Разделы
Рекомендуем
• выберите smm сервис prtut.ru для быстрого продвижения
1.1. Отелло
Центральной темой пьесы «Отелло» является проблема различения верного друга и коварного врага. Драматичная развязка трагедии спровоцирована интригами Яго, скрывающегося под личиной друга Отелло. Поручик Яго претендует на более высокий пост лейтенанта, занятый Кассио. Поручик пытается скомпрометировать Кассио в глазах его начальника — генерала Отелло. Яго удается в глазах Отелло создать видимость измены его преданной супруги Дездемоны, якобы вступившей в связь с Кассио. Однако все тайное становится явным, и в финале пьесы коварный Яго оказывается изобличен.
Стремления героев
Анализ трагедии показывает, что ее герои ценят высокий социальный статус, дорожат признанием и доверием людей. Соответствующие стремления относятся к статусному типу [17, с. 26]. Другое известное наименование потребностей подобного рода — глорические (от лат. gloria — «слава») [6, с. ЗОВ]. Кроме того, по ходу действия пьесы персонажи стремятся разобраться в сути сложившейся ситуации, стараются вникнуть в смысл происходящего.
Большинство основных действующих лиц трагедии являются военными, состоящими на службе у сеньории. Упоминаются офицерские звания персонажей: Яго — поручик, Кассио — лейтенант, Отелло — генерал. Среди действующих лиц присутствуют как военные, так и гражданские чиновники, такие как сенатор Брабанцио — отец Дездемоны. Герои гордятся не только занимаемыми ими должностями, но и своей родословной, поскольку это в значительной степени определяет их положение в обществе. К примеру, подчеркивается, что Отелло принадлежит знатному царскому роду. Упоминается, что Родриго — венецианский дворянин, то есть человек, относящийся к высшему сословию. Тем самым род деятельности и социальное положение персонажей в немалой степени позволяет им реализовать их стремления.
Одной из отличительных черт Яго, одного из главных героев пьесы, является стремление к достижению высокого статуса. Поручик жаждет получить чин лейтенанта:
«Это пост, которого, ей-Богу, я достоин», — убежден персонаж.
Именно желание получить очередную должность побуждает Яго интриговать против Кассио, назначенного лейтенантом вместо него. Поручик пытается скомпрометировать своего конкурента в глазах начальства. С этой целью Яго приписывает Кассио мнимую связь с Дездемоной — супругой Отелло.
Для сравнения, начальник Яго — генерал Отелло, уже имеет высокий статус. Принадлежность к знатному роду позволяет мавру чувствовать себя равным по отношению к сенатору Брабанцио:
«Я — царской крови и могу пред ним стоять как равный, не снимая шапки», — гордится Отелло своей родословной.
Персонажи пьесы, подобно Отелло, ценят «признанье света». Нередко некоторые герои вынуждены добиваться признания правоты своих поступков. В одном из эпизодов пьесы Яго встает на сторону Монтано в его споре с Кассио:
«Признаю, что Кассио неправ перед Монтано», — признает поручик правоту одного из офицеров.
По ходу пьесы генерал Отелло неоднократно признает достоинства своих подчиненных:
«Вы сдержанностью славились, Монтано», — хвалит герой офицера.
Отелло полностью доверяет Яго. Мавру и в голову не приходит, что тот способен что-то тайно злоумышлять против него:
«Он преданный и верный человек», — доверчиво полагает генерал.
Отметим, что именно такой чертой Отелло, как доверие людям, Яго в конечном итоге и воспользовался. Когда козни Яго пошатнули доверие Отелло к Дездемоне, оклеветанная женщина пытается вернуть былое расположение своего супруга:
«Надеюсь, ты в меня, как прежде, веришь?» — вопрошает героиня.
Ряд персонажей отличает желание вникнуть в смысл происходящего. К примеру, дож Венеции стремится разобраться в сути обвинений, выдвинутых Брабанцио против Отелло:
«Ручаться мало. Это голословно. Упреки ваши надо доказать... для обвиненья не вижу данных», — по существу судит правитель.
Равным образом дож распознает подлинный смысл маневра кораблей противника накануне военной операции:
«Нет-нет, конечно, цель их не Родос», — понятна ему суть операции.
Отелло видит смысл своей жизни в преданном служении отчизне. Он стремится быть благородным и справедливым. Когда мавр сознает, что убитая им Дездемона невинна, то сам лишает себя жизни. Для сравнения, Яго не видит смысла в том, чтобы бескорыстно служить другим, подобно Отелло. Смысл своей жизни Яго видит в удовлетворении собственных прихотей:
«Я — Яго, а не мавр, и для себя, а не для их прекрасных глаз стараюсь».
Поведение героев
Анализ трагедии «Отелло» показывает, что ее персонажам присущ характерный образ действий, направленный на удовлетворение статусных потребностей. Соответствующие стратегии поведения могут быть обозначены как статусные [17, с. 573—575]. Герои пьесы различаются не только видами стремлений, но и способами реализации своих намерений. В зависимости от рода стремлений выделяются четыре основных варианта поведения персонажей.
• Для большинства действующих лиц трагедии важен социальный статус человека. Чтобы добиться достойного положения в обществе, персонажи стремятся продемонстрировать свои качества, подобающим образом себя проявить и зарекомендовать, стараются продемонстрировать, что они из себя представляют на самом деле. Подобный образ действий отвечает выражению «показать себя». Дела и поступки таких героев говорят сами за себя. Их слова раскрывают подлинное содержание их помыслов, чувств. Персонажи, занимающие достойное положение в обществе и обладающие привилегированным социальным статусом, как правило, выглядят представительно. Таков, например, генерал Отелло. Военачальник выдержал многочисленные испытания, хорошо зарекомендовал себя на службе, имеет немало «заслуг перед сеньорией». Ему есть, что предъявить Брабанцио в ответ на выдвинутые против него обвинения. Отелло открыто принимает вызов, брошенный ему сенатором:
«Я не таюсь. Меня оправдывают имя, званье и совесть».
Заметим, что Отелло искренен во всех своих проявлениях. По выражению Яго, «мавр простодушен и открыт душой». В противоположность Отелло Яго лукав и хитер. Будучи поручиком, он стремится получить должность лейтенанта обманным путем. Подобное поведение соответствует выражению «произвести неверное впечатление». Яго обставляет все не так, как оно есть на самом деле. Он всячески пытается показать Отелло, что является самым верным его другом, хотя в реальности является его врагом. Фактически данный персонаж предстает в качестве волка в овечьей шкуре. При этом сам Яго прекрасно сознает свое притворство, когда выдает себя не за того, кем является на самом деле:
«Не то я, чем кажусь, — признается он. — Я вынужден выкидывать для вида пред генералом дружественный флаг. Но это, разумеется, личина».
Для некоторых героев существенна форма подачи тех или иных вещей. Они понимают, что им следует что-то предъявить, чтобы обосновать свои притязания, либо аргументировать свою позицию. Такие персонажи придерживаются принципа «правильно подать». Они стараются все правильно преподнести, что называется, показать товар лицом. Подобно Отелло и Дездемоне, они открыто демонстрируют те качества, которыми они в действительности обладают. Так, Яго, желая показать себя с лучшей стороны, стремится продемонстрировать свои достоинства. Он обосновывает свои претензии на лейтенантский чин некими достижениями. Так, со слов поручика, он «воевал в языческих и христианских странах». Вместе с тем Яго старается представить в выгодном свете даже самые незначительные свои достижения. Более того, даже явно сомнительные вещи Яго преподносит так, будто они заслуживают внимания. К примеру, у него нет никаких свидетельств, указывающих на вероломство Кассио и Дездемоны. Потому Яго пытается предъявить Отелло в качестве доказательства их измены не факты, а лишь свои предположения. Между тем Отелло требует, чтобы ему были предъявлены неопровержимые свидетельства, а не домыслы:
«Я требую улик», — заявляет мавр Яго.
Если Отелло преподносит вещи такими, каковыми они являются на самом деле, то Яго не является тем, за кого себя выдает. За неимением необходимых достоинств Яго создает видимость, что он этими качествами обладает. Он, что называется, умеет «делать вид». Подобный способ поведения, с одной стороны, предполагает, что нужно выставить свои достоинства в лучшем свете; что необходимо сохранять лицо в неудобной ситуации, иными словами, держать фасон. С другой стороны, предполагается, что не следует показывать некоторые нелицеприятные стороны своей натуры.
Так, в определенных ситуациях персонажи ведут себя подчеркнуто демонстративно. Подобные герои пытаются показать, что они лучше, чем есть на самом деле. Им хочется выставить свои достоинства на всеобщее обозрение, произвести на окружающих благоприятное впечатление, покрасоваться в глазах других. Подобным образом нередко поступают Брабанцио, Яго, Родриго. К примеру, Яго подчас ведет себя подчеркнуто демонстративно. Ему нравится выставлять себя в наилучшем свете, бахвалиться перед другими:
«Я на глазах Отелло спасал Родос и Кипр», — хвастает Яго Родриго.
Внешние реакции Яго зачастую подчеркнуто преувеличены. К примеру, он настолько страстно пытается убедить Отелло в измене Дездемоны, что мавр принимает столь странное поведение поручика за «крик души, которая не вынесла молчанья».
