Разделы
1.4. Бесплодные усилия любви
Герои комедии «Бесплодные усилия любви» сталкиваются как с разрешимыми, так и с неразрешимыми проблемами. Так, король Наварры Фердинанд и его приближенные ставят перед собой невыполнимые задачи. Персонажи дают обет посвятить три года изучению наук, жертвуя ради этого практически всем. В свою очередь, французская принцесса, опираясь на поддержку своих придворных дам, берется за решение сложных, но решаемых проблем, к каковым относится задача возвращения Аквитании. Король и его приближенные отказываются от своих первоначальных замыслов ради того, чтобы добиться своей новой цели — расположения дам. Однако и в этом им не удается преуспеть. Французская принцесса и ее придворные дамы ставят перед влюбившимися в них мужчинами новые задачи, которые тем предстоит решить, чтобы заслужить их любовь.
Стремления героев
Анализ комедии показывает, что ее герои склонны к исследованию, познанию, пониманию и осознанию смысла [17, с. 26—27]. Данную группу потребностей относят к когнитивному (познавательному) [5, с. 147—148], или гностическому типу (от лат. gnosis — «знание») [6, с. 310].
Род занятий, которые избирают персонажи, позволяет им реализовать свойственные им стремления. Действительно, основные действующие лица пьесы: король Наварры Фердинанд и его приближенные Дюмен, Лонгвиль и Бирон желают прослыть учеными. Они ценят знания, стремятся повысить уровень своего образования. Среди героев комедии — школьный учитель Олоферн, а также священник, богослов отец Натаниэль. Даже малообразованные люди, такие как констебль Тупица и шут Башка, не упускают случая блеснуть умом.
Персонажи пьесы, как правило, ищут способ достичь желаемого. Так, например, король Наварры призывает своих приближенных искать мудрость в учении. Между тем Бирон убежден в тщетности исследования книг:
«Чтоб правды свет найти, иной корпит над книгами... Пока отыщешь свет во мраке лет, в твоих очах уже померкнет свет. ...Книгоед находит лишь набор заемных истин и цитат случайных».
Визит французской принцессы и ее придворных дам вносит свои коррективы в планы короля. Фердинанд призывает своих подданных найти способ добиться расположения дам:
«Француженок мы будем добиваться... Должны мы придумать развлечение для них», — ищет король способ покорить женские сердца.
Король Наварры и его придворные намерены изучить науки. Они полагают, что стремление к знаниям присуще человеческой природе:
«Наука — добавленье к человеку: где человек, там и его познанья», — отмечает Бирон важность знаний.
Также другие персонажи ценят знания:
«Их сыновья сообразительны, я не обделю их познаниями», — готов Олоферн наставлять молодежь.
Ряд героев, таких как Бирон и Бойе, отличает хорошее понимание происходящего. Бирон видит свою задачу в том, чтобы король Наварры осознал свои промахи. Роль Бойе — сделать так, чтобы французская принцесса поняла главную цель своего визита в Наварру:
«Должны, принцесса, вы на помощь ныне призвать всю ясность духа своего. Подумайте, кого, к кому, зачем сюда послал король, родитель ваш!» — призывает придворный принцессу задуматься.
Для сравнения, Олоферн полагает, что понимает толк в поэзии:
«Дайте мне прослушать какую-нибудь строфу, один куплет, один стих», — способен персонаж быстро понять, насколько искусен поэт.
Герои пьесы стремятся вникать в смысл происходящего. Так, Бирон не сознает «смысл трехлетнего ученья», предлагаемого королем:
«В чем цель ученья — мне узнать нельзя ли?» — желает придворный выяснить суть затеи Фердинанда.
Французская принцесса и ее придворные дамы быстро схватывают суть вопросов:
«Смысл их разговора... мчится он побыстрей, чем ветер», — буквально на лету схватывают все дамы.
Поведение героев
Персонажам комедии «Бесплодные усилия любви» присущ характерный образ действий, направленный на удовлетворение гностических потребностей. Соответствующие стратегии поведения отнесены к гностическим [17, с. 576—577]. Герои пьесы различаются не только видами стремлений, но и способами реализации своих намерений. В зависимости от рода стремлений выделяются четыре основных варианта поведения персонажей.
