны были выйти замуж или подвергнуться публичной порке. Погибавших под кнутом хоронили в выгребной яме.

Он выпустил буллу, запрещающую внебрачным детям священников наследовать их имущество.

Нарушение сексуальных норм каралось беспощадно.

Гомосексуалистов сжигали. За супружескую неверность изменников подвергали публичной порке.

Окружению папы с трудом удалось убедить главу Ватикана не считать адюльтер достойным смертной казни.

По вторникам происходили заседания Святой палаты (официальное название инквизиции) — папа не пропускал ни одного и постоянно вносил новые предложения о законах, предусматривающих смертную казнь.

Именно он, папа Пий V, в 1570 году отлучил от церкви английскую королеву Елизавету — в изданной специально по этому случаю булле королева была названа служанкой греха, а безбожие ее было подтверждено обвинениями по семнадцати пунктам.

В следующем 1571 году, папа решал еще одну проблему: необходимо было защитить остров Мальта, где разместились иоанниты, рыцари Мальтийского ордена, — захватить остров грозились турки. Папа попытался создать антитурецкую коалицию, чтобы устрашить неверных, но свои силы для защиты острова послали только Испания и Венеция. Командующий объединенным флотом Дон Хуан Австрийский в 1571 году уничтожил в заливе Лепанто турецкую эскадру, однако победители передрались между собой и турки сумели сохранить за собой Кипр.

Идейная проработка Венеции велась методично и целенаправленно. В Падуе была организована высшая иезуитская семинария, а затем в Венеции — гимназия. Выслеживались лютеране и прочие еретики.

В изданном при Пие V «Индексе», кроме уже упоминавшихся книг, оказалась «Такса святой апостольской канцелярии» — официальное издание, по которому папские канцеляристы наводили справки при взыскании платежей за отпущение грехов. Так сказать, утвержденный свыше прейскурант, распространенный по всем католическим приходам. Именно эту книгу в 1567 году известный ученый, ректор Сорбонны, Клод Д. Эспенс охарактеризовал следующим образом: «Везде продается, причем дешево, как проститутка, совершенно открыто, книга, напечатанная под названием "Такса апостольской камеры, или Канцелярии". Из этой книги читатель может узнать о большем количестве пороков, чем из всех перечней и подытоживаний самых разнообразных преступлений и пороков. Из этой книги читатель узнает, как за деньги преступления становятся дозволенными и разрешенными. Следует удивляться, как в наше время, в дни религиозного раскола, допускается к распространению каталог самых отвратительных и самых ужасных преступлений, книга столь пошлая и столь низкая, что в Германии, Швейцарии и везде, где происходит отпадение от римского престола, нет другого произведения, которое могло бы вызвать равное возмущение.

Прекрати, Рим, эту безумную дешевую продажу каталога всяких человеческих преступлений...

Пусть папа помнит слова о враче, который, прежде всего, должен самого себя исцелить, и пусть он уничтожит всякие "святые таксы", это позорнейшее и постыднейшее корыстолюбие, заслуженно проклятое многими и многими...»

Папа прислушался к мнению ректора Сорбонны — видимо, «Такса» была изъята из свободной продажи и впоследствии поступала в приходы с грифом «для служебного пользования».

Именно в это время шла ожесточенная борьба за умы во Франции — в 1572 году в одну Варфоломеевскую ночь было вырезано до 30 тысяч гугенотов-католиков. О размахе антикатолических настроений во Франции за десять лет до этого сохранилось свидетельство венецианского посланника Микели. Он сообщал, что три четверти французского населения с увлечением говорят о Кальвине, и люди моложе сорока редко остаются верными делу католицизма.

Папа объявил в Папской области сбор денег на военную помощь французским католикам. Продал во Франции часть церковного имущества — полученные 1,5 млн ливров направил на те же цели.

В то же время во Францию были отправлены в большом числе иезуиты, открывшие в Турноне, Бильоне, Тулузе, Бордо и Лионе специальные школы. На поприще борьбы с протестантской ересью прославились проповедник и богослов Эдмонд Ожье (в Лионе) и иезуит-испанец Малдонат.

Вкладывая средства в победу католиков во Франции, папа надеялся, что впоследствии сможет заставить католическое правительство этой страны объявить войну Англии, где сидела на троне злейшая врагиня христианства Елизавета.

Папа Пий не дожил до Варфоломеевской ночи, зато праздник победы над гугенотами отметил достойно его преемник.

Болезненный удар по папскому и королевскому (испанскому) абсолютизму нанесли Нидерланды. Северная их часть под именем Соединенных Нидерландских штатов отделилась от Испании, провозгласила свою независимость, объявила себя республикой.

Напряженными в этот период были отношения Рима и Венеции. Республика святого Марка сохраняла относительную самостоятельность и весьма болезненно реагировала на вмешательство католических властей в свою внутреннюю жизнь.

Именно при Пие республика громогласно и многократно протестовала против вмешательства курии в деятельность судебных органов Венеции. В 1567 году папа потребовал обязательного чтения в церквах в «великий четверг» буллы «На вечери господней» — но венецианская буржуазия вместе с местным духовенством отвергла это требование.

1572—1585 годы — папский престол занял Григорий XIII. Он не был в отличие от предшественника активным борцом за сексуальную воздержанность прелатов и монахов. Еще до папства он открыто содержал в Риме любовницу. У него появлялись внебрачные дети и после избрания на папский престол. Вместе с ним в Ватикане поселилось множество его детей, а своему старшему сыну, любимцу Филиппу, он положил содержание 6000 крон в год.

Проститутки вернулись в Рим. Монастыри превратились в бордели. Респектабельные женщины шли на исповедь, имея в рукаве кинжал, чтобы отбиваться от домогательств исповедников. Римские хоры пели такие непристойные песни, что кардиналы даже обсуждали вопрос об отмене всяческого пения в церкви.

Вступивший на папский престол Григорий отпраздновал успехи своего предшественника в идеологической борьбе во Франции — при известии о жертвах Варфоломеевской ночи Григорий велел иллюминировать Рим и важнейшие пункты Папской области, выбил медаль в честь этого богоугодного дела и отправил в Париж кардинала Орсини для поздравления «христианнейшего короля и его матери».

Папа Григорий и испанский король Филипп II мечтали устроить Варфоломеевскую ночь и в Англии. Там было еще много католиков. Особенно удобным плацдармом для нападения на Англию считал он Ирландию. С этой целью при помощи короля Филиппа была предпринята специальная операция — однако десант был разгромлен.

Тем не менее Григорий XIII упорно продолжал борьбу против Елизаветы: отлучил ее от церкви1. Объявил лишенной престола и поддержал ряд заговоров на ее жизнь. В 1580 году Рим объявил, что всякий, убивший Елизавету «с благочестивым намерением свершить божье дело, не повинен в грехе, и, напротив, заслуживает одобрения».

В 1570—1580 годы иезуитский орден продолжал подготовку к обращению англичан в свою веру. Иезуитские лазутчики занимались сколачиванием прокатолических заговоров в пользу Марии Стюарт и мятежей, которые помогли бы вторжению Испании. По подсчетам ученых за три последних десятилетия XVI века более 1000 молодых английских священников были посланы Римом в Англию.

В 1571 году был раскрыт так называемый «заговор Ридольфи».

Участник «заговора Ридольфи» Хью Оуэн эмигрировал из Англии. Оуэн на протяжении многих лет получал пенсию от испанского правительства, но проживал Оуэн в Брюсселе. Его дом, неподалеку от рынка сыров, стал шпионским центром католических держав, боровшихся с Англией. Отсюда уезжали люди, чтобы в другом платье и под другим именем появиться в лондонской таверне или какой-нибудь английской усадьбе. Они везли с собой письма, спрятанные в отверстии, выдолбленном в изящной трости или в подошве ботинок.

С 1580 года признанным руководителем заговоров был отец Роберт Парсонс, возглавлявший иезуитскую миссию в ходе посещения Англии. Его спутник Кэмпион был схвачен и повешен. Парсонсу удалось бежать. Но он не сдался — иезуитам удалось даже наладить в Лондоне издание памфлетов против королевы.

В это самое время английские добровольцы сражались в Нидерландах, пытаясь ослабить испанское владычество над южной его частью — Фландрией. Именно там Оуэн и Парсонс однажды едва не попали в руки англичан.

В начале 80-х иезуиты подготовили новый заговор, получивший в истории название «английское дело». Заговорщики планировали убить Елизавету и возвести на престол Марию Стюарт. Однако руководивший контрразведкой Уолсингем заговор раскрыл — его главным организатором был Фрэнсис Трокмортон. Заговор плели вместе с засланными папой иезуитами также французские Гизы и испанский посол дон Бернардино де Мендоса.

Мендосе было предложено в течение 15 дней покинуть Англию. Но переписка Марии Стюарт с ее главным агентом в Париже Томасом Морганом продолжалась.

Папа продолжил католическую экспансию по всему миру — им были открыты иезуитские школы и семинарии в Вильне, Клаузенбурге, Стокгольме, Люцерне — воспитанники этих заведений занимались борьбой против протестантизма и пропагандой истинной веры.

Так, в Люцерне в 1574 году появились иезуиты, а в 1579 году — папский нунций, организовавший «золотой союз» и вступивший в переговоры с королем Филиппом. В Швейцарии началась гражданская война (в 1591 году кантон Базель был возвращен в лоно католицизма).

Контрреформация особенно активно действовала в тех землях Германии, где протестантизм не одержал полной победы. Ставка делалась на дворянскую молодежь. Иезуиты боролись за умы подрастающего поколения. Впрочем, кое-где им оказывался душевный прием. Так, герцог Баварский Альбрехт V, приютивший у себя иезуитов и предоставивший в их распоряжение университет в Ингольштадте, потребовал от населения немедленной присяги Тридентскому вероисповеданию. Сын Альбрехта Эрнест сосредоточил в своих руках огромную власть: он был епископом Фрейзинга, Гильдесгейма, Льежа, Мюнстера, а также архиепископом Кельна и имперским аббатом Стабло и Мальмеди.

Иезуит Мельхиор Клейзель имел огромное влияние на императора Рудольфа — в 1578 году из Вены были изгнаны все протестантские проповедники, закрыты многие протестантские церкви.

В Вюрцбурге епископ Юл Эхтер с 1584 года насаждал тридентизм (идеологию, выработанную Тридентским собором) — только за год он изгнал 162 проповедника и 62 тысячи протестантов насильственно обратил в католицизм.

1585—1590 годы — Сикст V. Новый папа (из монахов-францисканцев) вновь начал яростно бичевать ереси и пороки. Сикст казнил тысячи монахов и их любовниц.

Сиксту пришлось столкнуться с потоком непристойной литературы, выходящей в Европе. Он разбил Конгрегацию цензоров на пятнадцать комитетов.

После того как «Индекс» увидел свет, всякий напечатавший запрещенную книгу клеймился раскаленным железом на эшафоте, палач вырывал ему один глаз или отрубал руку. Продавца просто казнили. Тех же, кто не передавал запрещенные книги в руки инквизиции (то есть хранил их), сжигали или обезглавливали.

«Индекс», изданный во время папства Сикста, не содержал книги Рабле — это объясняется тем, что когда-то оба были дружны. Когда-то — это минимум 30 лет назад, во время совместного пребывания в рядах францисканцев. С 1554 года Франсуа Рабле считался «умершим».

Дело Контрреформации продолжил Сикст. Именно в период его папства французский король Генрих III попытался выйти из-под власти Рима — он арестовал архиепископа Лионского и кардинала Бурбона и даже убил герцога Гиза и его брата кардинала (оба возглавляли Католическую лигу и были причастны к кровопролитию 1572 года).

Папа Сикст спрашивал своего легата в Париже Морозини — почему тот не отлучил от церкви короля? Папа требовал от Генриха отпустить арестованных, а самому явиться в Рим для объяснений — почему светская власть без суда и следствия убивает членов святого престола?

23 июня 1589 года папский приказ с предостережением, что король погибнет, подобно царю Саулу, если не подчинится папе, был доставлен в Париж.

Видимо, Генрих упорствовал и не собирался целовать туфлю папы. Видимо, информация об этом достигла Ватикана. Нет сомнения, что папа привел угрозу в действие — I августа доминиканский монах Жак Клеман убил Генриха III ударом кинжала.

Удовлетворенный папа сместил с должности неисполнительного Морозини, назначил на его место энергичного Гаэтано.

В дальнейшем папская власть активизировала переговоры с испанским королем, предлагая ему вступить в войну с Францией и обещая в помощь 15 тысяч солдат и 800 лошадей, а также внушительные субсидии. По мысли Ватикана Франция должна была стать провинцией Испании.

Сикст находился на папском престоле и продолжал дело предшественника по плетению заговоров против английской королевы. Именно во время его папства был разработан и начал осуществляться так называемый «заговор Бабингтона». Рассказ об этом блестящем сценарии, разработанном не столько католической разведкой, сколько английской контрразведкой, сумевшей перехватить инициативу и довести развитие событий до удачного завершения, когда были выявлены участники заговора и добыты неопровержимые доказательства, заслуживает отдельного рассказа, который, как бы увлекателен он ни был, мы не можем себе позволить в силу ограниченности места. Скажем о главном — уже осенью 1586 года заговор был раскрыт, участники его арестованы.

(Заметим, что именно в период папства Сикста «умер» Филип Сидни и был отправлен на пенсию граф Эдуард де Вер — в 1586 году.)

В начале 1587 года с плахи покатилась голова Марии Стюарт, отсеченная топором палача.

А уже в следующем, 1588 году, к берегам Англии направился испанский флот, известный нам под хвастливым названием «Непобедимая Армада». Увы, силы Госпожи Природы были на стороне англичан, упорствующих в ереси, — буря разметала корабли, десант интервентов высадиться на берега Туманного Альбиона не смог, английская эскадра добила потрепанные бурей уцелевшие суда...

В 80-е годы папский нунций во Фландрии предостерегал римский престол: «Английская королева — не знаю уж, каким образом — проникает в любое дело». Нунций в Мадриде писал в Рим, что Елизавета имеет агентов среди лиц, близких к Святейшему престолу (последнее, вероятно, соответствовало действительности). Успехи английской разведки создали в Европе преувеличенное представление о ее возможностях, и это тоже способствовало целям британской политики.

Знаменитый государственный деятель и философ Фрэнсис Бэкон в 90-е годы опубликовал «Трактат относительно разведки и личной безопасности королевы», где прямо рекомендовал Тайному совету всячески раздувать слухи о том, что Ее Величество заполонила шпионами всю Европу.

Далее Григорий IV, Урбан VII, Иннокентий IX.

1592—1605 годы — Климент VIII.

Роль этого папы в истории трудно переоценить. Именно в период его руководства католической церковью был издан окончательный вариант Библии (1592), так называемая Вульгата. Этот латинский перевод, доведенный Иеронимом до «Деяний апостолов», впоследствии дополненный и исправленный, именно тогда был принят в качестве официального текста Библии.

Продолжая дело своих предшественников в борьбе за восстановление «истинной» веры, руководствуясь решениями Тридентского собора и осуществляя акции Контрреформации по всем фронтам, папа Климент не оставлял своими заботами Францию.

Папский легат Гаэтано уже подготовил приказ о введении во Франции инквизиции и об отмене галликанской свободной церкви. Но король Генрих IV в 1598 году опубликовал Нантский эдикт, обещающий равноправие католикам и гугенотам. Более искусный в политике Генрих нашел возможность нейтрализовать гнев папы. Еще ранее, в 1597 году, он содействовал Клименту в его стремлении присоединить к Папской области Феррару. Этот город — один из центров гуманизма, в котором велись оживленные дискуссии о Гомере, Вергилии, Аристотеле, папство превратило в монастырско-кладбищенский комплекс... Жители Феррары стали переселяться в Модену, избегая встреч с заполонившими город инквизиторами.

Забегая вперед, скажем, что, одобрив Нантский эдикт Генриха IV, папа Климент сумел добиться и своих целей — изгнанные из Франции в 1594 году иезуиты (после неудачного покушения на короля иезуита Жана Шателя), в 1603 году получили возможность вернуться.

Овладев Феррарой, папство вступило в период острых отношений с республикой святого Марка — Венеция отстаивала свободу плавания по реке По и считала рыболовство в ее водах своей монополией.

Эти осложнения дополнились другими. В Венеции владели огромным имуществом различные ордена и монастыри. Они, ссылаясь на папские льготы, не платили налогов и претендовали на ряд привилегий. Венецианское духовенство тоже не вносило в республиканскую казну никаких платежей.

Были и другие поводы к столкновениям. Венеция славилась тогда своими типографиями и снабжала почти всю Европу печатными произведениями, в огромном большинстве случаев теологического характера. Чрезвычайные запреты папской цензуры, уничтожавшей лютеранские книги, а затем все, что содержало даже малейшие нападки на нравы духовенства, на чрезмерные претензии папства, на его лицемерную изуверскую и полную противоречий политику, наносили удар по одной из тех отраслей, которые обогащали Венецию.

Особую остроту отношения между Римом и Венецией приобрели в период с 1590 по 1606 год, завершившийся тем, что на республику был наложен интердикт2. Именно тогда республику покинули капуцины, иезуиты и театинцы — они переселились в Папскую область.

Но еще до этого у Рима было немало причин видеть в Венеции если не врага Контрреформации, то упорного саботажника.

В Венеции иностранцы-торговцы могли открыто исповедовать протестантскую религию. Но послабления касались лишь иностранцев. Своих подданных Венеция заставляла строго соблюдать религиозные предписания. Папа открыл в Венеции сеть инквизиционных трибуналов — власти Венеции выдали суду и Джордано Бруно. К этому, как ни странно, был причастен Паоло Сарпи, который в 1585—1588 годах был прокурором ордена «служителей божьей матери» в Риме. В 1589 году он вернулся в Венецию; оставаясь правоверным католиком, и в своих произведениях выступал против притязаний папства играть руководящую политическую роль в итальянских государствах.

Именно в эти годы, годы папства Климента и его предшественников, мы наблюдаем самые яркие события в жизни монаха Джордано Бруно. Бруно отрицательно относился к важнейшим догматам — учению о троичности бога и его воплощению. Устно и печатно он распространял атеистические идеи. Нападал на церковь — «матерь и дочь мрака и заблуждений», католицизм называл «торжествующим зверем». Непогрешимость пап и почитание авторитетов возмущали его особенно. «Авторитет — есть познание при чужом свете». Непочтительно относился к Аристотелю — католицизм же считал аристотелевское учение каноническим. Кроме того, Бруно поддерживал коперниковское учение и сам создал свою теорию о множественности миров.

В 1592 году бенедиктинский монах был заключен в тюрьму в целях пресечения пропаганды учения о движении Земли.

По обвинению в ереси 17 февраля 1600 года Джордано Бруно был сожжен живым на костре.

Однако 1592 год сказался не только на судьбе Бруно; в этом же году тосканский правитель Медичи, опасаясь гнева духовенства и папы, принял меры к изгнанию Галилея из Пизы — следующие 18 лет своей жизни Галилей прожил в... Падуе.

В 1597 году астроном Тихо Браге был вынужден покинуть отечество.

В 1598 году Иоганн Кеплер вынужден был бежать из Штирии в Венгрию.

Именно в период папства Климента один из величайших астрономов Возрождения Коперник разрабатывал теорию гелиоцентрической системы мира. Публиковать ее он не решался до самой смерти (1613 г.), но, судя по судьбе Джордано Бруно и иных астрономов, его теория была хорошо известна ученым. Главный труд жизни Коперника был внесен в «Индекс запрещенных книг» в 1616 году — и пребывал там двести с лишним лет.

(В период папства Климента, в самом его начале, в 1592 году, как мы предполагаем, наш Феникс, граф Эдуард де Вер, вернулся в Англию и уединился с Голубем на острове Пафос.)

Продолжались попытки свергнуть с престола английскую королеву. В 1594 году был раскрыт «Заговор Йорка и Уильямса», а в 1598 — «Заговор Сквайра».

А еще через три года, видя, что царствование Елизаветы близится к своему естественному финалу, глава королевской секретной службы Роберт Сесил, лорд Солсбери, сам стал невольным «агентом» католических сил — он вступил в тайную переписку с королем Шотландии Яковом, сыном казненной католички Марии Стюарт, который в 1603 году и стал первым королем объединенного государства, получившего название Великобритании.

Подчеркнем еще одно — исключительно важное! — обстоятельство, необходимое для понимания всей сложности европейской жизни в конце XVI века. Большая часть государств находилась в стадии становления — суверенитет государств требовал не только политической независимости (от имперских Габсбургов), но и независимости идеологической, религиозной (от католического центра, от Папской области, пытающейся реализовать свой статус Вселенской церкви).

Но реальность заключалась в том, что в то время все королевские дома Европы были породнены, связаны друг с другом родственными отношениями. И поэтому всякий политический вопрос неминуемо влек за собой целый комплекс «семейных проблем», отзывающийся на судьбах правящих династий.

Вот таков, в общих чертах, был исторический фон, на котором развивалась история жизни и смерти Филипа Сидни, а также разворачивалась судьба Эдуарда де Вера, 17-го графа Оксфорда. Поэтому мы просто обязаны вернуться вновь к семейству Сидни. И, разумеется, к его главному персонажу, Филипу. Мы считаем, что эти люди, обозначенные в честеровском сборнике как Голубь и Феникс, и явились создателями произведений, которые вошли в шекспировский канон. А помогали им в этом друзья, с которыми они были связаны не только служебными (шпионскими) отношениями, но и родственными чувствами.

Посмотрим, как наши логические построения и предположения сочетаются с другими данными, к которым приходят исследователи.

В следующей главе мы воспользуемся выдержками из работы А. Баркова «Шекспир. Загадка личности».

Вот что он пишет о Филипе Сидни.

Примечания

1. Уже во второй раз. Впервые ее отлучил от церкви Пий V, в 1570 году.

2. Интердикт — запрет на проведение богослужений.