Разделы
11. «Смешные» обитатели ада
Блаунт издавал записанных в Книгу Смерти Горация и Вергилия — Филипа Сидни и Эдуарда де Вера, продолжавших писать гениальные произведения под одним общим английским именем Уильям Шекспир! Он нашел способ и оплакать их смерть, организовав издание «Жертвы любви», — ставшей подлинным ключом к разгадке тайны, которую раскрыть было в то время невозможно без риска для жизни.
Так он продолжил свою борьбу против католической церкви, начатую еще в юные годы и запечатленную в «Комедии», которую назвали Божественной. В этой комедии он поместил в раю лишь некоторых — в числе этих немногих основатели монашеских орденов св. Бенедикт, св. Франциск, св. Августин...
Зато все клирики, то есть католические священнослужители, оказались в аду — в четвертом его круге, где собраны стяжатели.
Впрочем, у нас есть возможность вкратце обозреть обитателей ада. Приведем их список, по необходимости снабженный примечаниями к поэме М. Лозинского, а кое-где нашими комментариями.
Итак, внешний первый круг Ада: Здесь те, кто
...не грешили; не спасут
Одни заслуги, если нет крещенья,
Которым к вере истинной идут;
Кто жил до христианского ученья,
Тот бога чтил не так, как мы должны.(Ад. IV. 34—38.)
Здесь мы встречаем античных философов, писателей и героев их произведений и античных мифов, которые предстают здесь реальными людьми:
Персонажи | Комментарий | |
Гомер | Здесь он вовсе не слепой. «С мечом в руке, величьем осиян, / Трем остальным предшествует, как главный, / Гомер, превысший из певцов всех стран» (IV. 86—88). Из примечаний: «грек Гомер, которого он не мог читать, потому что греческого языка не знал, а латинских переводов Гомеровых поэм еще не было, но которого он признавал "превысшим из певцов"» | |
Гораций, Овидий, Лукан | ||
сам Вергилий | по его собственным словам (комментарий наш) | |
Электра | Электра — дочь Атланта, возлюбленная Зевса, мать Дардана, основателя Трои | |
Гектор, Эней | ||
Цезарь | Род его, по легендарной генеалогии, восходил к Иулу (Асканию), сыну Энея от Креусы | |
Пентеселея | Пентеселея — царица амазонок, союзница Трои, сраженная Ахиллом | |
Камилла | Камилла — предводительница вольсков, пала вместе с Турном, вождем рутулов, обороняя Италию от троянцев | |
с отцом — Лавина | Царь Лация, Латин и его дочь, взятая в жены Энеем | |
Брут | Первый римский консул (вместе с Луцием Тарквинием Коллатином, 509 г. до н. э.), низвергший последнего из римских царей, Тарквиния Гордого | |
«Дочь Цезаря, супруга Коллатина, / И Гракхов мать, и та, чей муж Катон» (IV. 127—128) | Соответственно: Юлия, жена Помпея; Лукреция, обесчещенная царским сыном Секстом Тарквинием и покончившая с собой, что повело к свержению царской власти; Корнелия, дочь Сципиона Африканского, мать Тиберия и Гая Гракхов, народных трибунов II в. до н. э. и Марция, жена Катона Утического, последнего защитника республиканского Рима | |
Саладин | (1138—1193), султан Египта и Сирии, прославленный и на христианском Западе своим душевным благородством | |
Сократ, Платон, Демокрит | ||
«Диоген, Фалес с Анаксагором, / Зенон, и Эмпедокл, и Гераклит: / Диоскорид» (IV. 137—139) | ||
Сенека, Орфей, Лин, Туллий, Эвклид, Птолемей, Гиппократ, Гален, Авиценна | ||
Аверроис | Аверройс (Авероэс, Ибн-Рошд), арабский философ XII в., знаменитый толкователь Аристотеля | |
Адам, Авель, Ной, Моисей, Давид, Авраам, Рахиль | Отправлены отсюда в рай | |
Израиль, отец его и дети | Израиль — патриарх Яков. Отец его — Исаак |
Круг второй —
Это круг мучений
Для тех, кого земная плоть звала,
Кто предал разум власти вожделений.(Ад. V. 37—39.)