• Действующие лица комедии ищут способ решения своих проблем. Некоторые герои находят способ реализовать свои замыслы и воплощают задуманное на практике. Они исследуют соответствующие вопросы, ища на них ответы. Подобные герои, как правило, сначала думают, а затем делают. Они выполняют свои обещания и требуют выполнения обещаний от других. Подобное поведение отвечает выражению «от слов перейти к делу». Таковы, Бирон, Бойе, французская принцесса, король Наварры. Так, король призывает своих придворных на деле выполнить свое обещание:
«Вы поклялись, Бирон, Дюмен, Логвиль, втроем три года провести со мною в трудах ученых и всегда блюсти устав, на этот свиток нанесенный. Скрепите ж подписями ваш обет».
Между тем в ряде случаев персонажи придерживаются противоположного образа действий, который иллюстрирует выражение «слово не подкрепляется делом». Данный принцип поведения подразумевает, что решение вопросов не обязательно доводить до конца, равно как и не обязательно держать свое слово. К примеру, Башка и Бирон не намерены исполнять декрет короля. Бирон в какой-то момент даже берет свои слова назад:
«О, если так, то в шутку дал я слово», — отказывается придворный от своего обещания.
Ряд действующих лиц при реализации своих целей ориентирован на достижение конкретных результатов. Подобные персонажи действуют по принципу «важен конкретный результат». Они отличаются практичностью, предметно формулируют задачу, любят определенность. Таковы Бирон, Бойе. Так, например, Бирон стремится внести ясность в вопрос о цели многолетнего учения:
«В чем цель ученья — мне узнать нельзя ли?» — вопрошает персонаж.
При этом Бирон не расположен к какой-либо деятельности, если это не приносит конкретной пользы:
«Пустей куда трудиться ради одного труда», — замечает придворный.
Вместе с тем в ряде случаев действия персонажей не приводят к решению проблем. Подобное поведение отвечает выражению «это ничего не решает». Данная ситуация, с одной стороны, сопряжена с излишним вниманием к мелочам. С другой стороны, при решении проблем можно упустить из вида некоторые существенные моменты.
Так, некоторым персонажам присуща излишняя любознательность. Пытливый ум таких героев исследует многое из чистого любопытства, даже если это не приносит им никакой пользы. Подчас они выпытывают что-то у других. В подобной ситуации оказывается Армадо, когда ему приходится расспрашивать Мотылька, что тот конкретно имеет в виду, говоря о темпераменте человека:
«Какого темперамента?... Определи мне точнее ее темперамент. ...Да разве есть такой темперамент?» — выспрашивает герой у своего пажа.
Подчас герои по рассеянности упускают из вида весьма важные вещи. В частности, Бирон обнаруживает в декрете короля серьезные изъяны, оставленные без внимания:
«Об этом мы забыли, господа», — признает Фердинанд, что в декрете упущен ряд важных моментов.
Пожалуй, наибольшей рассеянностью отличается Башка:
«Я так усердно это слушал, что все и прослушал», — пропустил шут мимо ушей суть слов Бирона.
Ряд действующих лиц концентрируют свое внимание на том, что они желают достичь. Подобный подход отвечает выражению «сфокусироваться на проблеме». Соответствующий образ действий предполагает сосредоточенность на решении задачи, нахождении ответа на вопрос. Такие герои целеустремленно решают ту или иную проблему. Так, король Наварры призывает своих придворных сконцентрироваться на поставленной им задаче — прослыть учеными:
«Пусть будет слава, наша цель при жизни», — провозглашается цель.
Некоторые персонажи полагают, что умение решать задачи ценно само по себе, вне зависимости от практической значимости результатов. Подобный образ действий иллюстрирует выражение «результат не имеет значения». Данный подход, с одной стороны, подразумевает концентрацию на самом процессе решения задачи, а не на его итоге. С другой стороны, сама задача может быть весьма неопределенной.
К примеру, ряд персонажей занят обдумыванием неких идей, которые им представляются важными. Они любят рассуждать на абстрактные темы. Их ум нередко занят бесплодными отвлеченными размышлениями. Для таких героев важен сам процесс размышления, даже если это не приносит конкретной пользы. К примеру, Олоферн признается в своей склонности к абстрагированию:
«Ум мой от рождения предрасположен к фантазии, причудливо выражающейся в образах, фигурах, формах».
