Счетчики






Яндекс.Метрика

«Гамлет» в постановке театра Ермоловой на сцене Зимнего театра в Сочи

«Гамлет» в постановке театра Ермоловой на сцене Зимнего театра в Сочи

19 марта 2019 года на сцене Зимнего театра города Сочи состоялась премьера спектакля «Гамлет» в постановке Московского театра имени Ермоловой. Кому на этот раз повезло больше: труппе замечательного театра, руководимого знаменитым и любимым Олегом Меньшиковым, или жителям города-курорта и всем, кто выбрал весну, чтобы отдохнуть и набраться сил?

Да, весна в Сочи — благодатная, благоуханная пора. В средней полосе России еще зима, здесь уже вовсю цветут магнолии и глицинии, а культурная жизнь набирает обороты, наполняется новыми, молодыми соками. Энергетика города чувствуется во всем: деловые форумы и конгрессы, музыкальные и кино фестивали, развлекательные шоу в исполнении популярных комиков и соревнования КВН-щиков — далеко не полный перечень пунктов разнообразной культурной программы. Что говорить о спортивных соревнованиях, включающих не только летние, но и зимние виды, не только футбол, но и этапы гонок Формула1, и даже международные покерные турниры, которые проводятся в «Сочи Курорт и Казино» покер-румом PokerStars. А еще этой весной Сочи увидел «Гамлета». 

Сегодня трудно себе представить репертуар уважающего себя театра без пьес Шекспира. «Гамлет», как известно, самый «играемый» спектакль на всех театральных подмостках в мире. Многие режиссеры считают своим долгом взяться «за Уильяма нашего Шекспира», как сказал известный актер в известном фильме. Одним режиссерам Шекспир нужен, чтобы увидеть и показать людям самого Шекспира, открыть в его пьесах что-то новое, без ущерба для классического прочтения. Другие же пытаются с его помощью воплотить на сцене свои бредовые фантазии, беспощадно расправляясь с наследием великого драматурга.

Так не повезло, на мой взгляд, «Гамлету» в Театре имени Ленсовета в постановке Юрия Бутусова, премьера которого состоялась в декабре 2017 года. Называется вообще-то «Гамлет». Но… Остается впечатление бесконечного похмельного надрыва и непрекращающейся истерики, на фоне которых нет места ни глубоким мыслям, ни искренним чувствам. В качестве саундтрека — тяжелый рок, освещение сцены — постоянные вспышки прожекторов прямо в зал, в качестве Гамлета — отвязная рокерша (Лаура Пицхелаури), задыхающаяся, как от астмы, и читающая знаменитый монолог лежа на стуле (на одном!), а в качестве Офелии (что логично и симметрично) — статичный раскрашенный болванчик, заимствованный из театра Кабуки, в исполнении Федора Пшеничного. Голова у зрителя начинает болеть уже через десять минут после начала спектакля. Тут уже не до философских смыслов, тут как бы в живых остаться… Именно после таких постановок хочется сказать: «Ну не трогайте Шекспира! Придумывайте свое!» И еще — законодательно утвердить эталонные постановки и экранизации, как, например, фильм Козинцева, на которые будущие авторы и должны равняться.

«Гамлет» в постановке театра Ермоловой на сцене Зимнего театра в Сочи

А вот зрителям, которые увидели «Гамлета» в постановке театра Ермоловой, очень повезло. Режиссер Валерий Саркисов нашел в молодом актере Александре Петрове «своего» Гамлета — живого, думающего, страдающего. Прекрасные декорации, стилизованные под картины голландских мастеров эпохи раннего средневековья, как и соответствующие шекспировскому времени костюмы, отлично вписались в контекст спектакля, украсили его. На динамику постановки сработала и средневековая музыка, исполненная на аутентичных инструментах. Юный, задорный и в то же время рассудительный Гамлет, все сомнения и страдания которого спрятаны внутри, дает зрителям надежду на «свет в конце тоннеля». Офелия, великолепно исполненная популярными актрисами Кристиной Асмус и Маргаритой Толстогановой также не оставляет негатива в душах зрителей.

Впрочем, консерватизм и адекватность спектакля, в хорошем смысле этого слова, понравились не всем. Среди критиков нашлись и такие, кому он показался недостаточно современным и «бойким», кому-то не хватило «сумасшедшинки». Спорный момент, по мнению критиков — отсутствие на сцене одного из самых зрелищных и захватывающих финальных эпизодов — дуэли Гамлета и Лаэрта. Вообще-то они дерутся, конечно, но не на сцене, а где-то за сценой. Зрители слышат звуки дуэли, а видят только тех, кто при дуэли присутствует. Иногда на сцену выбегают и сами дуэлянты со шпагами, потом опять убегают. Конечно, интересный ход и вполне «гуманный» по отношению к малолетним зрителям. Но кое-кому из критиков показалось, что актеры просто не умеют фехтовать, да и учиться не очень хотят. Ну что же, это только начало, премьера. Исполнители присматриваются, прислушиваются к себе и мнению зрителей. Думаю, что со временем спектакль заиграет еще более яркими красками, найдет новые пути к сердцам. А кому за «чертовщинкой» — добро пожаловать в театр им. Ленсовета.

Россия — страна большая, театров тысячи. И в каждом театре — свой Шекспир, свой «Гамлет», свои «Ромео и Джульетта», свой «Сон в летнюю ночь». Перечислить все пьесы невозможно, как и исчерпать все сюжеты и все смыслы, зашифрованные в творениях мастера. Увидеть и воплотить их — вот задача для многих и многих поколений наших потомков.