Вместе с тем некоторые герои ведут себя подчеркнуто деликатно. Они не выказывают своих достоинств. Подобные персонажи вежливы, тактичны. Данными качествами, например, обладает Дездемона. Героиня вежлива со всеми людьми, вне зависимости от их положения в обществе. Примером тактичного поведения героини может служить сцена суда у дожа. В ней Дездемона отвечает на упрек своего рассерженного отца, обвиняющего ее в неповиновении;
«Слушаться вас — мой дочерний долг. Но вот мой муж. Как мать моя однажды сменила долг перед своим отцом на долг пред вами, так и я отныне послушна мавру, мужу моему», — находит женщина оправдание.
Для сравнения, приспособленец Яго также умеет держаться на людях деликатно. Однако подобная деликатность, как правило, наиграна. Яго прибегает к такому способу поведения, когда хочет сымитировать свою преданность или расположение. Таким, например, поручик старается предстать, когда общается со своим начальником Отелло.
Как уже отмечалось, герои трагедии стремятся показать себя с лучшей стороны, стараются хорошо зарекомендовать себя в глазах окружающих. При этом сами персонажи, как правило, прекрасно сознают, что они из себя представляют на самом деле. Подобный принцип поведения иллюстрирует выражение «понимать, кто ты есть». Такие герои, что называется, знают свое место. К примеру, Отелло занимает значимое положение в обществе, а потому держится с достоинством. Родовитый мавр спокойно принимает вызов сенатора Брабанцио:
«Я — царской крови и могу пред ним стоять как равный, не снимая шапки», — есть чем ответить Отелло на голословные обвинения.
Как и другие персонажи, Отелло стремится понять, с кем ему приходится иметь дело. По ходу действия пьесы мавр вынужден разбираться в том, что на самом деле представляют из себя Кассио, Дездемона, Яго, какова их подлинная натура.
Однако не всегда просто понять, кто кем является. Некоторые герои, что называется, действуют по принципу «быть себе на уме». Их истинные намерения не ясны окружающим. Яркий пример подобного поведения демонстрирует Яго. Распознать его подлинные замыслы удается далеко не сразу. Такой стиль поведения, с одной стороны, предполагает приписывание себе мнимых достоинств. С другой стороны, можно пренебречь восприятием себя окружающими.
К примеру, Яго явно преувеличивает свои достоинства, как в собственных глазах, так и в глазах других людей. Персонаж считает, что сам он «далеко не дурак», и на деле умнее других. Яго ощущает свое превосходство над теми, кем он пытается манипулировать. Прямых и честных людей он высокомерно именует «ослами» и «простофилями».
При этом Яго старается скрыть свои нелицеприятные качества. Он предпочитает втайне реализовывать свои коварные замыслы. Добиваясь своей цели, данный персонаж старается действовать незаметно, как бы исподтишка. Скрытность на каком-то этапе действительно позволяет получить ему определенные преимущества перед другими. Потому Яго сознательно прибегает к такому способу действий:
«Но чем открыть лицо свое — скорей я галкам дам клевать свою печенку», — заявляет поручик Родриго, обличающего Яго в том, что тот неприглядный «случай скрыл».
Следует признать, что Дездемона скрыла факт своего замужества от отца. Формально девушка не соблюла правила приличия по отношению к своему родителю. Этим она не только огорчила Брабанцио, но и спровоцировала его подозрения в отношении мавра. Также Эмилия по просьбе своего мужа Яго поначалу утаила тот факт, что она нашла случайно оброненный Дездемоной платок — подарок Отелло.
• Действующим лицам трагедии важно получать признание своих достижений. Некоторые герои подчас вынуждены добиваться признания правоты своих поступков. Они исходят из того, что каждому следует воздавать по заслугам, следуя правилу «оценить по справедливости». Такие герои рассчитывают на то, что правда рано или поздно восторжествует. В подобном положении оказываются Кассио и Дездемона, оклеветанные Яго. Для сравнения, дож Венеции вершит справедливый суд, должным образом оценивая людей. Дож стремится быть объективным, а потому выслушивает мнения различных людей. Например, он выслушивает целый ряд донесений, подчас весьма противоречивых, касающихся перемещения войск неприятеля. Сопоставив разные точки зрения участников совета, в итоге дож приходит к правильному выводу относительно намерений врага. Равным образом дож объективно разбирает жалобу на Отелло, предварительно заверив окружающих в своей беспристрастности:
«Я не вмешаюсь, хотя бы это был родной мой сын».
