Счетчики






Яндекс.Метрика

Приложение 8. Современники Шекспира

Во времена, предшествующие появлению произведений Шекспира, во времена написания его пьес, поэм и сонетов, во времена, когда он уже отошел от дел, да и после его смерти — в конце XVI — первой половине XVII века — английская литература переживала бурный подъем. Пурышев характеризует это время так:

«В XVI в. английская литература, вступившая в эпоху Возрождения, достигла всестороннего развития. Наряду с ренессансной поэзией утвердился на английской почве роман, а на рубеже XVI и XVII вв. бурно расцвела ренессансная драма.

Этот стремительный подъем английской литературы, начавшийся в конце XVI в. и захвативший ряд десятилетий, исподволь подготовлялся на протяжении всего столетия».

Большую роль тогда и позже, да и до сих пор, играли такие центры образования, как университеты Оксфорда и Кембриджа и находившиеся там же колледжи. Поэтому, рассказывая о современниках Шекспира, мы будем подчеркивать их отношение к тому или иному университету.

Непосредственными литературными предшественниками Шекспира были так называемые «университетские умы» — Джон Лили, Кристофер Марло, Томас Кид, Роберт Грин, Джордж Пиль, Томас Лодж. Большинство из них были выпускниками Оксфорда или Кембриджа, а некоторые (Лили и Грин) окончили оба университета. Лили даже именовал себя Utriusque Academiae in Artibus Magister — обеих академий магистр искусств. Марло, который был ровесником Шекспира, ко времени появления Шекспира в Лондоне успел отучиться в Кембридже и стать бакалавром искусств, а затем (в 1587 году) и магистром искусств. Кид, хотя университета не кончал, но учился в лучшей школе Лондона.

Джон Лили (1553/1554—1606), внук автора латинской грамматики, по которой изучали латынь английские школьники, в том числе и юный Шакспер, был известным писателем. Среди его произведений роман «Эвфуэс» (1579—1580), а также пьесы «Галатея», «Эндимион», «Мидас», «Матушка Бомби» и «Метаморфозы любви».

Среди произведений Томаса Кида (1558—1594) — знаменитая «кровавая драма» «Испанская трагедия» (1588) и одна из версий «Гамлета» (1589).

Роберт Грин (1558—1592) известен как автор пьес «Монах Бэкон и монах Банги», «Джордж Грин, Векфильдский полевой сторож» и «Яков IV», совместно с Томасом Лоджем — «Зерцало для Лондона и Англии» (1590), а также сочинения «На грош ума, купленного за миллион раскаяний», в котором впервые косвенно упоминается имя Шекспира.

Драматургия Джорджа Пиля (1556—1596) представлена пьесами «Суд Париса» (1581) и «Бабушкины сказки» (1591).

Помимо написанной с Робертом Грином пьесы «Зерцало для Лондона и Англии» (1590) Томас Лодж (1558—1625) известен как автор поэмы «Главк и Силла» (1589), цикла сонетов «Филлида» (1593), а также пьесы из древнеримской истории «Раны гражданских войн» (1588).

Кристофер Марло (1564—1593) заслуживает более подробного обсуждения своей биографии и творчества, и оно — это обсуждение — последует позже и, возможно, неоднократно, а пока просто перечислим его произведения. Марло известен прежде всего как великий драматург дошекспировской Англии. Среди его пьес — «Тамерлан», «Трагическая история доктора Фауста», «Мальтийский еврей», «Эдуард II», «Парижская резня» и «Дидона, царица карфагенская» — все они были написаны в период с 1587 по 1592 год. В конце жизни он начал писать поэму «Геро и Леандр». Но, как пишет Аникст, «им были написаны всего лишь две песни, когда смерть настигла его в дептфордской таверне. Впоследствии Джордж Чапмен дописал еще четыре песни, и в таком виде поэма была напечатана в 1598 году. Но еще до появления в печати она прославилась в рукописных списках».

Имена не всех авторов известны. Так, между 1585 и 1592 годами были написаны и поставлены пьесы «Славные победы Генриха V», «Правдивая трагедия Ричарда III», «Беспокойное царствование короля Джона», «Король Лир», авторство которых неизвестно, а также пьеса «Арден из Февершама» (1590), авторство которой часто приписывается Шекспиру.

В эти же годы творил великий английский писатель Филип Сидни (1554—1586), автор знаменитого романа «Аркадия», вышедшего посмертно в 1591 году сборника сонетов «Астрофил и Стелла», а также трактата «Защита поэзии».

Несколько любителей поэзии во главе с Сидни образовали кружок любителей поэзии под названием «Ареопаг». Среди его участников был и великий поэт Эдмунд Спенсер (ок. 1552—99), сын сукноторговца, выпускник Кембриджа, затем королевский чиновник в Ирландии. Среди его произведений — аллегорическая поэма, посвященная королеве Елизавете, «Королева фей» (1589), цикл сонетов «Аморетти» (1595), поэма «Колин Клаут возвращается домой» (1595).

В начале 90-х годов XVI века широкой известностью пользовались поэма «Жалоба Розамонды» (1592) и цикл сонетов «Делия» по мотивам Тассо (1592) Семюэля Дэниэла (1563—1619). Дэниэл — граф в третьем поколении — окончил Оксфорд (1579—1582). Он был воспитателем в семье Пембрук и членом литературного кружка Мэри Херберт, графини Пембрук. В 1615—1618 гг. — наставник детей Якова I. Известен как поэт, драматург, эссеист, историк, переводчик Сенеки. «Его историческая поэма "Гражданская война" (The Civil Wars, 1595, 1609) представляет собой пространное повествование о войнах Алой и Белой роз (1455—1485). В 1599 Дэниел издал сочинение "Музофил" (Musophilus) — трогательную апологию литературного творчества и английского языка; в 1602 вышла работа "В защиту рифмы" (A Defence of Rhyme). В 1607 поэт объединил многочисленные ранние публикации В сборник "Некоторые малые труды из тех, что были обнародованы прежде сей поры Сэмюэлем Даниелом" (Certain Small Works Heretofore Divulged by Samuel Daniel); в 1612 напечатал прозаическое сочинение "История Англии" (History of England)», — пишет о нем «Энциклопедия Кругосвет».

Но не только поэтами и драматургами славилась Англия в конце XVI века. Известность приобрели мореплаватели и царедворцы, разведчики и ученые. Среди них известный пират адмирал Фрэнсис Дрейк (ок. 1540—1596), разгромивший испанскую «Непобедимую армаду», известный мореплаватель и придворный, выпускник Оксфорда Уолтер Рэли (1552—1618), основатель английской разведки Уильям Сесил лорд Бэрли (1520—1598) — 1-й министр королевы Елизаветы I, его преемник на посту руководителя разведки Френсис Уолсингем (ок. 1532—1588), сменивший Уолсингема младший сын лорда Берли Роберт Сесил, позднее лорд Солсбери (ум. в 1612), как пишет Черняк, «горбун, унаследовавший от отца быстрый ум и твердое следование раз избранной цели. Более двух десятилетий возглавляя секретную службу английской короны, он не брезговал никакими средствами для укрепления собственного влияния».

Добавим к этому списку фаворита королевы, закончившего жизнь на плахе, Роберта Девере графа Эссекса (1566—1601), избравшего себе в жены вдову Филипа Сидни, а также великого английского ученого и лорд-канцлера Якова I Фрэнсиса Бэкона (1561—1626).

Эти люди тоже не чуждались литературных занятий. Всем известен утопический роман Бэкона «Новая Атлантида» (1622—1624). Его перу принадлежат такие сочинения, как «Опыты», «Развитие науки» (1605), «Новый Органон» (1620), «История Генриха VII» (1622), он составил также книгу юмористических изречений и анекдотов «Апофегмы» (1624).

Уолтер Рэли, находясь в тюрьме, начал писать «Всемирную историю», а ранее вышли его книги «Последняя попытка реванша» (The Last Fight of the Revenge (1591)) и «Открытие Гвианы» (The Discovery of Guiana (1596)).

Тот же самый Уолтер Рэли был главой кружка завсегдатаев таверны «Сирена» («The Mermaid»)1, где бывал Шекспир (или, по крайней мере, Шакспер).

Аникст пишет: «Хозяином "Сирены" был тезка Шекспира Уильям Джонсон. Шекспир с годами завязал с ним крепкие деловые отношения настолько, что Джонсон принял участие в одной коллективной сделке, к которой были причастны Шекспир и Джон Хеминг. Дело заключалось в покупке дома в Лондоне и получении заклада под него. Еще и сейчас в Британском музее можно видеть составленный нотариусом документ, к которому прикреплены их подписи».

Кроме Шекспира посещали таверну и другие поэты и драматурги.

Среди них был и земляк Шакспера Майкл Дрейтон (1563—1631), автор цикла сонетов «Идея» (1594), «Легенды о Матильде» (1594) и стихотворного описания Англии в 30 томах «Полиальбион» (1612—22). Он также проявил себя и как драматург, написав совместно с Антони Манди, Робертом Уилсоном и Ричардом Хетеуэем2 пьесу «Истинная и благородная история жизни сэра Джона Олдкасла, лорда Кобхема».

Как истинный универсал эпохи Возрождения проявил себя другой завсегдатай таверны Томас Кемпион (1567—1620) — поэт, музыкант, юрист и медик, обосновывавший необходимость ввести в английскую поэзию формы античного стихосложения, автор стихов (в том числе на латыни), песен, пьес для двора.

Заходил в «Сирену» и великий английский поэт Джон Донн (1572—1631), написавший среди прочего религиозно-мистические поэмы «Путь души» (1601), «Анатомия мира» (1611): Аникст пишет о нем: «При жизни он, однако, не стяжал славы. Немного больше известности выпало ему, когда он в 1615 году вступил в духовное звание и, став настоятелем собора Святого Павла, читал проповеди, которые сбегался слушать весь Лондон. Только в XX веке получил этот необыкновенный человек широкое признание. Теперь очевидно, что после Спенсера и Шекспира, не говоря уже об остальных, он открыл новый этап в истории английской поэзии, возглавив так называемую "метафизическую школу" поэтов». Всемирную известность приобрели слова из его проповеди, которые Хемингуэй избрал эпиграфом для своего романа «По ком звонит колокол»: «Ни один человек не является островом, отделенным от других. Каждый — как бы часть континента, часть материка; если море смывает кусок прибрежного камня, вся Европа становится от этого меньше... Смерть каждого человека — потеря для меня, потому что я связан со всем человечеством. Поэтому никогда не посылай узнавать, по ком звонит колокол; он звонит по тебе».

Посещал таверну и великий драматург, друг и соперник Шекспира Бен Джонсон (1573—1637). Среди его произведений не только пьесы «Варфоломеевская ярмарка» (1614), «Каждый в своем нраве» (1598), «Каждый вне себя» (1599), «Празднества Цинтии» (1601), «Рифмоплет» (1601), «Сеян» (1603), «Вольпоне» (1606), «Эписин», «Алхимик», «Заговор Катилины» (1611), «Собачий остров» (совместно с Томасом Нэшем), «Эй, на восток!» (1605, с Джорджем Чапменом и Джоном Марстоном), но также и поэма «Извержение вулкана».

Также среди участников кружка были известные драматурги Фрэнсис Бомонт (1584—1616) и Джон Флетчер (1579—1625). Первый из них учился в Оксфорде, куда его отдали учиться в надежде, что потом он станет духовным лицом. Но карьера священника его не привлекала, и он перебрался в Лондон и вступил в юридическую корпорацию Иннер-Темпл. Второй — сын священника, ставшего епископом. Бомонт до встречи с Флетчером успел написать пьесы «Женоненавистник» (1606) и «Рыцарь пламенеющего пестика» (1607). Флетчер к тому времени являлся автором пьесы «Награда женщины, или Укрощение укротителя» (1606), являвшейся своеобразным продолжением и перевертышем шекспировского «Укрощения строптивой». Вместе они написали «Филастр» (1608—1611), «Король и не король» (1611), «Трагедия девушки» (1611). Исследователи предполагают, что Флетчер стал соавтором Шекспира по пьесам «Два благородных родственника» (1613), «Карденио» (1613). Ряд исследователей полагает, что в написании последней исторической драмы Шекспира «Генрих VIII» (1613) участвовал тот же Флетчер. Перу Флетчера принадлежит также поэма «Верная пастушка».

Среди завсегдатаев был также известный путешественник и поэт Томас Кориэт, известный своими отчетами о путешествиях «Кориэтовы Нелепости» («Coryat's Crudities») и «Кориэтова капуста» («Coryat's Crambe»)3. Иронически относящийся к достоверности сочинений Кориэта Гилилов так пишет о нем: «Что же известно о нем достоверно? Современник Шекспира Томас Кориэт (1577—1617)4 родился в местечке Одкомб в графстве Сомерсет в семье местного священника, бывшего одно время капелланом графа Пембрука. Обучался в Оксфорде, но курса не закончил. Каким образом бедный недоучившийся студент оказался среди блестящего окружения наследного принца, точно неизвестно; в списках прислуги его нет (лишь однажды казначей принца выдал ему 10 фунтов)». С другим отношением к путешественнику можно ознакомиться в статье Чарлза Николла «Поле сухих костей: последнее путешествие Томаса Кориэта, английского "факира" и "пешеход"»5.

Среди современников Шекспира назовем также Томаса Нэша (1567 — ок. 1601), когда-то окончившего колледж Святого Джона, автора первого в английской литературе плутовского романа «Злосчастный путешественник» (1594), поэмы «Выбор Валентин» (1593) и написанной совместно с Беном Джонсоном пьесы «Собачий остров».

Вспомним и завершившего поэму Марло «Геро и Леандр» Джорджа Чапмена (1559—1634), человека с университетским образованием. Он занимался классическими языками и литературой в Оксфордском университете, путешествовал по Европе, долгое время жил во Франции. Он автор поэмы «Ночная тень» (1594), перевода «Илиады», а также пьес «Слепой нищий из Александрии» (1596), «Веселье странного дня» (1597), «Майский день», «Джентльмен Ашер», «Все в дураках», «Месье д'Олив» и «Вдовьи слезы» (все — ок. 1605), «Эй, на восток!» (1605)6, «Бюсси д'Амбуаз» (1607), «Заговор и трагедия Шарля, герцога Бирона» (1608), «Месть Бюсси д'Амбуа» (ок. 1610) и «Трагедия Шабо, адмирала Франции» (ок. 1613), «Цезарь и Помпей» (ок. 1613). Ему также приписывают пьесу, впервые опубликованную в 1854 под названием «Безумный император», а затем переизданную под названием «Карл Великий».

В 1599 году разразилась так называемая «война театров» или, как ее назвал один из ее участников драматург Томас Деккер (15727—1632), «поэтомахия» — «война поэтов». Деккер известен как один из авторов, наряду с Энтони Манди, Генри Четлом, Томасом Хейвудом и Уильямом Шекспиром, трагедии «Сэр Томас Мор». Его перу принадлежат также пьесы «Праздник башмачника» (1599), «Добродетельная шлюха» (1604), «Бичевание сатирика» (1601), «Троил и Крессида» (1599)7, «Лондонский сторож» (1608).

Другим видным участником «войны театров» был драматург Джон Марстон (ок. 1576—1634) — автор пьес «Развлечения Джека Драма» (1600), «Что вам угодно» (1601), «Недовольный», «Месть Антонио» (1602), «Ненасытная графиня» (1613), «Эй, на восток!» (1605)8 и переделки старой пьесы «Побитый актер» (1599), которая и послужила поводом к «поэтомахии».

Говоря об издателях Шекспира, мы уже упоминали имя Томаса Хейвуда (ок. 1574—1641). Именно его сонеты — послания Париса Елене и Елены Парису — были напечатаны в пиратском сборнике «Страстный пилигрим». Он принимал участие в написании пьесы о Томасе Море, так и не увидевшей сцены. Кроме того, Хейвуд написал полностью или частично свыше 200 пьес. Среди них — «Английский путешественник» (1633)9, «Женщина, убитая добротой» (1607), «Четыре лондонских подмастерья» (1615). Им также был написан трактат «Оправдание актеров» (1608)10 и незавершенный и утерянный труд «Биографии всех английских поэтов» (1614).

Некоторые исследователи говорят о большом влиянии на Шекспира Энтони Манди (р. 1560), соавтора пьес «Истинная и благородная история жизни сэра Джона Олдкасла, лорда Кобхема»11, «Сэр Томас Мор»12. Однако он занимался не только литературой. Черняк называет его одним из самых удачливых агентов шефа елизаветинской разведки и пишет: «В 1578 г. по поручению Уолсингема Манди отправился в Рим и, утверждая, что является католиком, под псевдонимом поступил в Английский колледж, который готовил миссионеров для засылки в Англию. Учеба Манди давалась легко, он получал всяческие поощрения от своих римских наставников, что не мешало ему выкраивать время и для составления подробных отчетов для своих лондонских начальников. В этих отчетах Манди сообщал имена воспитанников Английского колледжа, планы католических заговорщиков. По возвращении в Англию Манди принял участие — в 1581 и 1582 гг. — в розыске своих "однокашников", которых хорошо знал в лицо. Услуги Манди получили должную оценку. Его в числе некоторых особо заслуженных разведчиков вознаградили должностью при дворе. Многие его пьесы ставились в столичных театрах». Кстати, Манди не одинок в своей причастности к английской разведке. Как пишет Черняк, «в числе агентов Уолсингема были драматург и актер Мэтью Ройстон, рано умерший талантливый драматург Уильям Фаулер и будущий знаменитый драматург Кристофер Марло, когда он еще учился в Кембриджском университете».

Вспомним и писателя Генри Четла (ок. 1561 — ок. 1607), опубликовавшего памфлет Грина. Далее процитируем с некоторыми купюрами энциклопедию Кругосвет: «За это Четл принес извинения в своем произведении "Сон добросердечного" (1592), где превозносил Шекспира за честность и "прямоту в делах" и отдавал должное его актерскому и поэтическому мастерству. В 1595 вышел его плутовской роман "Семь лет учения Пирса Простака".

Четл зарабатывал также тем, что помогал писать пьесы другим драматургам. С 1598 по 1603 он получил гонорары за соавторство в 49 пьесах. Многие из них не были завершены: бедность, по-видимому, часто вынуждала его браться за работу, которую он не мог выполнить; получив аванс в несколько шиллингов, он бросал пьесу. Самостоятельно им написана только "Трагедия Гофмана" (1603). Из пьес, выполненных им в соавторстве с другими, были напечатаны четыре: с Э. Манди (ок. 1560—1633) — "Падение Роберта, графа Хантингтонского" и ее продолжение "Смерть Роберта, графа Хантингтонского" (обе части вышли в 1598); с Т. Деккером и У. Оутоном — "Терпеливая Гризельда" (1599); с Д. Дэем (ок. 1574 — ок. 1640) — "Слепой нищий из Беднол-Грин" (1600). Дата смерти Четла неизвестна; Деккер в "Заклинании рыцарей" (1607) говорит о нем уже как о новом обитателе Элизиума».

Добавим к этому списку еще участие в написании пьесы «Сэр Томас Мор» (совместно с Томасом Деккером, Антони Манди, Томасом Хейвудом и Уильямом Шекспиром) и «Троил и Крессида» (1599, совместно с Томасом Деккером).

Коротко упомянем Роберта Уилсона и Ричарда Хетеуэя, написавших совместно с Антони Манди и Майклом Дрейтоном пьесу «Истинная и благородная история жизни сэра Джона Олдкасла, лорда Кобхема», а также Джона Уивера, сочинившего стихотворную повесть «Зерцало мучеников, или Жизнь и смерть трижды храброго воина и мученика за веру сэра Джона Олдкасла, лорда Кобхема» (1601) и Томаса Уивера, автора эпиграммы «Уильяму Шекспиру» (1597).

Назовем драматурга Сирила Тернера (ок. 1572—1626) — автора «Трагедия атеиста, или Месть честного человека» (1602—1603), «Трагедия мстителя» (1606) и поэта Энтони Сколокера, сочинившего «Дайфант, или Любовные страсти» (1604).

Упомянем еще драматурга Джона Вебстера (1580—1625), автора пьес «Белый дьявол» (1612) и «Герцогиня Мальфи»13 (1623) и поэта-студента из Оксфорда, написавшего поэму «Уиллоуби, его Авиза, или Правдивый портрет скромной девы и целомудренной и верной жены» (1594), сочиненную под влиянием «Лукреции» Шекспира.

Долгие годы покровителем Шекспира был Генри Ризли, граф Саутгемптон, барон Тичфилд, родившийся в 1573 гг. Как пишет Аникст, «двенадцати лет юный граф был отдан в колледж Святого Джона в Кембридже. В шестнадцать лет он его окончил, перебрался в Лондон и стал изучать право в юридической школе Грейз-Инн».

Многие сведения о постановках пьес Шекспира были получены из свидетельств отчима графа Саутгемптона Уильяма Харви и поэта Леонарда Диггза — оксфордского ученого, переводчика и страстного любителя Шекспира.

Таким образом, в завершение можно еще раз констатировать главное. Обзор сведений о современниках Уильяма Шекспира лишь подчеркивает его «нестандартную» роль в литературной жизни елизаветинско-якобинской Англии. Ни один из современников Великого Барда не был столь глубоко и продуманно «погружен» в конспирологические слои действительности. Шекспир, увиденный глазами шекспироведения после трехсотлетних усердных трудов, походит на виртуального «Франкенштейна», сшитого из чужеродных кусков с помощью хирургических нитей предположений, допущений и произвольных толкований. У такого Шекспира нет, и никогда не будет будущего. Потому, что хотя «сон Разума и порождает чудовищ», но Разум не может спать бесконечно. Когда-нибудь он проснется...

Примечания

1. Позже это место облюбовали для своих встреч участники «порохового заговора».

2. Еще два драматурга шекспировского времени.

3. «В оригинале в обоих случаях апостроф отсутствует. Crudities можно в контексте всего заглавия перевести как "нелепости", "незрелости", "непереваренности" и даже "экскременты", так как cruditas (лат.) — несварение желудка. Crambe (греч. и лат.) — капуста, но crambo — старинная игра в отыскание загаданного слова по рифмам к нему, косвенным намекам или мимике» (Гилилов). Таким образом, название второй книги можно перевести также как «Кориэтова игра в слова».

4. Аникст, однако, пишет, что Кориэт был моложе Флетчера и старше Бомонта.

5. Перевод этой статьи можно найти на сайте «Русского журнала» (http://www.mss.ru/ist_sovr/if4_niko.html) или на сайте «Библиотека — Индия. Ру» (http://biblio.india.ru/open.php7category=travel&f=4).

6. Совместно с Беном Джонсоном и Джоном Марстоном.

7. Совместно с Генри Четлом.

8. Совместно с Беном Джонсоном и Джорджем Чапменом.

9. В предисловии к ней он писал, что эта пьеса — «одна из 220, в которых я приложил мою руку полностью или хотя бы большой палец» (Аникст).

10. У Аникста упоминается еще «Защита актеров», напечатанная в 1612 г. Непонятно, это другое название того же самого трактата или другая книга.

11. Совместно с Майклом Дрейтоном, Робертом Уилсоном и Ричардом Хетеуэем.

12. Совместно с Томасом Деккером, Генри Четлом, Томасом Хейвудом и Уильямом Шекспиром.

13. По другим источникам «Герцогиня Амальфи».