Разделы
Искусство мавров
Дворик миртов на территории дворцового комплекса Альгамбра в Гранаде сооружен в XIV веке. В 711 году армия мусульман-берберов вторглась на Пиренейский полуостров из Северной Африки и сокрушила войско вестготов. Лишь в 732 году фактический правитель Франкского королевства Карл Мартелл остановил продвижение мусульман в Европу, разбив их по ту сторону Пиренеев. На Пиренейском же полуострове христианские государства сохранились только в горах Астурии и Стране басков. Поначалу завоеватели подчинялись халифу, жившему в далеком Дамаске, но позднее на территории Испании возник независимый эмират. При эмирах из династии Омейядов (она правила с 756 по 1031 год) в стране процветали искусства, науки и литература. Самым значительным правителем династии Омейядов был Абдаррахман III, правивший в X веке. В эти годы столица его державы, Кордова, стала самым красивым городом Европы - поспорить с ней мог разве что Константинополь. В Кордове проживал почти миллион человек. Лишь после падения династии Омейядов Кордовский халифат распался на несколько небольших мавританских эмиратов, враждовавших друг с другом. Отсутствие сильной централизованной власти помогло христианским государствам, находившимся на севере Испании, постепенно отвоевать у мавров всю страну и вновь обратить ее в христианскую веру. В 1492 году пал последний мавританский оплот - Гранада.
Искусство Омейядов. Для периода VIII-XI веков характерны три типа архитектурных памятников. Во-первых, это мечеть, состоящая из минарета, внутреннего двора с фонтаном и молитвенного зала квадратной формы; в мечети имелась также священная ниша - михраб. Другой тип зданий - алькасар, дворец, окруженный садами; внутри дворца имелось несколько двориков. Наконец, крепость, алькасаба, возводилась на горах и холмах и была окружена зубчатыми стенами со сторожевыми башнями. Особенно красивый образец такой крепости находится в Малаге. Самый знаменитый памятник, относящийся к этому периоду, - мечеть в Кордове, построенная в 785-1009 годах. Она сооружена в точном соответствии с принципами мусульманской архитектуры. Здесь использованы такие характерные элементы, как арки в форме подковы, рельефы, выложенные из кирпича, зонтичные купола и необычайно пышные орнаменты.
Искусство Альмохадов. В XII-XIII веках художественные вкусы стали более строгими. Столицей державы Альмохадов была Севилья. Все украшения сводились к геометрическим рельефам, располагавшимся в виде широких полос. Стали использоваться разноцветные изразцы - «асулехо», а также потолки особого типа -артесонадо. В каллиграфии укоренились курсивные почерки и растительные орнаменты.
Искусство Насридов. Самым значительным памятником эпохи правления Насридов (1230-1492 годы) является дворцовый комплекс Альгамбра в Гранаде, построенный во второй трети XIV века, в годы правления султанов Юсуфа I и Мухаммеда V. Этот архитектурный ансамбль неправильной формы состоит из различных павильонов, колоннад и великолепных дворов. Целые стены украшены лепниной и керамикой. Рамы дверей и окон, обращенные к наблюдателю, покрыты орнаментами, которые дополнялись искусными декоративными панно.
Стиль мудехар. На землях, отвоеванных у мавров испанцами, арабская культура отнюдь не исчезла. Многие мусульманские мастера теперь находились на службе у христианских правителей, но сохраняли свои художественные традиции. В XI-XV веках получил распространение стиль мудехар. Он утверждался на землях Пиренейского полуострова по мере того, как их освобождали христиане. Отдельные элементы мавританской архитектуры, например, потолки артесонадо, еще в течение нескольких столетий оставались неотъемлемой частью теперь уже испанской архитектуры. Яркие примеры придворного стиля мудехар - синагоги в Толедо и здания, возведенные для Педро Жестокого, короля Кастилии и Леона, в Тордесильясе и Севилье. Народная разновидность стиля мудехар отличается определенными особенностями в разных областях Испании. Так, в Кастилии часто встречаются декоративные аркады - они служат украшением стен, а в Арагоне широко применяются геометрические узоры и изразцы «асулехо», которыми облицовывали стены колоколен.
Мавританские художественные ремесла. В исламе традиционно осуждается изображение людей и животных, зато широкое распространение получили разнообразные орнаменты, ставшие неотъемлемым элементом любого художественного ремесла. Орнаментами покрывали искусно отделанные деревянные панели, драгоценную парчу, оружие, изящные шкатулки из слоновой кости или керамику.