Когда Брабанцио высказывает весьма предвзятые суждения, касающиеся Отелло и его единственной дочери Дездемоны, дож справедливо обращает внимание сенатора на то, что выдвинутые им обвинения безосновательны и «голословны».
Вместе с тем отдельные персонажи убеждены в том, что «нет в жизни справедливости». Так, Яго считает, что он не оценен начальством должным образом. Будучи уязвлен, Яго ропщет на Отелло:
«Он двигает любимцев, а надо повышать по старшинству», — находит несправедливым поручик назначение Кассио.
Ряд персонажей исходит из того, что следует опираться на мнение других людей, что называется, «прислушиваться к мнению окружающих». Так, дож признает право всех участников совета высказаться перед принятием окончательного решения. Отелло признает достоинства своих подчиненных. В частности, генерал хвалит Монтано, признавая, что офицер «сдержанностью славился». В свою очередь, Отелло льстит признание достоинств его супруги Дездемоны:
«Меня не сделает ревнивцем признанье света, что моя жена красива, остроумна, хлебосольна, умеет общество занять, поет и пляшет».
Вместе с тем, опираясь лишь на мнение окружающих, некоторые персонажи оказываются в положении «неверно оценивать себя». Подобная ситуация, с одной стороны, предполагает ориентацию на оценки окружающих, что реализуется в требовании признания со стороны других. С другой стороны, возможна недооценка себя.
Так, например, Брабанцио и Родриго — достаточно тщеславные люди, стремящиеся к успеху и славе. Подобные персонажи нередко идеализируют собственные достижения. Некоторые люди признают достоинства Яго, что дает тому повод для тщеславия:
«Три важных шишки меня рекомендовали на лейтенантство», — возгордился поручик.
Родриго пользуется советами Яго в некоторых вопросах. Благодаря этому Яго удается использовать Родриго в собственных целях. Так, Родриго явно переоценивает свои возможности, когда надеется с помощью Яго добиться успеха в покорении сердца недоступной красавицы Дездемоны. Между тем Родриго хочет добиться расположения супруги Отелло скорее из тщеславия, чем из чувства любви:
«Набей потуже кошелек, — призывает его Яго, — наставь ему рога. Для тебя это удовольствие, а для меня еще большее торжество».
Однако Родриго явно идеализирует роль денег, рассчитывая купить с их помощью благосклонность Дездемоны, преданной мужу.
Некоторые герои держатся достаточно скромно, не претендуя на славу. Так, Дездемона не претендует ни на что большее, как оставаться в тени своего супруга, о чем свидетельствует перед всеми:
«Я отдаю себя его призванью, и храбрости и славе. ...Мой жребий посвящен его судьбе».
Впрочем, и сам Отелло обычно весьма скромно держится на людях. Слава и почести не являются для него самоцелью:
«Я не говорун, гражданскими любезностями беден», — непритязательно рекомендует себя генерал.
Некоторые персонажи, что называется, «знают себе цену». Они стараются самостоятельно оценивать как себя, так и других людей. Подобные герои взыскательны к себе и дорожат своим честным именем. Так, понятие чести чрезвычайно важно для Отелло:
«Честь — это тоже собственность ее», — ценит мавр Дездемону.
Принимая Яго за «поборника чести», Отелло исходит из того, что тот исключительно порядочный и принципиальный человек, а потому не боится высказывать нелицеприятные вещи о других. Однако Отелло заблуждается. «Честь — то, чего у многих не бывает», — не питает иллюзий на этот счет сам Яго.
Ряд персонажей полагает, что их собственные оценки более объективны, чем оценки окружающих, что отвечает ситуации «оценка других неверна». Подобное поведение, с одной стороны, предполагает ориентацию лишь на собственное мнение, признание самого себя в качестве единственного объективного судьи. С другой стороны, можно не получить должную оценку со стороны окружающих.
Ориентация лишь на собственное мнение в ряде случаев приводит к тому, что некоторые персонажи признают в качестве объективного судьи только самого себя. Подобные герои, подобно Брабанцио, честолюбивы. Сенатор не просто гордиться знатностью своего рода, а «кичится» ею, по свидетельству Отелло. Будучи недоволен решением дожа, Брабанцио остается при своем мнении. Сенатор даже позволяет себе сделать замечание дожу, правителю Венеции:
«Учить бесстрастью ничего не стоит тому, кого ничто не беспокоит».