В ряде случаев персонажи не могут четко определиться с тем, чего именно они хотят, находясь в состоянии неопределенности. Что-то им бывает не до конца ясно. Некоторые герои порой высказываются настолько туманно, что смысл их речей кажется окружающим непонятным. К примеру, Мотылек нередко весьма расплывчато отвечает на вопросы Армадо. На предложение Армадо определить тип темперамента человека, паж отвечает чрезвычайно неопределенно:
«Всех четырех, или трех, или двух, или одного из четырех».
• Ряд действующих лиц комедии хотят знать, что надо делать, чтобы решить ту или иную проблему. Подобные персонажи сознают, что решение любого вопроса требует соответствующих усилий. Они последовательно решают стоящие перед ними задачи, следуя правилу «разобраться с проблемой». Такие герои стремятся продвигаться в нужном направлении, чтобы каждый очередной шаг приближал их к цели. Подобным образом действует Бойе, французская принцесса. Например, перед тем, как отправиться в Наварру, по совету Бойе принцесса разузнает, как и с кем ей предстоит вести дела:
«Подумайте, кого, к кому, зачем сюда послал король, родитель ваш! — призывает Бойе принцессу. — Так расточайте ж то очарованье, тот дар, которым вашу прелесть природа одарила».
Заметим, что визит французской принцессы в Наварру постепенно приносит свои плоды. Решается проблема долга Аквитании. При этом принцесса и ее придворные дамы находят себе достойных женихов.
Противоположный способ поведения иллюстрирует выражение «не ведают, что творят». Данная ситуация предполагает, что к решению проблем подходят неправильно, неверно прикладываются усилия. Неудачный способ действий иллюстрируют слова Бирона:
«Пусть даже ты добился своего — что в том? Ты город взял, но сжег его».
В неудобном положении по отношению к французской принцессе неоднократно оказывается король Наварры. Поначалу король не пускает гостей во дворец, поступая неучтиво. Пытаясь развлечь дам, король и его придворные являются к принцессе ряжеными. Однако этот маскарад лишь запутывает ситуацию. Мужчины путают своих возлюбленных, после чего им приходится извиняться за свою ошибку.
Стремясь решить свои проблемы, ряд действующих лиц придерживаются принципа «делать дело». Чем значительнее проблема, тем больше времени им требуется, чтобы в нее вникнуть, разобраться с ней и разрешить. Подобных персонажей отличает старательность и усердие. Таковы Лонгвиль, Дюмен. Так, Лонгвиль готов усердно исполнять все предписания декрета:
«Я соглашаюсь на трехлетний пост», — готов к трудам придворный.
Пытаясь что-то сделать, в ряде случаев персонажи поступают не самым удачным образом. Подобную ситуацию «делать не так, как надо» иллюстрирует фраза Бирона: «Не лезь в окно, когда открыта дверь». В данном случае, с одной стороны, можно действовать чрезвычайно расчетливо и рационально. С другой стороны, можно поступать достаточно примитивным и упрощенным образом.
Расчеты не всегда оправдывают себя, поскольку они могут оказаться не верны. Чрезмерный прагматизм и рациональность могут сослужить плохую службу. Человеческая природа сложна, ее невозможно свести к голой схеме. Так, например, королю Наварры и некоторым его придворным кажется, что изданием декрета можно четко регламентировать жизнь подданных. Однако в реальности все оказывается не так. Прав Бирон, говоря, что «посмеется жизнь над их затеей». Для сравнения, Башка поступает весьма расчетливо, не упуская случай заработать вознаграждение за свои услуги.
«Гонорарий? Очень приятный гонорарий. ...Все сделаю, сударь, как по писанному», — заверяет шут Бирона.
На деле же Башка все путает, оказывая Бирону медвежью услугу. В другой сцене шут пытается рационально объяснить причину нарушения им декрета короля. Так, один из пунктов декрета запрещает общение с женщинами. Башка тщательно подсчитывает все допущенные им нарушения:
«Я был замечен, когда бездельничал с Жакнетой во дворце, — раз. Я сидел с нею — два. Я шел следом за ней по парку — три».
При этом Башка упускает из вида незначительность подобных мелких нарушений. Впоследствии шут пытается исправить это упущение, доказывая королю свою невиновность.
Некоторые персонажи, в силу своей невежественности, действуют весьма примитивно. Нередко они упрощают ситуацию. Например, констебль Тупица и шут Башка не могут похвастаться своей образованностью. Дон Армадо так характеризует Башку в письме королю:
«Невежественное и непросвещенное создание».
Ряд действующих лиц пьесы, прежде чем действовать, тщательно обдумывают, как лучше поступить в той или иной ситуации. Они исходят из того принципа, что следует «знать, что делать». Подобные персонажи ценят знания. Они стараются получить образование, чтобы быть осведомленными в предмете, который их интересует. Так, например, Бойе — весьма грамотный, хорошо информированный человек. Именно его посылает французская принцесса разузнать, как обстоят дела в наваррском королевстве, прежде чем нанести туда визит:
«Нам не мешает раньше, чем постучать в запретные ворота, знать мненье короля на этот счет, — выясняет женщина у придворных. — Скажите, господа, кто дал обет подвижничества вместе с королем?»
Некоторые персонажи полагают, что они знают, что делают. Однако в ряде случаев они ошибаются. Прикладывая определенные усилия, они в итоге получают «не столько, сколько надо». В подобной ситуации, с одной стороны, можно в чем-то перестараться. С другой стороны, дело может остаться недоделанным.
Так, например, некоторые герои весьма изощрены в науках и искусстве. К примеру, священник отец Натаниэль и школьный учитель Олоферн гордятся своей ученостью. Дон Армадо, «рыцарь моды», умеет изысканно изъясняться. Гибок ум Мотылька, «изворотливого в ответах». Бирон направляет свой ум на выяснение изощренных способов нарушения декрета, который он вынужден подписать:
«Клянусь усердно изучать все, что устав мне запрещает знать: ну, например, — как пообедать сладко, когда поститься все принуждены, как с милою увидеться украдкой, когда от женщин мы удалены; как тягостную клятву обойти и все же верность слову соблюсти».
Между тем всезнайство таких персонажей нередко оказывается тщетным, не принося ощутимой пользы ни им самим, ни окружающим. Находясь при дворе короля Наварры, эти герои оказались бесполезны в ситуации, в которой оказался Фердинанд.
Некоторые персонажи порой поступают весьма легкомысленно. Подчас они действуют наугад, наобум, что называется, прикидывая на глаз. Считая, что и так сойдет, они полагаются на «авось». К примеру, Армадо не слишком заботится о точности подсчетов, удовлетворяясь весьма поверхностными суждениями:
«Я не силен в счете. Это дело буфетчика», — считает франт, что от него не требуется точности в подсчетах, поскольку другие «качества необходимы воспитанному человеку».
• Действующие лица комедии стремятся к пониманию происходящего. Они стараются на должном уровне сформировать представление об интересующем их предмете. Некоторые персонажи решают соответствующие вопросы, руководствуясь принципом разумной меры. Подобный подход отвечает выражению «справиться с задачей». Такие герои соизмеряют свои силы с масштабом проблем. Они берутся за решение посильных задач, которые им по плечу. Так, например, Бирон вполне представляет, с чем ему предстоит столкнуться при исполнении декрета. Придворный хорошо сознает, что некоторые пункты декрета невыполнимы, а потому заявляет королю:
«Лишь в том, в чем прежде клялся, я к этим заверениям примкну».
Бирон оправдывает свое нежелание подписывать декрет тем, что имеет смысл браться лишь за посильные задачи:
«Я розу не прошу в сочельник цвесть, а вьюгу в майский день сугроб наместь. Для каждой вещи срок и время есть».
Противоположный способ поведения иллюстрирует выражение «не справиться с задачей». Данная ситуация подразумевает, что масштаб задачи, за которую берутся персонажи, не соответствует мере их возможностей. Так, Бирон сознает несоразмерность замыслов короля и его приближенных. Он полагает, что «посмеется жизнь над их затеей». Среди прочего, Бирон считает вредным излишне строгий пост:
«Пост не под силу юным животам, грозит им воздержание недугом».
Ряд действующих лиц пьесы исходят из того, что следует решать задачи в меру сил, соразмерно степени имеющихся возможностей. Подобный подход отвечает выражению «всему своя мера». Персонажей, руководствующихся принципом разумной меры, отличает понимание происходящего. Как правило, они действуют благоразумно. Так, например, французская принцесса и ее придворные дамы поступают разумно, не воспринимая всерьез заманчивые посулы короля Наварры и его приближенных. Льстивые комплименты поклонников не смогли сбить с толка дам:
«Размер их верен, но приняв на веру их смысл, себя сочла бы божеством», — трезво оценивает Розалина стихи влюбленного Бирона.
В ряде случаев персонажи оказываются в ситуации, отвечающей выражению «несоразмерность требований». Масштаб решаемой героями проблемы может не соответствовать степени их возможностей. Иными словами, вопрос требует решения на ином уровне. В свою очередь, недостаточная степень осознания масштаба задачи требует повышения степени ее понимания.
Так, некоторые персонажи стремятся внести ясность в те или иные вопросы. Они объясняют ситуацию тем, кто в недостаточной мере ее понимает. Подобные герои любят давать соответствующие пояснения, нередко прибегая к образному языку аллегорий. Таковы учитель Олоферн и священник Натаниэль, дон Армадо и его паж Мотылек.
Как правило, разъяснения следуют в ситуации, когда героев охватывает недоумение, когда они не представляют себе в полной мере тот или иной вопрос. Подобную ситуацию, в частности, иллюстрирует беседа дона Армадо со своим пажем Мотыльком. Оба персонажа любят изъясняться каламбурами, отчего не всегда понимают друг друга:
«Что вы имеете в виду, сударь? — переспрашивает Мотылек, как ему следует понимать выражение Армадо "мило и метко". — Что я мил, а слова мои метки, или что я меток, а слова мои милы?»
Армадо разъясняет Мотыльку:
«Ты мил, ибо мал. ...Потому меток, что изворотлив».
При этом реплика Мотылька «я бы такой же похвалой и угря похвалил» вызывает у Армадо недоумение:
«Как, разве угорь находчив?»
«Угорь изворотлив», — поясняет Мотылек.
Ряд действующих лиц пьесы стараются правильно оценивать уровень стоящих перед ними проблем. Подобный подход отвечает выражению «представлять масштаб задач». Такие герои пытаются сформировать адекватное представление о соответствующем предмете. К примеру, король Наварры старается оценить степень прегрешений Башки, замеченного в общении с Жакнетой. Нарушение декрета грозит «годом тюрьмы тому, кто будет иметь дело с женщиной». Однако король посчитал масштаб нарушения шута не столь значительным. В итоге Башке предписано всего «неделю поститься на воде и мякине».
Имея общее представление о происходящем, в ряде случаев персонажи оказываются в ситуации, отвечающей выражению «перейти меру». В подобной ситуации, с одной стороны, можно переоценить свои силы, а потому браться за решение чрезмерно амбициозных задач. С другой стороны, собственные возможности могут быть недооценены. К примеру, из-за недопонимания вопроса даже вполне решаемая задача может казаться непосильной.
Так, некоторые персонажи ставят перед собой весьма амбициозные задачи. К примеру, король берется за грандиозный проект по превращению Наварры в «чудо мира». Свой двор Фердинанд намерен преобразовать в научную «академию». Подобным подвигом король надеется навечно обессмертить свое имя:
«Пусть будет слава, наша цель при жизни, в надгробьях наших жить.
...Даст нам вечность целую в удел», — провозглашается масштабная цель.
Между тем персонажи не всегда в достаточной степени представляют себе тот или иной вопрос. Они не понимают, как решать соответствующую задачу. Среди героев комедии наибольшей ограниченностью выделяется Энтони, прозванный «Тупица», а также «недоумок» Башка. По мнению Бирона, многие из людей, находящихся при дворе короля, не понимают, что происходит. Об этом свидетельствуют реплики персонажа:
«Мне противен этот бред»; «еще одной я глупости внимаю», и проч.
• Действующие лица пьесы стремятся вникнуть в смысл происходящего. Благодаря этому некоторые герои поступают наилучшим образом. Такому образу действий отвечает принцип «стремиться к достижимому идеалу». Подразумевается, что следует приближаться к совершенству настолько, насколько это возможно. Так, французской принцессе отец поручает провести переговоры по поводу Аквитании с королем Наварры, образцом просвещенного правителя — с «Наваррцем несравненным» слывущим «совершенством». При этом приближенный принцессы Бойе призывает свою госпожу проявить при общении с королем присущее ей обаяние в максимальной степени:
«Так расточайте ж то очарованье, тот дар, которым вашу прелесть природа одарила, расточив его на вас», — советует Бойе.
Противоположный способ поведения иллюстрирует выражение «идеал недостижим». Данный образ действий исходит из несовершенства человеческой природы и предполагает, что достичь идеала невозможно. Так, например, Бирон подмечает, что никакое обучение не позволит приблизиться к совершенному пониманию жизни:
«Ученье перелет дает всегда: учась, как сделать то, чего желаешь, ты сделать то, что должен, забываешь».
Ряд действующих лиц считают, что все познается в сравнении. Даже, казалось бы, очевидные истины для таких героев обладают относительной ценностью, определяемой текущей ситуацией. Подобный подход отвечает выражению «все относительно». С данной точки зрения лишь соотнесение одних вещей с другими явится убедительным свидетельством того, что они на самом деле из себя представляют. Так, по ходу действия героям пьесы неоднократно приходится обосновывать свою точку зрения. Примером подобной дискуссии является обсуждение королем Наварры и его приближенными письма Армадо. Принцип «все относительно» иллюстрирует одна из оценок короля — «лучшее из наихудшего». При этом Бирон высказывает сходное мнение:
«Это не так хорошо, как я ожидал, но лучше всего, что мне доводилось слышать».
Следование принципу «все относительно» в ряде случаев приводит к ситуации, отвечающей выражению «нет абсолютных истин». Подобная ситуация, с одной стороны, предполагает, что любое утверждение требует доказательства. С другой стороны, по поводу всего можно строить лишь предположения.
Так, в спорных ситуациях персонажи пьесы стараются убедить друг друга в справедливости своей точки зрения. К примеру, Бирон убеждает короля, что изданный им декрет невозможно соблюсти:
«Коль я не соблюду обета, необходимость оправдает это».
В ряде случаев герои строят те или иные предположения. Они высказывают догадки, что-то допускают, подчас даже фантазируют. Так, выслушав отзыв Марии о Лонгвиле, французская принцесса высказывает предположение, что тот склонен к насмешкам:
«Как видно, он к насмешкам страсть питает?» — предполагает она.
Ряд действующих лиц пьесы стремятся вникнуть в самую суть вещей. В своих суждениях им нередко удается усмотреть корень проблемы, что называется «попасть в точку». Такие герои стараются действовать осмысленно. В частности, Бирон метко высказывается по поводу возможности исполнения декрета в споре с королем, Лонгвилем и Дюменом:
«Зато не в бровь, а в глаз!» — подчеркивает герой точность своих слов. Стремясь вникнуть в суть происходящего, в ряде случаев персонажи оказываются в ситуации, отвечающей выражению «несопоставимость вещей». Подобная ситуация, с одной стороны, предполагает абсолютизацию чего-либо, когда нечто представляется несравненным. С другой стороны, любые истины могут казаться неубедительными, а потому все можно подвергнуть сомнению.
Так, ряд персонажей воспринимают некоторые вещи в качестве непреложных истин — догм. К примеру, Олоферн убежден в непогрешимости Писания:
«И на этот раз текст писания непогрешимо верен», — находит герой очередное подтверждение непререкаемости текста Библии.
Подобные герои любят читать назидания окружающим:
«Пусты все эти плотские утехи, чинящие учению помехи!» — поучает король Бирона.
Вместе с тем даже очевидные вещи порой кажутся персонажам неубедительными. Нередко герои пьесы сомневаются в чем-то. К примеру, королю Наварры кажется спорным то утверждение принцессы, что король Франции полностью выплатил выкуп за Аквитанию:
«Докажите мне это, и верну я вам сто тысяч иль Аквитанию», — сомневается король в правоте слов французской принцессы.
Проведенный анализ характеров персонажей комедии «Бесплодные усилия любви» показывает, что героям пьесы присущи гностические потребности: в исследовании, познании, понимании и смысле. Герои различаются как видами стремлений, так и способами реализации своих намерений, сопряженными с чертами характера.
Ряд рассмотренных способов поведения позволяет героям реализовать их стремления и достичь желаемого. Соответствующий образ действий может быть признан успешным. Наиболее эффективными оказываются следующие правила поведения: «от слов перейти к делу», «разобраться с проблемой», «справиться с задачей» и «стремиться к достижимому идеалу».
Прочие способы поведения могут оказаться достаточно эффективными лишь в ограниченном числе случаев. Если персонажи прибегают к противоречивому образу действий регулярно, вне контекста сложившейся ситуации, это чревато пагубными последствиями как для них самих, так и окружающих. Самыми неблагоприятными оказываются ситуации: «слово не подкрепляется делом», «не ведают, что творят», «не справиться с задачей», а также установка «идеал недостижим».
Экзистенциальные темы
Помимо рассмотренных выше вопросов, в комедии «Бесплодные усилия любви» поднимается экзистенциальная тема смысла жизни. Так, король Наварры видит свое предназначение в том, чтобы обессмертить свое имя достижением учености. Подобную цель король ставит и перед своими придворными:
«Пусть будет слава, наша цель при жизни, в надгробьях наших жить».
По мысли короля, великие свершения переживут самого монарха и дадут ему «вечность целую в удел».
Ряду персонажей пьесы свойственны экзистенциальные состояния: присутствие «здесь и сейчас», осознанность и бытие [17, с. 167].
Например, Фердинанд желает постоянного присутствия своих приближенных рядом с собой в дни обучения. Он даже вносит соответствующий пункт в декрет и заставляет придворных его подписать:
«Вы поклялись, Бирон, Дюмен, Лонгвиль, втроем три года провести со мною в трудах ученых».
Вместе с тем ряд подданных короля, таких как Башка, обществу короля предпочитают общество женщин. В первый же день Башка нарушает декрет короля. Шут признает, что он «пребывал в обществе» Жакнеты, «шел следом» за девушкой и «сидел с ней».
Большинство персонажей пьесы, как правило, совершают осознанные поступки. Например, Бирон вполне осознанно подписывает декрет наравне с королем и другими придворными, прекрасно понимая, что «посмеется жизнь над их затеей». Для сравнения, Армадо пишет донос на Башку, «движимый неослабным сознанием долга». Бойе и французская принцесса вполне осознанно используют слабость короля Наварры по отношению к женскому полу, чтобы избавить Аквитанию от долгов.
Ряд персонажей стремятся прожить полную и насыщенную жизнь. Они не готовы сводить свое бытие к безрадостному существованию. Напомним, что подобный образ жизни сопряжен с ощущением проживания осмысленной жизни — осознанным присутствием «здесь и сейчас». Так, Бирон не намерен лишать себя земных радостей:
«Не спать, не видеть женщин и поститься — мне с этим слишком трудно примириться».
Рассмотренных экзистенциальных состояний достигают герои, следующие принципам, позволяющим удовлетворить присущие им гностические потребности: в исследовании, познании, понимании и смысле.
Персонажи, поступающие противоречивым образом, оказываются неспособны удовлетворить присущие им стремления. Им свойственны состояния, препятствующие достижению экзистенции: отсутствие «здесь и сейчас», неосознанность и небытие [17, с. 167—168].
Так, король Наварры и некоторые его приближенные хотят оградить себя от присутствия женщин, чтобы избежать соблазнов. Один из пунктов декрета предписывает подданным короля «женщин избегать три года». Фактически придворные короля должны уподобиться Армадо, «детищу воображенья», часто парящему умом в облаках, словно он отсутствует «здесь и сейчас».
В ряде случаев персонажи действуют неосознанно. Например, один из персонажей комедии прозван «Энтони тупица». Прозвище констебля вполне соответствует мере его глупости. Также ряд других героев подчас ведут себя настолько неумно, что вызывают у окружающих недоумение. Порой Бирону кажется, что его окружают глупцы:
«Еще одной я глупости внимаю», — сокрушается Бирон, что вынужден в который раз выслушивать чушь.
Некоторые персонажи готовы влачить безрадостное существование, пожертвовав радостями жизни ради учения. Так, Дюмен готов умертвить свои чувства и желания ради науки, словно канув для окружающих в небытие.
«Теперь я мертв для радостей земных», — заявляет придворный.
Король Наварры задумывается о неизбежности конца земной жизни. Он решает прослыть ученым, чтобы обрести «благообразье в безобразье смерти». Символично, что в финале пьесы французская принцесса получает известие о гибели своего отца, короля Франции.
Персонажи, которым свойственны состояния присутствия «здесь и сейчас», осознанности и бытия, ведут полную и интересную жизнь, насыщенную событиями. Подобные персонажи умеют развлечься и получить радость от жизни. Таковы, например, французская принцесса и ее придворные дамы.
С характерами вышеуказанных персонажей контрастирует образ некоторых поданных короля Наварры, готовых пожертвовать радостями земной жизни ради достижения учености. Подобные персонажи порой испытывают состояния отсутствия «здесь и сейчас», неосознанности и небытия.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |