Разделы
Судьба поэта
Родившемуся в Варшаве в 1891 году (15 января) Осипу Мандельштаму предстояло погибнуть на Дальнем Востоке через 44 года 11 месяцев и 18 дней. Отец ребенка занимался изготовлением перчаток, был купцом 1-й гильдии, мама же музицировала. Семью Мандельштамов угораздило переехать в Петербург в 1897 году, где маленького Осипа сразу отдали в первый класс Тенишевского училища. Через десять лет оно было закончено, а Осип Эмильевич поехал учиться за границу – в Сорбонну. Из Парижа попал в Гейдельберг, где продолжил учёбу в тамошнем университете. Студент увлекался поэзией, старофранцузским эпосом, читал труды классиков Бодлера и Верлена. Изредка приезжал в Петербург, чтобы посещать лекции Вячеслава Иванова. А с осени 1911 года уже учился в Петербургском университете. Печатал там свои стихотворения русских поэтов, дружил с Анной Ахматовой и Гумилевым, познакомился и с Александром Блоком. В 1915 году Осип увидел сестер Цветаевых, подружился с Мариной. Революцию в России Мандельштам принял восторженно, не зная еще, чем обернется она для него вскоре.
Скитания по стране совместно с невестой Надей Хазиной привели Осипа Эмильевича в Крым. Оттуда поэт не сбежал за границу, а вернулся в Петроград. До ноября 1933 года большевики не трогали Мандельштама. Было не за что, пока поэт не написал эпиграмму на самого вождя народов. Последовал донос, арест и ссылка в Чердынь. Осип очень боялся погибнуть от рук сотрудников НКВД, подумывал о суициде или побеге. Однажды выпрыгнул в окно с третьего этажа здания, попав на клумбу. Это закончилось вывихом и переломом кости в плече. Жена, пытавшаяся удержать мужа от прыжка, писала в «Воспоминаниях», что поэт выпал из пиджака, оставшегося в ее руках. Физическая боль несколько затушевывала душевную; до прыжка Мандельштам начал было сходить с ума понемногу. То принимался искать тело Анны Ахматовой в Чердыни, якобы убитой большевиками, то сам ждал расстрела ежедневно в вечернее время. А в голове своей поэт слышал голоса, упрекающие в напечатании той злополучной эпиграммы.
Переезд в Воронеж летом 1934 года сделал Мандельштама нормальным человеком. Поэт немного печатался там в газете, участвовал в театральных постановках. А дома писал стихи – то были «Воронежские тетради» о которых говорили известные поэты уже в наше время. Из Воронежа супругов Мандельштам потянуло в Москву. А там проживал Владимир Ставский, бывший генсеком СП СССР. Он и написал донос Ежову на Осипа Эмильевича как поэта «похабного и клеветнического». И весной 1938 года снова арестовали Мандельштама. И отправили в тюрьму. Приговорили к 5 годам лагерей, этапом отправив на Дальний Восток. Там и окончил дни свои поэт, истощенный до крайности, замерзающий и заболевший тифом. Неизвестна его могила. Умерших заключенных просто зарывали в канавы.