Повышенное самолюбие подобных персонажей легко уязвить. Так, Яго считает, что он не оценен начальством по достоинству, что его заслуги не признаны в полной мере, а его подвиги остались неизвестны. При этом сам Яго нередко обесценивает заслуги других. Он неоднократно клевещет на Кассио и Дездемону, принижая обоих в глазах Отелло. Персонаж старается сделать так, чтобы окружающим была неизвестна его истинная роль в процессах, который он инициирует. К примеру, оклеветав Отелло и Дездемону в глазах Брабанцио, Яго не хочет, чтобы Отелло узнал, кто инициировал расследование в сенате:
«Я уйду. Я не могу показывать на мавра. Я — подчиненный мавра. Мне влетит», — пытается герой скрыть свое участие в скандале.
• Для действующих лиц трагедии важно, чтобы им доверят люди. Однако подобное доверие должно быть оправдано. Некоторые персонажи доверяют тому, в чем они удостоверились, что можно проверить. Они стремятся опираться на факты и вещественные улики. Иными словами, подобные герои следуют пословице «доверяй, но проверяй». Например, Отелло доверяет Яго, считая, что тот «преданный и верный человек». Однако генерал требует от Яго непреложных доказательств измены Дездемоны:
«Мерзавец, помни, ее позор ты должен доказать! Вещественно, мерзавец, помни это!... Дай мне увидеть ее вину иль так в ней убеди, чтоб места не осталось для сомненья, удостоверь, не то беда тебе».
Вместе с тем в ряде случаев персонажи следуют противоположному принципу, который иллюстрирует выражение «вера не требует доказательств». Так, Яго заставляет Отелло усомниться в верности Дездемоны, хотя для этого не было никаких фактических оснований. При этом мавр опирается на простой аргумент:
«Раз подозренье есть, то значит так», — бездоказательна его ревность.
Из-за наветов Яго Отелло постепенно начинает верить в реальность того, что на самом деле не существует. При этом Яго лжет настолько убедительно, что даже он «сам уверовал, что Дездемона и Кассио друг в друга влюблены».
Ряд персонажей полагает, что следует «доверять окружающим». Герои пьесы верят очевидцам, ставшим свидетелями того или иного события и видевшим нечто собственными глазами. Такие персонажи ценят доверие окружающих, и бояться его потерять. Пользуясь доверием Отелло, Яго удается пошатнуть доверие того к Дездемоне. Чувствуя это, Дездемона пытается вернуть былое расположение супруга:
«Надеюсь, ты в меня, как прежде, веришь?» — вопрошает она мужа.
В финале трагедии целый ряд действующих лиц свидетельствуют против Яго: Эмилия, Лодовико, Кассио. Этого оказывается достаточно, чтобы все, включая Отелло, поверили в невинность Дездемоны и в виновность Яго.
Привыкнув доверять окружающим, в ряде случаев персонажи верят другим, даже если для этого нет достаточных оснований. Подобное поведение отвечает формуле «поверить на слово». Такая ситуация, с одной стороны, допускает уверение в своей правоте. С другой стороны, возможно проявление чрезмерной доверчивости.
Так, например, Яго пытается уверить Отелло в существовании того, чего на самом деле нет. Он приписывает Дездемоне и Кассио мнимые качества, в реальности им не присущие. В противоположность Яго ряд героев уверяют в чем-то окружающих лишь в том, в чем они сами убеждены. Когда Кассио оказался в сложном положении, Дездемона уверяет друга, что сделает для него все, что только возможно:
«Поверьте, милый Кассио, для вас я сделаю, что в силах».
В свою очередь, Отелло и Родриго излишне доверчивы к лживым речам Яго. Яго считает доверчивых людей простаками и откровенно пользуется их наивностью. Соответственно, он решает воспользоваться тем, что Отелло чрезмерно доверяет ему:
«Мавр простодушен и открыт душой», — простоват генерал.
Ряд персонажей следует принципу «доверять самому себе». Они твердо уверены лишь в том, что подсказывает им разум. Так, Отелло поначалу не верит свидетельствам Яго, а желает лично удостовериться в измене супруги. Поняв это, Яго предлагает Отелло самому понаблюдать за Кассио. При этом интриган устраивает так, что оброненный Дездемоной платок, подарок мужа, попадает в руки Кассио. Кассио на глазах у мавра передает платок Бианке, своей любовнице. Отелло узнает свой подарок Дездемоне:
«Праведное небо, это мой платок!» — уверяется он в измене супруги. Ревнивец не догадывается, что увиденная им сцена — всего лишь спектакль, разыгранный хитроумным Яго.
Персонажи порой сталкиваются с ситуацией, отвечающей выражению «нельзя верить людям». Они сами принимают решения, независимо от других. С одной стороны, это предполагает уверенность в чем-либо, несмотря ни на что, слепую веру в несуществующее. С другой стороны, возможно проявление неуверенности и сомнений.
Так, из-за происков Яго Отелло стал столь подозрителен по отношению к Дездемоне, что более не верит ни одному ее слову. При этом мавр действует излишне самоуверенно, когда сам берется вершить суд над своей супругой. В своей самонадеянности Отелло полагает, что имеет право отнять жизнь у другого человека:
«Я плачу и казню, совсем как небо, которое карает, возлюбив».
В какой-то момент некоторые персонажи перестают доверять не только окружающим, но и самим себе. Например, Яго добивается, чтобы Отелло заподозрил своих близких в предательстве и стал с недоверием относиться к самым верным и преданным своим друзьям:
«Кассио — предлог, чтоб вызвать недоверчивость Отелло», — намеренно провоцирует поручик подозрительность в генерале.
При этом сам Яго мнителен и «склонен к ложным страхам»:
«Я по натуре склонен к ложным страхам. ...Повсюду в жизни чудятся мне козни», — признается интриган.
• Многим действующим лицам трагедии важно понять смысл происходящего. Некоторые герои исходят из того, что природа вещей, так или иначе, выражает себя. О сути вещей можно судить на основании соответствующих внешних признаков, поскольку «все проявляет себя». Данный подход иллюстрируют известные выражения: «все тайное становится явным», «распознать по плодам». Так, Яго свидетельствует, что все тайное, как бы то ни было, выдает себя:
«Виновность отражается во взгляде. Дурная совесть говорит без слов».
Вместе с тем в ряде случаев персонажам не удается сформировать правильное представления о сути вещей, поскольку не все такое, каким кажется. Соответствующий подход предполагает, что «видимость обманчива». Так, например, Яго убежден, что добродетель — не более чем искусно созданная иллюзия:
«Честь — это призрак», — полагает интриган.
Яго удается создать иллюзии относительно фактического положения дел у Родриго, Брабанцио, Отелло. В частности, Яго удается вызвать у Отелло иллюзию неверности Дездемоны. Отелло исходит из того, что суть человека проявляется в его поведении, внешних реакциях. Однако мавр обманывается, когда принимает ложные обвинения, выдвинутые Яго против Кассио и Дездемоны, за «крик души», который тот не смог сдержать в силу своей искренности:
«Пугают так меня твои намеки. Полуслова — язык клеветника, но у порядочного человека такие недомолвки — крик души, которая не вынесла молчанья».
Как правило, персонажи пьесы исходят из того, что очевидные вещи убедительны сами по себе и не требуют каких-либо доказательств. Иными словами, «очевидность убеждает». Так, например, в неверности супруги Отелло окончательно убеждает то обстоятельство, что Дездемона не смогла показать ему платок, подаренный им. Женщина отказывается признать, что платок ею потерян. При этом мавр собственными глазами видит, что платок его супруги оказался в руках Кассио. Лишь в финале пьесы Отелло перед лицом неопровержимых фактов окончательно убеждается в полной невинности супруги:
«Простите. Вижу, как я ошибался», — все стало ясно мавру.
Заметим, что подчас герои сталкиваются не с реальными, а с реалистичными, правдоподобными вещами. В данном случае их «убеждает реалистичность». Подобная ситуация, с одной стороны, предполагает, что наблюдение того или иного явления убеждает лучше, чем понимание его природы. С другой стороны, сам факт наблюдения феномена не достаточен для понимания его сущности и лишь позволяет выдвинуть соответствующие предположения о его природе.
Так, Яго рисует перед Отелло весьма реалистичную картину измены Дездемоны. На деле же интриган выдвигает лишь предположения, основанные на домыслах и фантазиях. Сходным образом и перед Брабанцио Яго представляет дело так, будто в отношениях между его дочерью и Отелло что-то нечисто. Венчание Дездемоны и Отелло без благословения отца Брабанцио воспринимает как проявление неуважения дочери. При этом сенатор подозревает, что Отелло колдовством подчинил себе Дездемону:
«Здесь происки и козни налицо. Ручаюсь, он ее поил отравой и волю сонной одурью сковал».
Заметим, что Яго удается убедить Брабанцио в нечистоплотности и лживости Дездемоны, благодаря одним лишь намекам. Сходным образом Яго убеждает Отелло в неверности супруги, высказывая одни лишь догадки и предположения. Отелло переспрашивает Яго насчет платка: «Это действительно мой?» Интриган же доказывает свою правоту относительно Кассио и Дездемоны, веско замечая:
«Разумеется ваш. Видите, как мало он ценит эту сумасбродку, жену вашу. Она дарит ему платок, а он отдает его своей сударушке».
Осознание сути происходящего позволяет героям вникнуть в существующее положение дел и действовать осмысленно, иными словами, «представлять суть вещей». Подобным принципом руководствуется дож Венеции, Кассио, Отелло. Так, дож раскрывает суть маневра противника, сопоставляя данные о перемещении вражеских судов:
«Нет-нет, конечно, цель их не Родос», — понятен ему замысел врага.
Дож по существу разбирает обвинения, выдвинутые против Отелло. Разобравшись в сути произошедшего, дож указывает Брабанцио:
«Ручаться мало. Это голословно. Упреки ваши надо доказать. ...Для обвиненья не вижу данных».
Заметим, что Яго часто вводит окружающих в заблуждение, однако сам он прекрасно сознает, что делает. Он плетет интриги против Отелло признавая, что тот, «в сущности, отличный человек».
Персонажи, стремясь представлять себе суть вещей, порой сталкиваются с ситуацией, когда «нет ничего очевидного». С одной стороны, такая ситуация дает повод для поучений. С другой стороны, происходящее может казаться недостаточно убедительным.
Так, поначалу Яго предъявляет Отелло неубедительные доводы касательно неверности Дездемоны. Однако уже этого оказывается достаточно, чтобы Отелло начал терзаться сомнениями.
«Мне в этом всем мерещится недоброе», — признается мавр.
Яго выдвигает все новые гипотезы и предположения, заставляя мавра все сильнее переживать. Внутренние терзания Отелло становятся все мучительнее и невыносимее, практически сводя мавра с ума.
Некоторые персонажи любят делать другим назидания. Подобную черту, например, в Отелло замечает Яго, сам любящий читать наставления Родриго:
«Не выслушал, пустился поучать», — недоволен поручик генералом.
Склонность Отелло к морализации ярко проявляется в финале пьесы. Обвинив супругу в измене с Кассио, мавр читает ей наставления:
«Ты перед сном молилась, Дездемона?... Сейчас же исповедай все грехи. Не отрицай их. Это не поможет. ...Распутница, как смеешь ты при мне рыдать о нем!»
Проведенный анализ характеров персонажей трагедии «Отелло» показывает, что героям пьесы присущи статусные потребности: в статусе, признании, доверии, а также стремление к поиску смысла. Персонажи различаются как видами стремлений, так и способами реализации своих намерений, сопряженными с чертами характера.
Ряд рассмотренных способов поведения позволяет героям реализовать их стремления и достигнуть желаемого. Соответствующий образ действий может быть признан успешным. Наиболее эффективными являются следующие принципы поведения: «показать себя», «оценить по справедливости», «доверяй, но проверяй» и «все проявляет себя».
Прочие способы поведения могут оказаться достаточно эффективными лишь в ограниченном числе случаев. Если персонажи прибегают к противоречивому образу действий достаточно регулярно, вне контекста ситуации, это чревато неблагоприятными последствиями как для них самих, так и окружающих. Наибольший вред наносят установки: «произвести неверное впечатление», «нет в жизни справедливости», «вера не требует доказательств» и «видимость обманчива».
Экзистенциальные темы
Помимо рассмотренных выше вопросов, в трагедии «Отелло» Шекспиром поднимается тема жизни и смерти, бытия и небытия. Подобные темы традиционно относят к экзистенциальным (от лат. exista — существую).
В финале пьесы Отелло, обезумев от ревности, решает задушить Дездемону. Молодая женщина хочет жить и молит мужа о пощаде. Не смотря ни на что, мавр губит супругу. Однако после этого он сам не в силах более жить. «Счастье умереть», — восклицает Отелло, после чего закалывает себя. Заметим, что тема жизни и смерти в трагедии проявляется неоднократно. По ходу действия пьесы Яго убивает Родриго, а также свою супругу Эмилию. При этом неминуемая казнь ждет и самого злодея.
С достижением экзистенции сопряжены соответствующие психические состояния, относимые к экзистенциальным [23, с. 99]. Как свидетельствует экзистенциальный анализ, достижение экзистенции связано с ощущением течения жизни, чувством наполненности жизнью, проживанием настоящей жизни. Находясь в подобном состоянии, человек ощущает свое «бытие в мире» [12, с. 121, 133]. Одним из условий достижения экзистенции является чувство своего присутствия в мире как нахождение «здесь и сейчас». При этом экзистенция связана с обретением смысла жизни, осознанием смысла своего существования [12, с. 107, 127]. Соответствующее ощущение достигается на основе «осознанной рефлексии собственных переживаний и действий» [12, с. 61]. Отметим, что некоторым героям трагедии свойственны вышеописанные экзистенциальные состояния: присутствие «здесь и сейчас», осознанность и бытие [17, с. 121—124].
Так, Дездемона, полюбив Отелло, хочет ощущать присутствие дорогого человека рядом с собой. Она желает быть рядом с возлюбленным всегда и везде. Дездемона просит дожа Венеции, чтобы тот позволил ей находиться рядом с мужем даже во время сражения:
«Я полюбила мавра, чтоб везде быть вместе с ним. ...Позвольте мне сопровождать его».
Равным образом присутствие любимой женщины наполняет Отелло чувством счастья. Он стремится продлить подобные минуты, желая подольше побыть рядом с Дездемоной:
«Пойдем побудем вместе на прощанье», — не хочется Отелло расставаться с возлюбленной.
В свою очередь, отсутствие любимой супруги Отелло воспринимает как ощущение собственной опустошенности. После гибели Дездемоны ему весь свет не мил. «Пусть и все уходит», — охватывает мавра безразличие ко всему. Он нигде не находит себе места. «Куда ему идти?» — обращается Отелло сам к себе в третьем лице, словно его самого нет. Ощущение отсутствия — состояние, противоположное состоянию присутствия «здесь и сейчас». «Отсутствующее Я», — описывается подобное состояние в экзистенциальном анализе [12, с. 73]. Данное состояние препятствует достижению экзистенции [17, с. 126].
Как уже отмечалось выше, ряд персонажей трагедии, подобно дожу Венеции и Отелло, стремится принимать хорошо осмысленные решения, то есть действовать осознанно. Вместе с тем ревность порой «ослепляет» мавра. Ярость помутняет его разум. В такие моменты Отелло не сознает, что творит:
«Вся кровь во мне кипит и ослепляет страстью», — ослеплен мавр.
Порой Отелло кажется, что он «сошел с ума». В такие моменты речь персонажа становится сумбурна, а действия — неосознанны. Ревнуя, мавр подчас отступает от здравого смысла. Он даже не может придумать наказание, которое, по его мнению, заслуживает женщина, изменившая любящему мужу:
«Заставить сознаться и повесить. Нет, сначала повесить, а потом заставить сознаться», — пугается в словах ревнивец.
Доведенный намеками Яго до бешенства, находясь в помутненном состоянии рассудка, Отелло губит невинную Дездемону. Впоследствии он глубоко раскаивается в содеянном: «О, я глупец! О, я глупец!»
Неосознанность — состояние, противоположное состоянию осознанности. В подобном состоянии происходящее человеком «не осознается» [12, с. 148]. Данное состояние препятствует достижению экзистенции [17, с. 126].
Начав совместную жизнь, Отелло и Дездемона исполняются ощущения полноты и радости жизни. Подобное состояние сопряжено с достижением экзистенциального состояния бытия, с ощущением проживания насыщенной и осмысленной жизни — осознанным присутствием «здесь и сейчас». Весь мир для влюбленных словно становится ярче и светлее, наполняет их счастьем. Так, Отелло восклицает при виде возлюбленной:
«О, если б мог сейчас я умереть, счастливее я никогда не буду!»
Равным образом Дездемону переполняют радостные чувства, так что ее «сердце чаще бьется»:
«Жизнь будет нас дарить все большим счастьем», — надеется женщина прожить счастливую жизнь вместе с супругом.
Смерть Дездемоны, ее переход в мир небытия Отелло воспринимает как страшную трагедию, словно весь мир вокруг рушится:
«Нет больше у меня жены на свете. ...Как будто в мире страшное затменье. Луны и солнца нет, земля во тьме, и все колеблется от потрясенья», — все покрыто мраком для мавра.
Состояние небытия противоположно состоянию бытия. «Внутри словно мертво и пусто», — описывает подобное ощущение экзистенциальный анализ [12, с. 68]. Ощущение небытия препятствует достижению экзистенции [17, с. 127].
Отметим, что рассмотренных экзистенциальных состояний достигают герои, следующие принципам, позволяющим удовлетворить присущие им статусные потребности: в статусе, признании, доверии, а также поиске смысла.
Персонажи, поступающие противоречивым образом, оказываются неспособны удовлетворить присущие им стремления. Им свойственны состояния, препятствующие достижению экзистенции. Характерно, что, когда персонажи испытывают состояния присутствия «здесь и сейчас», осознанности и бытия, они ощущают себя счастливыми. Например, Отелло «счастлив так, что говорить не в силах», когда Дездемона находится рядом с ним.
Интриги Яго заставляют Отелло испытать противоположные состояния: отсутствие «здесь и сейчас», неосознанность и небытие. Терзания Отелло становятся столь невыносимыми, что в порыве безумной ярости он губит Дездемону. Однако мавр не в силах жить без любимой, а потому убивает себя. При этом Яго, отнявшего жизнь у многих людей, самого ожидает страшная кара: смерть.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |