Счетчики






Яндекс.Метрика

37. Бродячие актеры, друзья Гамлета, — это апостолы Христа

Поскольку, как мы теперь понимаем, Шекспир фактически описывает «биографию» Христа, то возникает естественный вопрос: неужели поэт не упомянул апостолов? Оказывается, упомянул, причем в довольно явной форме. В самом деле. Мы показали, что «воспоминание царя Ирода» отразилось у Шекспира как спектакль-напоминание, «поставленный» Гамлетом. Но в Евангелиях тут же упоминаются и апостолы Христа. Более того, евангельский рассказ о «воспоминаниях Ирода» буквально погружен внутрь развернутого повествования об апостолах Иисуса (Марк 6:7—56). Собственно, почти вся шестая глава Евангелия от Марка посвящена рассказу о деятельности апостолов. Сначала говорится, что ученики повсюду следовали за Иисусом. Он призвал двенадцать учеников, НАУЧИЛ ИХ, начал посылать их по два, дал им власть над нечистыми духами. Заповедал ничего не брать в дорогу, кроме пояса и сумы, не брать хлеба, обуваться в простую обувь, не носить более двух одежд. Заходя в дом, надо там оставаться, пока не уйдете из того места. И апостолы пошли в разные стороны и проповедывали покаяние, изгоняли бесов, исцеляли больных. Поэтому многие услышали об Иисусе.

Далее следует уже знакомое нам подробное воспоминание царя Ирода о казни им Иоанна Предтечи (то есть «гамлетовское напоминание королю Клавдию»), всплывшее в памяти царя именно потому, что все вокруг заговорили о Христе.

А потом снова Евангелия возвращаются к рассказу об апостолах. Они собрались вокруг Христа и рассказали Ему все, что сделали и ЧЕМУ НАУЧИЛИ народ. Он предложил им пойти в пустынное место и отдохнуть немного. После этого народ сбежался к Иисусу, и Он вновь стал УЧИТЬ их всех. Апостолы тоже собрались вокруг Христа и рекомендовали отпустить людей, чтобы те поели, ибо прошло много времени. Иисус сказал в ответ, что пусть апостолы сами накормят народ. Те удивились, а Он спросил — сколько у учеников есть с собой хлебов и рыбы. Оказалось всего пять хлебов и две рыбы. Тогда Христос повелел рассадить всех людей на траве и, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они роздали людям, и рыбы разделил на всех. И всем хватило, все ели и насытились. И осталось после этого еще много еды.

Потом Иисус понудил Своих учеников войти в лодку... Далее следует уже обсуждавшийся нами сюжет о морском путешествии апостолов, о шествии Христа по морю, о буре, настигшей лодку (корабль) и успешное завершение плавания. На этом седьмая глава Евангелия заканчивается.

Открываем теперь трагедию «Гамлет». И видим, что все перечисленные евангельские сюжеты в общем тут изложены. Немного другим языком и «в другой окраске», но тем не менее изложены. Судите сами.

• ПОЯВЛЯЮТСЯ АКТЕРЫ (АПОСТОЛЫ) И ПРЕДСТАЮТ ПЕРЕД ГАМЛЕТОМ. — Принцу сообщают, что во дворец прибыла труппа бродячих актеров. Они входят и окружают Гамлета. Он очень рад им, говорит, что они — старые его друзья. По-видимому, это и есть появление апостолов, окруживших своего Учителя Иисуса. Апостолов было двенадцать. Хотя число прибывших актеров у Шекспира не названо, но, судя по всему, их немного. Речь идет о труппе бродячих актеров, так что вряд ли это была большая толпа.

• ПРИБЫВШИЕ АКТЕРЫ (АПОСТОЛЫ) ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ КАК ЛУЧШИЕ В МИРЕ. — «Полоний: Актеры приехали, принц!... Лучшие актеры на свете! Лучшие для трагедий, комедий, пастушеских драм, пастушеско-комических, историко-пастушеских, трагико-исторических, трагико-комико-историко-пастушеских, для нераздельного действия и безграничных поэм... Нет равных им ни в заученном, ни в импровизации», с. 101.

Рис. 2.101. Тайная Вечеря. Фрагмент. Апостол Иоанн возлежит на груди Иисуса. Йорг Ратгеб, якобы XV—XVI век. Взято из [1364:1], илл. 19

Апостолы были ближайшими учениками Христа, поэтому считались особо выделенными людьми. Для христиан они в определенном смысле были «лучшими в мире», их почитали. Между прочим, в их характеристике, данной Шекспиром (устами Полония) вновь звучит оттенок насмешки. Объясняется он тем, что поэт описывал прошлое в духе анти-Евангелия. Скептики слегка посмеивались над апостолами Христа, выставляя их в виде шутов.

• ГАМЛЕТ-ХРИСТОС ТЕПЛО ВСТРЕЧАЕТ АКТЕРОВ (АПОСТОЛОВ), КАК СТАРЫХ ДРУЗЕЙ. — «[Входят актеры]. Гамлет: Добро пожаловать, ПРИЯТЕЛИ! Здравствуйте! Рад видеть тебя здоровым! ЗДОРОВО, ДРУЗЬЯ! А, старый друг, как же обросло лицо твое с тех пор, как я видел тебя в последний раз! Надеюсь, ты не будешь шептать себе в бороду? А, КРАСАВИЦА МОЯ! Ты поднялась к небу на целый каблук! Дай Бог, чтобы твой голос не потерял свою звонкость, как истертая монета. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, ГОСПОДА!... Покажите ваше искусство...

1-ый актер: Что прикажете, принц?», с. 102.

Все понятно. Апостолы — ближайшие друзья Христа, поэтому он встречается с ними очень тепло. Между прочим, из шекспировского описания следует, что у одного из апостолов была особо выдающаяся борода (трудно сказать, о ком речь). А также интересно, что среди апостолов, по мнению Шекспира, была женщина — «красавица моя!». Но обычно считается, что все двенадцать апостолов были мужчинами. Либо тут поэт что-то напутал, либо он решил, что женщиной был апостол Иоанн. Его особенно любил Христос и, надо отметить, что на многих старинных изображениях Тайной Вечери апостол Иоанн показан нежным юношей, возлежащим на груди Иисуса, см., например, рис. 2.46, рис. 2.101 (целиком картина Йорга Ратгеба показана на цветной вкладке), рис. 2.102. В Евангелии от Иоанна сказано: «Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса» (Иоанн 13:23). Считается, что это — Иоанн.

Наверное, следуя идее создать анти-Евангелие, Шекспир или его редакторы решили скептически обыграть этот момент и заявить, будто один из актеров-апостолов был женщиной, красавицей, поднявшейся к небу на целый каблук. В общем, реформаторы острили.

Надо добавить, что, как считается, во времена Шекспира женские роли исполнялись мужчинами, с. 568.

• ГАМЛЕТ-ХРИСТОС УЧИТ АКТЕРОВ-АПОСТОЛОВ ОРАТОРСКОМУ ИСКУССТВУ И ВООБЩЕ — КАК ВЕСТИ СЕБЯ НА СЦЕНЕ, ОБРАЩАТЬСЯ К НАРОДУ, ЗРИТЕЛЯМ. — Далее принц буквально читает целую лекцию актерам, учит их общению со зрителями. Вот выдержки из нее.

«Пожалуйста, произнеси эту речь, как я показал тебе легко — и развязно. Если ты будешь кричать, как многие из наших актеров, так это будет мне так же приятно, как если бы стихи мои распевал разносчик. Не пили слишком усердно воздуха, руками — так, будь умереннее. Среди потопа, бури и, так сказать, водоворота твоей страсти должен ты сохранять умеренность, которая смягчит их резкость. О, мне всегда ужасно досадно, если какой-нибудь дюжий, длинноволосый молодец разрывает страсть в клочки, чтобы греметь в ушах райка, который не смыслит ничего, кроме неизъяснимой пантомимы и крика. Такого актера я в состоянии бы высечь за его крик и натяжку. Пожалуйста, избегай этого...

Не будь, однако же, и слишком вял... Мимика и слова должны соответствовать друг другу; особенно обращай внимание на то, чтобы не переступать границу естественного... Если представить их слишком сильно или слишком слабо, конечно, профана заставишь иногда смеяться, но знатоку будет досадно... Я видел актеров, которых превозносили до небес — и что же? В словах и походке они не походили ни на христиан, ни на жидов, ни вообще на людей; выступали и орали так...», с. 107. И так далее и тому подобное.

Рис. 2.102. Тайная Вечеря. Фрагмент. Йорг Ратгеб. Взято из [1364:1], илл. 78

По-видимому, это скептически преломленное описание поучений, которые давал Иисус своим апостолам. Ведь Он действительно УЧИЛ ИХ — как говорить, как себя вести, как лечить и т. д. Шекспир свел все Его рекомендации лишь к овладению ораторским искусством и «игре», оставив «за бортом» другие, более ценные указания Христа.

• ГАМЛЕТ ПРИКАЗЫВАЕТ НАКОРМИТЬ АКТЕРОВ, А ХРИСТОС ПРИКАЗЫВАЕТ АПОСТОЛАМ НАКОРМИТЬ НАРОД. — Далее в обеих версиях следуют два практически одинаковых сюжета. Гамлет предлагает актерам отдохнуть и приказывает Полонию принять их как можно лучше, хорошо угостить.

«Гамлет: Не угодно ли вам ПОЗАБОТИТЬСЯ ОБ УГОЩЕНИИ АКТЕРОВ? Слышите! Чтоб их хорошо приняли. Они зеркало и краткая летопись своего времени...

Полоний: Принц, я приму их по заслугам.

Гамлет: Нет, прими их лучше. Если обращаться с каждым по заслугам, кто же избавится от пощечины? Прими их согласно с твоею честью и саном; чем меньше они стоят, тем выше будет твое снисхождение», с. 103.

Аналогично, Христос «сказал им (апостолам — Авт.): пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, — ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда» (Марк 6:31). Затем следует уже описанная нами сцена насыщения людей хлебом и рыбой. Причем это был не обычный обед, а чудо, когда всего лишь несколькими хлебами и рыбами было накормлено много народа.

• НЕКОТОРЫЕ АПОСТОЛЫ ХРИСТА УЧАСТВОВАЛИ В ТРОЯНСКОЙ ВОЙНЕ, А ШЕКСПИР РАССКАЗЫВАЕТ О СОБЫТИЯХ ТРОЯНСКОЙ ВОЙНЫ «В ИСПОЛНЕНИИ» ГАМЛЕТА И АКТЕРОВ. — Следующий шекспировский сюжет очень интересен. Как только появляются бродячие актеры, Гамлет начинает декламировать стихи о Троянской войне. В частности, говорится об убийстве царя Приама суровым Пирром. «Приама меч не досягает греков; не повинуется ему клинок — лежит, где пал, не внемля повеленью. В неравный бой вступает Пирр с Приамом... Казалось ТРОЯ полумертвая воскресла от удара, главою пламенною поникла в прах... Переломайте спицы колеса и в недра тартара (Тартарии-Татарии — Авт.) скатите обод с высот небесных», с. 102—103. Потом Пирр убивает Приама. Появляется царица Гекуба. «Как босоногая она блуждала, грозя огонь залить рекою слез...», с. 103. И так далее.

Сцены из Троянской войны в исполнении Гамлета и актеров занимают довольно много места у Шекспира. Если бы мы не знали, о чем на самом деле повествует Шекспир, то сам по себе факт появления здесь сюжетов из Троянской войны можно было бы объяснить «законами поэзии». Однако теперь мы начинаем понимать суть дела. Тем более, что, как мы убедились, в трагедии Шекспира случайных сюжетов практически нет. Все основные сцены уже нашли свое соответствие в жизнеописании Андроника-Христа. Следовательно, и «Троянская война» в исполнении актеров и Гамлета тоже должна найти объяснение. Искать его долго не надо. Все ясно.

Как мы показали в книгах «Царь Славян» и «Начало Ордынской Руси», Троянская война начала XIII века, то есть Крестовые Походы, это было мщение за убийство императора Андроника-Христа. Фемы Ромейской Империи, под руководством Руси-Орды, взяли столицу — Царь-Град, схватили и жестоко казнили виновных в распятии императора. Это событие нашло отражение во множестве произведений, включая «сладкозвучного» Гомера.

Более того, некоторые апостолы Иисуса, например, св. Павел, принимали самое непосредственное участие в Троянской войне, причем не как рядовые воины, а как руководители Крестовых Походов. См. нашу книгу «Начало Ордынской Руси». Поэтому слияние на страницах Шекспира актеров-апостолов с Троянской войной более чем естественно. Фактически апостолы-актеры рассказывают о реальном событии XIII века, в котором сами участвовали! Более того, было бы чрезвычайно странно, если бы актеры и Гамлет начали декламировать какой-нибудь иной сюжет.

Конечно, Шекспир уже не понимает сути дела, но, следуя каким-то старинным свидетельствам или традиции, был вынужден связать (в меру своего разумения) актеров-апостолов и Гамлета-Христа с событиями Троянской войны.

Итак, мы в очередной раз убеждаемся в истинности обнаруженного нами параллелизма.

Подводя итог, следует отметить, что мы исчерпали все основные сюжеты, составляющие трагедию Шекспира и Сагу о Гамлете Саксона Грамматика. Этот факт очень важен. Мы обнаружили, что основным содержанием, «костяком», указанных старинных источников является искаженное светское жизнеописание Андроника-Христа (Андрея Боголюбского) и связанных с ним персонажей. Причем тексты Шекспира и Грамматика написаны в духе анти-Евангелия. Потому, вероятно, и вызвали такой широкий положительный резонанс в Западной Европе эпохи XVII—XVIII веков. Реформаторам нравилось расшатывать устои ортодоксальной христианской церкви. Кроме того, они самозабвенно любили историю Есфири, о которой у нас речь пойдет далее.

Итак, мы обнаружили, что шекспировская трагедия «Гамлет» и «Сага о Гамлете» Саксона Грамматика фактически являются анти-Евангелиями, рассказывающими об Андронике-Христе. В этом — их основное содержание. В частности, у Шекспира и Грамматика отражены следующие евангельские и другие известные сюжеты, связанные с Христом:

— История царя Ирода.

— Крещение Христа Иоанном Крестителем.

— Казнь Иоанна Крестителя.

— «Вырезание на теле», согласно раввинской версии, то есть кесарево сечение, в результате которого родился Христос.

— Иисус — плотник и сын плотника.

— «Безумие Христа», согласно раввинской версии.

— Бегство Святого Семейства в Египет.

— Воскрешение Лазаря.

— Блудница и Христос.

— История Марии Магдалины.

— Чудо в Кане Галилейской.

— Апостолы Христа и плавание по морю.

— Тайная Вечеря.

— Отречение апостола Петра.

— История предателя Иуды Искариота.

— Спас Нерукотворный, он же Плат Вероники, он же Плащаница Христа.

— Распятие Христа.

— Череп Адама у основания креста Иисуса.

— Воскресение Христа.

— «Не прикасайся ко Мне» (встреча Иисуса с Марией Магдалиной).

— Уверение апостола Фомы.

— История Понтия Пилата.

— История Проклы, жены Понтия Пилата.

— Успение Марии Богородицы.

Этот результат анализа текстов Шекспира и Грамматика мы считаем очень важным. Надо сказать, что для нас он был неожиданным, несмотря на наш весьма богатый опыт в области обнаружения дубликатов в скалигеровской версии истории. Мы лишний раз убедились, насколько «цветисто размножились» на страницах старинных текстов реальные события второй половины XII века.