Счетчики






Яндекс.Метрика

Узнавание

Чтобы ответить на эти вопросы, еще раз обратимся к сцене «Мышеловка».

Этот спектакль изображает не только злодейское убийство короля. Представление распадается на три самостоятельных части, связанные общей сюжетной линией: пантомиму, диалог между королем и королевой и, наконец, монолог убийцы.

Король реагирует на свое изображение в театральном зеркале Гамлета, узнает себя в нем. Выше мы уже говорили о том, почему этим «зеркалом» для Клавдия оказывается монолог, а не пантомима, которая тоже изображает убийство, и теперь можем понять, почему король не «видит» пантомиму, не реагирует на нее. Но кого и что отражают тогда пантомима и следующая за ней сцена диалога двух актеров — короля и королевы?

Очевидно, тех «зрителей» — персонажей пьесы, которые реагируют на эти сцены, узнавая себя в театральном зеркале.

Пантомима оставляет невозмутимым Клавдия, зато вызывает живой интерес у Офелии. Во время пантомимы она засыпает Гамлета вопросами: «Что это значит, мой принц?», «Может быть, эта сцена показывает содержание пьесы?»

Реакция Офелии свидетельствует о ее волнении, вызванном происходящим на сцене. Немая сцена напомнила Офелии о событиях ее жизни.

Диалог супругов — Актера-короля и Актера-королевы — оставляет безучастными и Офелию, и Клавдия. Их не задевают слова Актера-королевы:

Тех, кто в замужество вступает вновь,
Влечет одна корысть, а не любовь...
...Пусть дух твой отдохнет,
И пусть вовек не встретим мы невзгод.

(III, 2)

Иное дело — Гертруда. Когда Гамлет спрашивает королеву: «Сударыня, как вам нравится эта пьеса?», — Гертруда выдает свои чувства репликой: «Эта женщина слишком щедра на уверения, по-моему...»

Наконец, сцена отравления короля никого так не потрясла, как Клавдия.

Иначе говоря, каждый «зритель» обращает внимание на ту часть трехактного спектакля Гамлета, которая оказывается «зеркалом» только для него. Зеркалом, отражающим его порок или преступление. Заинтересованность персонажей, «узнавание» самих себя в этом «зеркале» находит выражение в их реакции на происходящее — причем как раз в том месте спектакля, где образ этого персонажа представлен наиболее ярко и убедительно.

Гамлет-хор комментирует каждый эпизод «Мышеловки» именно для того «зрителя», который должен увидеть себя в повернутом к нему в данный момент театральном зеркале. И зеркало это повернуто таким образом, что отражение, открытое одному из зрителей, скрыто от других1.

Итак, становится ясен режиссерский замысел Гамлета.

Что изображает пантомима? — Измену женщины, которая предает возлюбленного и переходит на сторону его врага и убийцы.

В чем Актер-королева уверяет своего мужа? — В том, что после его смерти не выйдет замуж во второй раз.

Про кого молчаливо рассказывает пантомима? Кто предает своего возлюбленного и становится орудием в руках его врага? — Офелия.

О ком сцена разговора короля и королевы? Кто нарушает клятву верности и после смерти супруга выходит замуж за нового короля? — Гертруда.

То есть не только Клавдий, но и Офелия, и Гертруда попадают в поставленную для них Гамлетом «Мышеловку».

Театральное зеркало оказывается системой зеркал, отражающей всех зрителей — главных персонажей трагедии.

Примечания

1. Похожий прием известен в живописи, когда введенное в композицию картины зеркало расположено под таким углом, что смотрящий в него персонаж картины видит нас, зрителей, но не видит своего отражения, в то время как мы, зрители, видим в зеркале отражение персонажа картины, но не видим себя.