Счетчики






Яндекс.Метрика

Александр Ефимович Кандель

Кандель Александр Ефимович родился 3 февраля 1935 г. в г. Нижний Тагил Свердловской области. В 1952 г. Кандель окончил школу и поступил в Свердловский горный институт им. В.В. Вахрушева. До этого времени А. Кандель даже не знал, что такое баскетбол, а в 1954 г., будучи студентом Горного института, уже играл в стартовой пятерке «Уралмаша» — команды высшей лиги СССР. И не просто играл, а был ее лидером и с тех пор до самого последнего своего матча в 1976 г. А. Кандель был основным игроком «Уралмаша». В 1955 г. А. Кандель впервые вызван в сборную команду Советского Союза, за которую впоследствии выступал много лет, а в 1961 г. стал чемпионом Европы. А. Кандель участвовал в пяти Спартакиадах народов СССР (на шестой был тренером сборной РСФСР), 16 раз становился чемпионом России. И все 20 с лишним лет спортивной карьеры он был не только самым результативным в своей команде, но зачастую и самым результативным баскетболистом страны. Тридцать-сорок очков за матч для него — обычное дело. Закрыть А. Канделя не удавалось практически никому, даже ведущим центровым. Его побаивались абсолютно все гиганты, даже лучшие из них, в том числе такие звезды, как Андреев, Поливода и Александр Белов. А. Канделя неоднократно звали и в Москву, и в Ленинград, и в Украину, и в Прибалтику. Он не ехал и вместе с «Уралмашем» переживал все удары судьбы, опускался в первую лигу и вновь поднимался в высшую. А. Кандель действовал очень разнообразно. У него не было любимой «точки», какого-то определенного места, он не был приверженцем твердой позиции. Александр играл по всему радиусу и забить мог откуда угодно: и прямо из-под щита, и метров с шести. Уж если к нему попадал мяч — считай, два очка есть. Станислав Еремин говорит: «Мне нужно было только кинуть мяч к нему в трехсекундную зону, не обязательно в руки, хотя бы в обозримое пространство, и я знал, что мяч обязательно окажется у Александра Ефимовича, а затем в корзине...». Казалось, Кандель играл элементарно просто: получил мяч и бросил. Висят на нем два-три противника — все равно бросил. И забил. У него было главное качество большого мастера — стабильность, высочайшая стабильность. Так было в 50-х годах, так было в 60-х, так было в 70-х. Процент попаданий у А. Канделя был очень высокий. А ведь бросал Кандель крюком... Он одним из первых в нашем баскетболе освоил крюк правой рукой. А когда травмировал эту руку, за одно лето научился бросать левой. И потом уже одинаково точно бросал с обеих рук. И это был практически идеальный крюк. Использовал Кандель этот крюк на любом месте — то по центру напротив кольца, то с углов, то вблизи от щита, то вдалеке. И нейтрализовать крюк Канделя так никто и не научился. Перед встречей с «Уралмашем» тренеры думали, прежде всего, над тем, что противопоставить Канделю. И когда туры проходили в Прибалтике или в Грузии, где понять, что говорят тренеры и о чем шумят трибуны, невозможно, одно слово слышалось часто и перевода не требовало: «Кандель, Кандель, Кандель...». Его долголетие в спорте, преданность баскетболу и родной команде не могли не восхищать. Он и сам, может быть, не осознает, какое влияние оказал не на одно поколение баскетболистов. И вряд ли кто-то этот его вклад, его влияние оценил в полной мере. Это еще предстоит сделать. Но одно ясно любому непредвзятому человеку: Александр Кандель — уникальное явление в советском баскетболе. Явление, без которого баскетбол просто невозможно себе представить. Он из тех немногих спортсменов, игроков, центровых, которые сказали свое оригинальное слово в игре, называемой «Баскетбол». В декабре 1999 г. редакция журнала «Планета Баскетбол» провела опрос среди обозревателей различных средств массовой информации на предмет определения двух лучших пятерок баскетболистов России двадцатого века. Первая пятерка двадцатого века России: защитники Арменак Алачачян и Сергей Белов, нападающие Геннадий Вольнов и Анатолий Мышкин, центровой Александр Белов. Вторая пятерка двадцатого века России: защитники Станислав Еремин и Иван Едешко, нападающие Юрий Корнеев и Алжан Жармухамедов, центровой — Александр Кандель.