Персонажи | Комментарий |
«Здесь ждет Минос, оскалив страшный рот; / Допрос и суд свершает у порога / И взмахами хвоста на муку шлет»
(V. 4—6) |
Минос — в греческой мифологии справедливый царь-законодатель Крита, ставший после смерти одним из трех судей загробного мира (вместе с Эаком и Радамантом). В Дантовом Аду, превращенный в беса, он назначает грешникам степень наказания |
Семирамида | «Ее земля Султану отдана» (V. 60) |
«нежной страсти горестная жрица, / Которой прах Сихея оскорблен» (V. 61—62) | Карфагенская царица Дидона, вдова Сихея, заколовшая себя, когда ее покинул Эней |
Франчески да Римини и Паоло Малатеста | Франческа, дочь Гвидо да Полента, синьора Равенны, была около 1275 г. выдана замуж за Джанчотто Малатеста, отец которого был вождем риминийских гвельфов, некрасивого и хромого. Когда Джанчотто узнал, что она вступила в любовную связь с его младшим братом Паоло, он убил обоих. Это случилось между 1283 и 1286 гг. Последний свой приют изгнанник Данте нашел у племянника Франчески, Гвидо Новелло да Полента, синьора Равенны |
Клеопатра, Елена, Ахилл, Парис, Тристан |
Третий круг —
там, где дождь струится,
Проклятый, вечный, грузный, ледяной;
Всегда такой же, он все так же длится.
Тяжелый град, и снег, и мокрый гной
Пронизывают воздух непроглядный;
Земля смердит под жидкой пеленой.(Ад. VI. 7—12.)
Среди обитателей третьего круга назван Чакко — сосед Данте («Жил во Флоренции некто, всеми прозываемый Чакко, человек, прожорливее которого не бывало никогда», — так рассказывает о нем Боккаччо в посвященной ему новелле «Декамерона» — из комментариев).
Четвертый круг составляют транжиры. Среди них — клирики, папы, кардиналы.
В круге пятом
Персонажи | Комментарий |
Флегий | По греческому мифу, царь лапифов, сын Ареса и смертной. В гневе на Аполлона, обольстившего его дочь, он сжег Дельфийский храм и был ввергнут в Аид. У Данте он — злобный страж пятого круга, перевозчик душ через Стигийское болото, где казнятся гневные (из комментариев) |
три Фурии | Тисифона («мстящая за убийство»). Мегера («ненавистница»), Алекто («неуемная»), в античной мифологии — богини проклятия, мести и кары. Они обитали в преисподней, где царит властительница вечных слез (ст. 44). Прозерпина (греч. — Персефона) — супруга Плутона (из комментариев) |
«Мне встретился один» (VIII. 32) | «Это богатый флорентийский рыцарь, сторонник Черных, Филиппе дельи Адимари, отличавшийся надменностью и бешеным нравом. Он прозван был Арджеити, то есть "серебряный", потому что подковывал своего коня серебром. Есть основания считать, что существовала резкая личная вражда между ним и Данте» |
Круг шестой
Персонажи | Комментарий |
ересиархи, последователи Эпикура, | |
Фарината | Фарината дельи Уберти (род. в нач. XIII в.) — глава флорентийских гибеллинов (то есть сторонников империи). Принадлежа к враждебной гибеллинам партии гвельфов (которая в борьбе с притязаниями империи опиралась на папство), предки Данте два раза потерпели разгром (ст. 48). Первым разгромом гвельфов было их изгнание гибеллинами при содействии конницы императора Фридриха II (см. ст. 119 и прим.), в 1248 г. Их дома и башни были снесены. Спустя три года они вернулись во Флоренцию и в 1258 г. в свой черед изгнали властолюбивого Фаринату и его сторонников. Те заручились помощью Сьены (Сиены) и неаполитанского короля Манфреда (Ч., III, 112—113 и прим.) и в 1260 г. близ замка Монтаперти на реке Арбии (ст. 86) нанесли жестокое поражение флорентийским гвельфам и их союзникам. Гвельфам пришлось вторично покинуть Флоренцию. В 1264 г. Фарината умер. В 1266 г., когда Манфред пал при Беневенто, усилившиеся гвельфы возвратились снова. Вслед за тем они прибегли к покровительству Карла I Анжуйского (см. прим. Ч., VII, 112—114), и когда тот выслал им в помощь военную силу, гибеллины, в ночь на пасху 1267 г., навсегда покинули Флоренцию. Особенно сурово отнеслась гвельфская Флоренция к роду Уберти. На месте их срытых домов была устроена площадь; амнистия, предоставлявшаяся другим изгнанникам, никогда на них не распространялась, и те Уберти, которые попадали в руки республики, платились жизнью. Наконец, в 1283 г. суд инквизиции посмертно осудил «подражателя Эпикура» Фаринату как еретика. |
Кавальканте Кавальканти | Эпикуреец, гвельф, отец Гвидо Кавальканти (ок. 1259—1300), философа и поэта (Ч., XI, 97—98), ближайшего друга Данте. Он удивлен, не видя своего сына рядом с Данте, и тот ему объясняет, что приведен сюда Вергилием, творений которого Гвидо «не чтил». Поняв это слово в том смысле, что Гвидо уже нет на свете (на самом деле Гвидо умер несколько месяцев спустя) и по-своему истолковав молчание задумавшегося Данте, он в отчаянии падает в свою раскаленную могилу |
Федерик II | Фридрих II Гогенштауфен (1194—1250), германский император, король Неаполя и Сицилии, сын Генриха VI и Констанции Сицилийской (см. прим. Р., III, 118—120). Его непримиримая вражда к папству, трижды приведшая его к отлучению от церкви, покровительство арабским и еврейским ученым и свободный образ жизни создали ему среди современников славу опасного еретика |
некий кардинал | Оттавиано дельи Убальдини (умер в 1273 г.), ревностный гибеллин, настолько влиятельный, что если говорили просто «кардинал», то имели в виду именно его. Сохранилась его фраза. «Если есть душа, то я погубил ее ради гибеллинов» |
папа Анастасий | Папа Анастасий II (496—498), стремившийся устранить раскол между западной и восточной церковью и благосклонно принявшие константинопольского легата Фотина, прослыл еретиком |
Прежде чем перейти к последующим кругам, вновь обратимся к комментариям: «Вергилий объясняет своему спутнику, что в пропасти нижнего Ада (А., VIII, 75), над которой они стоят, тремя уступами, как три ступени (ст. 17), расположены три круга (ст. 18) — седьмой, восьмой и девятый. В этих кругах карается злоба, орудующая либо силой (насильем), либо обманом (ст. 22—24). Насилье менее гнусно, чем обман (ст. 25—27), и наказуется в ближайшем, седьмом, круге, разделенном на три концентрических пояса, лежащих на одном уровне (ст. 28—33). В первом поясе (ст. 34—39) карается насилие над ближним (убийство, злостное ранение) и над его достоянием (грабеж, поджог, притеснения). Во втором поясе (ст. 40—45) — насилие над собою (самоубийство) и над своим достоянием (игра и мотовство, то есть бессмысленное истребление своего имущества, в отличие от расточительности, то есть любви к чрезмерным тратам, караемой в четвертом круге). В третьем поясе (ст. 46—51) — насилие, направленное против божества (богохульство) и против созданного им порядка (против естества — содомия, и против естества и искусства — лихоимство). Обман, смотря по тому, был ли обманутый связан с обманщиком узами доверия или нет (ст. 52—54), карается в восьмом или же в девятом круге. В восьмом круге (ст. 55—60), состоящем из десяти Злых Щелей или рвов, караются обманувшие недоверившихся (1 — сводники и обольстители; 2 — льстецы; 3 — святокупцы; 4 — прорицатели; 5 — мздоимцы; 6 — лицемеры; 7 — воры; 8 — лукавые советчики; 9 — зачинщики раздора; 10 — поддельщики металлов, людей, денег и слов). В девятом круге, на самом дне Ада, образованном ледяным озером Коцит, казнятся обманувшие доверившихся, то есть предатели (ст. 61—66). Здесь — четыре пояса: Каина (предатели родных), Антенора (предатели родины), Толомея (предатели друзей), Джудекка (предатели благодетелей), а посередине, в центре вселенной, вмерзший в льдину Дит (Люцифер) терзает в трех своих пастях предателей величества земного и небесного».
Круг седьмой
Персонажи | Комментарий | |
Минотавр | Охраняют | |
Несс | Несс пытался похитить Деяниру, жену Геракла, но тот смертельно ранил его стрелой, смоченной в ядовитой желчи Лернейской гидры. Умирающий кентавр подарил Деянире ком своей запекшейся крови, уверив ее, что эта кровь обладает приворотной силой. Когда Деянира возревновала Геракла к Иоле (Р., IX. 102), то, чтобы вернуть его любовь, она послала ему плащ, пропитанный Нессовой кровью, и Геракл, надев его, погиб в страшных мучениях | |
Хирон | «Справедливейший из кентавров», воспитатель многих героев, в том числе Ахилла | |
Фол | Один из кентавров, бесчинствовавших на свадьбе Пирифоя | |
Александр | тираны | |
Дионисий Сицилийский | Тиран Сиракузский (с 407 по 367 г. до н. э.) | |
граф Адзолино | Падуанский тиран Эдзелино IV да Романо (1194—1259) | |
Обиццо д'Эсте | Обиццо II, маркиз Феррары и Анконской марки. В 1293 г. его сын, Адзо VIII, задушил его периной (правил с 1293 по 1308 г.) | |
граф Ги де Монфор | Наместник Карла I Анжуйского в Тоскане, убил из мести в Витербо, во время богослужения, принца Генриха, племянника английского короля Генриха III, и выволок его за волосы из церкви. Рассказывалось, что сердце убитого принца было положено в золотую чашу, установленную на колонне у моста через Темзу в Лондоне | |
Аттила | Царь гуннов (с 433 по 453 г.), опустошитель Европы, прозванный «бичом божьим» | |
Пирр | Пирр — это или эпирский царь (319—272 гг. до н. э.), воевавший с Римом (Р., VI, 44), или сын Ахилла, при взятии Трои убивший престарелого царя Приама | |
Секст | Секст Помпеи (75—35 гг. до н. э.) — младший сын Помпея Великого, ведший корсарскую войну против Цезаря и второго триумвирата; или же Секст Тарквиний, сын последнего римского царя Тарквиния Гордого, жестоко истребивший жителей города Габий и виновник смерти обесчещенной им Лукреции | |
Риньер де'Пацци и Риньер Корнето | Риньер де'Пацци из Вальдарно — представитель знатного рода, прославившийся разбоем и убийствами. Риньер из Корнето в Римской Маремме, разбойник XIII в. | |
Пьер делла Винья | Канцлер и фаворит императора Фридриха II, блестящий стилист и оратор. Он впал в немилость, был заточен в тюрьму, ослеплен и покончил с собой (в 1249 г.) | |
сьенец Лано | Олин из «расточительного дружества», павший в сражении при Топпо (1287 г.), где сьенцы были разбиты арегинцами | |
Джакомо да Сант-Андреа | Богатый падуанец, известный мот | |
некто, кто говорит «я сам себя казнил» | По мнению старых комментаторов, это либо Лотто дельи Альи, судья, который вынес за взятку несправедливый приговор и повесился, либо разорившийся богач Рокко деи Модзи | |
Капаней | Один из семи царей, осаждавших Фивы, о гибели которого Стаций (см прим. Ч., XXI, 10) рассказывает в «Фиваиде» (X, 827; XI, 20). Взойдя на вражескую стену, он бросил дерзкий вызов богам, охранителям Фив, и самому Зевсу (Юпитеру). Громовержец поразил его молнией | |
Персонажи | Комментарий | |
Сэр Брунетто | Брунетто Латини, или Латано (род. ок. 1220 г., умер ок. 1295 г.), ученый, поэт и государственный деятель Флорентийской коммуны, сторонник гвельфской партии. Ему принадлежат: «Книга о сокровище», обширная энциклопедия в прозе на французском языке, и «Малое сокровище», дидактическая поэма в итальянских стихах. Молодой Данте, к которому Брунетто Латини относился дружески, многими знаниями был обязан ему и смотрел на него как на своего учителя | |
Присциан | Знаменитый латинский грамматик VI в. | |
Аккурсиев Франциск | Francesco d'Accorso (1225—1293), сын знаменитого флорентийского юриста Аккурсио и тоже видный юрист | |
некто «Который послан был рабом рабов» (XV. 112). | Речь идет об Андреа деи Модзи, епископе флорентийском, которого за его скандальное поведение Бонифаций VIII (титул «раб рабов божьих» применен к этому властолюбивому папе иронически) перевел в 1295 г. из Флоренции (на реке Арно) в Виченцу (на реке Баккильоне), где тот и умер год спустя | |
внук Гвальдрады Гвидо Гвера, Теггьяйо Альдобранди, Рустикуччи | Гвальдрада — дочь Беллинчоне Берти деи Равиньяни (Р., XV, 112), жена графа Гвидо Старого, родоначальника графов Гвиди (умершего в 1213 г.), которая вошла в предание как образец древнефлорентийской добродетели и чистоты нравов. Гвидо Гверра, граф Гвиди, Теггьяйо Альдобранди дельи Адимари и беседующий с Данте Якопо Рустикуччи — флорентийские гвельфы, прославившие себя в середине XIII в. О судьбе двух последних Данте осведомлялся у Чакко | |
Гульельмо Борсиере | Гульельмо Борсиере, недавно принесший старым воинам «нерадостный рассказ» об их отечестве, — флорентиец, пользовавшийся большим влиянием во многих знатных домах Италии | |
Витальяно дель Денте | Знатный падуанец | |
Джованни Буйамонте | Флорентиец, ростовщик (умер в 1310 г.). На гербе его были изображены три козла | |
Персонажи | Комментарий | |
Венедико Каччанемико | Глава болонских гвельфов (умер в 1302 г.). Данте, очевидно, полагал, что в 1300 г. его уже не было в живых | |
Алессио Интерминелли | Из знатного луккского рода, умерший незадолго до 1300 г. | |
Папа Николай III | (с 1277 по 1280 г.), в миру Джованни Гаэтано дельи Орсини | |
Амфиарай | В греческих мифах — царь и прорицатель, один из семи аргивских вождей, осаждавших Фивы, чтобы отвоевать их для Полиника у его брата Этеокла. Во время сражения земля под Амфиараем разверзлась, и он на своей боевой колеснице низринулся в преисподнюю, где судит Минос | |
Тиресий | В греческих мифах — фиванский прорицатель, отец Манто (ст. 55). Ударив посохом двух сплетшихся змей, он превратился в женщину и только семь лет спустя, вновь ударив им тех же змей, снова стал мужчиной | |
Арунс | Этрусский гадатель, которого, по рассказу Лукана («Фарсалия», I, 584—638), римляне призвали, чтобы узнать от него исход гражданской войны | |
Манто | Дочь Тиресия, прорицательница | |
Эврипил | Когда греки ополчились против Трои, оставив дома одних лишь младенцев, Эврипил (Энеида, II, 114) и Калхант состояли жрецами при войске. В городе Авлиде, где собран был греческий флот, они указали день, благоприятный для отплытия к троянским берегам | |
Микеле Скотто | Родом шотландец, астролог XIII в. | |
Бонатти | Гвидо Бонатти из Форли, астролог XIII в. | |
Азденте | Сапожник в городе Парме, занимавшийся предсказаниями | |
брат Гомита, что из Галлуры | Галлура — один из четырех округов, или «юдикатов», на которые делилась подвластная Пизе Сардиния и которые управлялись так называемыми «судьями». С 1275 по 1296 г. галлурским судьей был Нино Висконти. Монах Гомита, его министр, широко бравший взятки, кончил жизнь на виселице | |
Микеле Цанке | Министр, разбогатевший мздоимством, стал путем брака правителем Логодоро (название другого сардинского юдиката). Одну из своих дочерей он выдал замуж за генуэзского рыцаря Бранка д'Орья, и тот в 1275 г. предательски убил его | |
Каталано, Лодеринго | Каталано деи Малавольти, гвельф, и Лодеринго дельи Андалб, гибеллин, были подеста (правителями) в ряде городов. В 1266 г. флорентийские гибеллины, опасаясь восстания гвельфов, частично оставшихся в городе после разгрома при Монтаперти, пригласили Каталано и Лодеринго на должность подеста для умиротворения граждан. (Обычно брали «одиноких», то есть приглашался лишь один подеста.) Но Каталано и Лодеринго, действуя по указаниям папы, под видом беспристрастия поощряли гвельфов. Данте считает их виновными в том, что гвельфы вскоре изгнали гибеллинов и разрушили их дома, в том числе дома рода Уберти в городском округе Гардинге | |
Ванни Фуччи | Побочный сын (поэтому он мул, то есть ублюдок) знатного пистойца Фуччи деи Ладзари, деятельный сторонник Черных гвельфов, виновник многих убийств и грабежей. В 1293 г. он участвовал в ограблении ризницы Пистойского собора. Обвинение пало на его приятеля, к делу не причастного (ст. 139). Тогда Фуччи, успевший скрыться, выдал своих сообщников, и их казнили | |
Аньелло (Аньель) Брунеллески (XXV. ст. 67), Буозо Донати (ст. 141), Пуччо деи Галигаи (ст. 148), Чанфа Донати (ст. 43, 50) и Франческо Кавальканти (ст. 83, 151) | Представители знатных флорентийских фамилий | |
Улисс и Диомед | Герои Троянской войны, совместно действовавшие и в боях и в хитроумных предприятиях | |
Гвидо да Монтефельтро | Граф, вождь романских гибеллинов, искусный полководец, то враждовавший с папским Римом, то мирившийся с ним. За два года до смерти он постригся в монахи францисканского ордена. Умер в 1298 г. | |
Магомед | ||
Али | Зять Магомета, убитый в 661 г. ударом сабли по черепу. Его почитатели (шииты) образовали со временем особую секту. Рассматривая Али как создателя раскола уже в самом исламе, Данте изображает его и в Аду с рассеченной головой | |
Дольчино Торниелли | Из города Новары (в Пьемонте) — глава еретической секты «апостольских братьев», проповедывавшей братскую любовь и бедность, общность имущества и скорое пришествие царства истинной справедливости. Чтобы подавить это движение, враждебное феодальному строю и официальной церкви и охватившее широкие крестьянские круги, папа Климент V объявил против него крестовый поход. Дольчино стойко отбивался в неприступных горах от папских войск, состоявших главным образом из жителей Верчелли и Новары (ст. 59), но полное истощение припасов и суровость зимы принудили его к сдаче в марте 1307 г. После страшных истязаний он был сожжен на костре | |
Пьер да Медичина | Представитель рода, владевшего городом Меди-чина, к востоку от Болоньи, прославил себя как зачинщик раздоров среди влиятельных болонских домов и среди романских феодалов | |
Курион | Гай Скрибоний Курион, народный трибун, перешедший на сторону Цезаря в его борьбе с Помпеем (49 г. до н. э.). Данте следует рассказу Лукана («Фарсалия», I, 266—295), по которому Курион, изгнанный из Рима, прибыл к Цезарю в Ариминум (Римини) и побудил его немедля начать гражданскую войну. | |
Моска | Моска деи Ламберти (умер в 1243 г.), которого Данте хотел увидеть в Аду (А., VI, 81). Имя его связано с кровавым эпизодом, послужившим, по преданию, началом разделения флорентийской знати на гибеллинов и гвельфов. Это он, приведя поговорку: «Кто кончил — дело справил», склонил своих родичей и друзей убить Буондельмонте | |
Бертрам де Борн | Виконт Готфорский — знаменитый провансальский трубадур второй половины XII в., много воевавший и с родным братом, и с соседями и возбуждавший других к войне. Под его влиянием принц Генрих (1155—1183), старший сын английского короля Генриха II, поднял мятеж против своего отца, который еще при жизни короновал его (отсюда титул: «король»). Называя его Иоанном, Данте, вероятно, смешивал принца Генриха с его младшим братом | |
Гриффолино | Алхимик, родом аретинец. Он сказал простоватому Альберо, не то сыну, не то любимцу епископа Сьены, что умеет летать по воздуху, и тот просил Гриффолино обучить его этому искусству. Так как Дедал (см. прим. А., XVII, 109—111) не вышел из него, а Гриффолино успел нажиться на уроках, рассерженный Альберо обвинил своего учителя в безбожии, и епископ сьенский сжег его на костре как еретика, то есть не за то, за что он оказался в царстве теней, потому что Минос, зная, в чем Гриффолино виновен, осудил его как алхимика и послал в десятый ров Злых Щелей. Алхимия считалась дозволенным искусством, но Гриффолино, очевидно, злоупотреблял ею для подделки металлов | |
алхимик Капоккьо | ||
Джанни Скикки | Джанни Скикки деи Кавальканти, флорентиец. Когда умер старый Буозо да Винчигверра Доната, его племянник Симоне, брат Буозо Донати, казнимого среди воров, и отец Форезе, боясь, не оставил ли старик завещания в пользу других, обратился за помощью к Джанни Скикки. Джанни лег в постель покойника и, подражая его голосу, продиктовал нотариусу завещание, в котором назначал кое-какие гроши на богоугодные дела, в свою пользу — шестьсот золотых флоринов и прекрасную лошачиху, «хозяйку стада», стоившую огромных денег, а остальное — Симоне | |
Мирра | Дочь Кинира, кипрского царя, воспылала грешной любовью к своему отцу и, пользуясь чужим именем и темнотой, утоляла свою страсть. Отец, раскрыв обман, хотел ее убить, но Мирре удалось бежать. Боги, по ее просьбе, превратили ее в мирровое дерево | |
«лгавшая на Иосифа; а рядом / Троянский грек и лжец Синон» (XXX. 97—98) | Соответственно: Упоминаемая в Библии жена Потифара, царедворца фараонова. Тщетно пытавшись обольстить прекрасного Иосифа, служившего у них в доме, она оклеветала его перед мужем, и тот заключил его в тюрьму. Греческий юноша, лживым рассказом убедивший ввести в Трою деревянного коня | |
царь Немврод | Согласно библейской легенде, царствовавший в земле Сеннаар, который замыслил построить башню до небес, что привело к смешению прежде единого языка, и люди перестали понимать речь друг друга. Данте уделяет ему участь богоборцев-гигантов | |
Эфиальт | Исполин, вместе со своим братом Отом пытавшийся взять приступом небо | |
Антей | Сын Посейдона и Геи (Земли), обитавший (Лукан, «Фарсалия», IV, 583—660) в пещере, в Баградской долине, близ Замы. Он питался мясом пойманных им львов. Прикосновение к матери-Земле наделяло его новой силой, но Геракл (Алкид, ст. 132) одолел его, приподняв и сдавив насмерть. Вергилий говорит, что если бы в битве гигантов с богами участвовал Антей, то его братья-гиганты, сыны Земли, одержали бы победу над богами | |
Бриарей | Бриарей — гигант, сраженный молнией Зевса (Ч., XII, 28—30). Вергилий изображает его в «Энеиде» (X., 565—568) сторуким исполином; здесь же (ст. 103—105) он описывает его похожим на человекообразного Эфиальта | |
Тифей | Чудовище Тифей (или Тифон) пытался одолеть Зевса, но был сброшен в преисподнюю и накрыт горою Этною, откуда, лежа, связанный, он изрыгает пламя | |
Титий | Гигант Титий, оскорбивший Латону, пал от молнии Зевса или от стрел Аполлона и Артемиды — Дианы |
Упоминаются Гиганты, низвергнутые Зевсом в Тартар. (Отметим, что действия «предыдущего» бога для Данте так же реальны, как библейские события.)
Наконец, в девятом круге
Персонажи | Комментарий |
братья Алессандро и Наполеоне дельи Альберти, графы Мангона, сыновья Альберто | |
Сассоль Маскерони | Флорентиец, убил своего племянника, чтобы завладеть наследством. Убийцу прокатили в бочке, утыканной гвоздями, и обезглавили. Об этом говорили по всей Тоскане |
Камичон де'Пацци | Предательски убил своего родственника, объезжая с ним верхом их общие владения |
Карлино | Карлино-Карлино де'Пацци, родственник Камичоне. Когда в 1302 г. флорентийские Черные осадили замок Пьянтравинье, где еще держались изгнанные из Флоренции Белые, Карлино за деньги предал замок в руки Черных, причем многие Белые были убиты, в том числе два его родственника |
Бокка | Бокка дельи Абати. В бою при Монтаперти (см. прим. А., X, 32—51) Бокка, предатель-гвельф, отрубил руку знаменосцу флорентийской конницы, что привело к замешательству в рядах гвельфов и к их разгрому |
Дуэра | Буозо да Дуэра. В 1265 г. гибеллинская лига поручила ему преградить около Пармы дорогу французскому войску, которое шло в Рим к Карлу Анжуйскому, готовившемуся воевать с Манфредом (см. прим. Ч., III, 112—113). Но Дуэра, подкупленный «французскими денежками» (ст. 115) и сверх того присвоив себе деньги, полученные им от Манфреда, пропустил французов на юг |
Беккерия | Тезауро деи Беккерия, папский легат (посол) во Флоренции. После изгнания гибеллинов в 1258 г. флорентийские гвельфы обвинили его в намерении предать город в руки гибеллинов и обезглавили его |
Джанни Сольданьер | Знатный флорентиец, гибеллин. В 1266 г. он изменил своим единомышленникам и возглавил движение, приведшее к торжеству гвельфов |
Ганеллон | Рыцарь — предатель, по вине которого Роланд погиб со всем своим войском |
Тебальделло | Тебальделло деи Дзамбрази, фаэнтинец. В 1280 г. кто-то из болонских гибеллинов, нашедших убежище в гибеллинской Фаэнце, похитил у Тебальделло двух свиней. Чтобы отомстить своим обидчикам, Тебальделло передал слепок городских ключей болонским гвельфам, и те ночью проникли в город и устроили в нем погром |
граф Уголино, архиепископ Руджери | Уголино делла Герардеска, граф Доноратико, стоявший во главе Пизанской республики. В 1285 г. он разделил власть со своим внуком Нино Висконти (см. прим. Ч., VIII, 53), но вскоре между ними возник раздор. Этим воспользовались его враги, руководимые архиепископом Руджери дельи Убальдини, который, под личиной дружбы с Уголино и обещая ему содействие в борьбе с Нино, тайно вел интригу против обоих. В 1288 г. он принудил Нино покинуть Пизу, а против Уголино поднял народный мятеж, обвиняя его в государственной измене. Уголино вместе с двумя сыновьями и двумя внуками был заточен в башню, где их затем уморили голодом (в мае 1289 г.). Руджери был провозглашен правителем республики, но вскоре смещен. Он умер в 1295 г. |
инок Альбериго | Альбериго деи Манфреди, член ордена братьев-гаудентов (см. прим. А., XXIII, 103), один из гвельфских главарей Фаэнцы. Однажды его родственник Манфредо дал ему пощечину. Альбериго в знак примирения пригласил его к себе на пир. В конце пира он воскликнул: «Подайте фрукты!» — и по этому знаку его сын и брат вместе с наемными убийцами набросились на Манфредо и его малолетнего сына и закололи их. