Рекомендуем

купить в Москве мульти сплит систему

Счетчики






Яндекс.Метрика

Эпическое, лирическое, драматическое

С древнейших времен установилось деление поэзии на три рода: эпос, лирику и драму. Хотя пьесы Шекспира относятся к драме, они включают также значительные элементы эпоса и лирики. Не случайно большинство пьес Шекспира имеют в своей основе сюжет, ранее обработанный в форме эпической поэмы, исторического рассказа, повести или новеллы. Содержание каждой пьесы охватывает столько же событий, как и любое повествовательное произведение. В известном смысле можно сказать, что пьеса Шекспира есть инсценированный рассказ, или даже больше, повествование, рассказанное несколькими действующими лицами. Таково, в частности, обширное драматическое повествование о Гамлете. Шекспир обычно изображал все события, приводящие к трагической катастрофе. Поэтому так велик объем действия «Гамлета».

Несмотря на то что Шекспир тщательно изобразил все стадии судьбы Гамлета, он не мог показать все обстоятельства, связанные с историей датского принца, на сцене. Поэтому, помимо того что пьеса имеет эпическую, повествовательную основу (предание о мести Гамлета), на протяжении действия мы не раз встречаемся с рассказами: Горацио рассказывает о том, как отец Гамлета победил в поединке отца Фортинбраса (I, 1), Призрак рассказывает, как Клавдий убил брата (I, 5), Офелия сообщает отцу о том, что ее навестил Гамлет, по-видимому, лишившийся рассудка (II, 1), Розенкранц рассказывает Гамлету о том, что происходит в столичных театрах (II, 2), актер читает монолог, в котором говорится о последствиях гибели Трои (II, 2), дворянин докладывает королю о восстании, поднятом Лаэртом (IV, 5), Гамлет описывает Горацио, как он спасся от неминуемой смерти, когда его везли в Англию (V, 2). Таковы многочисленные повествовательные мотивы, возникающие в ходе пьесы. Поэтому с полным правом можно говорить о значительных эпических элементах трагедии.

Столь же, если не более, значительна лирическая стихия трагедии. Все знают, какое огромное значение в ней имеют монологи Гамлета. В них он выражает свою тоску, отчаяние, сомнения, помыслы, душевное состояние, то есть все, что составляет обычно содержание лирических произведений. Они всегда в той или иной степени выражают внутренний мир человека. Достаточно спросить себя, чем была бы трагедия без монологов Гамлета, чтобы понять, насколько важен в ней лирический элемент. Без душевных излияний в лирических монологах героя трагедия утратила бы свой глубинный смысл. Вместе с тем эти монологи поэтически прекрасны. Они богаты яркими образами, сравнениями, поразительными метафорами. Достоинства Шекспира-поэта предстают в них с большой выразительностью.

Как бы ни был «Гамлет» богат событиями, сколь ни восхищает нас поэзия, которой полны речи действующих лиц, сила произведения зиждется на его глубочайшем драматизме. До завязки глухо намечается, но после нее со всей четкостью обозначается определяющий все действие конфликт между Гамлетом и Клавдием. Борьба между ними составляет стержень всей трагедии. Соответственно и все персонажи разделяются в основном на два лагеря.

Герой борется с врагом, который сильнее его благодаря власти, какой он обладает. Более того, Гамлет борется в одиночку против всех остальных, и это придает его фигуре героический облик.

«Гамлет» не просто драма, но высочайший вид ее — трагедия. Борьба героя завершается его гибелью и, как во всякой истинной трагедии, его нравственным торжеством.

«Гамлет» Шекспира, таким образом, всеобъемлюще поэтическое произведение, объединяющее в себе эпос, лирику и собственно драму.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница