Разделы
Российские театралы переосмысливают наследие Шекспира
Несмотря на однозначную гениальность наследия Уильяма Шекспира, сегодня его пьесы настолько хорошо знакомы среднестатистическому театралу, что удивить уже практически нечем. Однако и не ставить произведения классика на своих подмостках служители Мельпомены не могут. В этой связи им приходится прибегать ко всевозможным ухищрениям: необычным декорациям, откровенным костюмам, новой трактовке хорошо всем знакомых произведений. Этим особенно увлекаются экспериментальные и молодежные театры. У них на сцене посреди ключевого диалога может произойти все, угодно: профессиональная оценка монет, шествие домашних животных, показ современной живописи. Чем более неожиданные ходы выбирают режиссеры, тем больше резонанса получают постановки у публики. Подобные веяния с каждым годом лишь укрепляются и набирают обороты. В отдельных спектаклях от оригинала остается только название.
В Кургане в начале 2018 года была презентована современная версия "Короля Лир" в вольной трактовке. Создатели спектакля задействовали все возможные средства для усиления взрывного эффекта: рок-музыку, откровенные костюмы (вплоть до нижнего белья), неоднозначные позы и жесты актеров. При этом, никакой визуальной отсылки к историческому этапу в показанном на сцене не было: ни соответствующих костюмов, ни декораций. Многие театралы остались под впечатлением от такой подачи хорошо всем известного материала, но отрицать, что режиссер Дмитрий Акриш сделал постановку мощной и провокационной, заставляющей задуматься над главным месседжем произведения, все-таки невозможно.
Орловский ТЮЗ, начавший в марте гастроли по Рязани, также взялся за переосмысление Шекспира. Постановка "Веселые жены Виндзора", созданная на базе комедии классика "Виндзорские проказницы", рассказывает о событиях и не столько комично, столько в духе настоящего фарса. И тоже с привлечением "сильных" средств, вроде играющего на сцене шансона и популярной музыки. Но самая главная особенность этого спектакля заключается в том, что герои катаются по сцене на роликах, а свободное от диалогов время проводят со своим смартфоном, где смотрят новости или листают сайты вроде goldadvert.com. В Московском "Гоголь-центре" также стартовал показ оригинального спектакля "Шекспир", где режиссер Евгений Кулагин постарался показать с помощью пластики неизвестные истории известных шекспировских персонажей. Секреты Ромео, тайные страсти Офелии, скрытые факты из биографии леди Макбет — все это можно увидеть на сцене во время просмотра данной постановки.
В петербургской Эрарте дадут кросс-жанровый спектакль "Весь Шекспир"Уникальную постановку по мотивам произведений известного британского драматурга готовят и в Санкт-Петербурге. Ее необычность заключается в том, что на базе наиболее известных произведений данного автора будет создан абсолютно новый и неожиданный шедевр, который покажет выдающийся тандем "Кукота & Чехов". В событии, запланированном на конец апреля 2018 года лучшие сюжеты драматургии XVI века обретут новое дыхание и получат потенциал для того, чтобы с помпой войти в XXI столетие, правда, уже в несколько ином прочтении. Спектакль "Весь Шекспир", создаваемый под чутким руководством Ильи Мощицкого, обещает стать одним из знаковых театральных мероприятий этой весны. Сюжет спектакля пока не раскрывается целиком, но многим заядлым театралам уже известно, что на сцене герои пьес "Отелло", "Леди Макбет", "Гамлет", "Ромео и Джульетта", "Король Лир" и "Тит Андроник" предстанут пред зрителем в новом обличье и будут вынуждены столкнуться с современной реальностью, научиться действовать в непривычной для них обстановке. По сути, получившуюся смесь узнаваемых персонажей и новых перипетий в их судьбе, невозможно назвать шекспировским наследием. Это, скорее, вариации на тему любимых всеми произведений. Посмотреть премьеру постановки можно будет в музее "Эрарта" 19-го апреля.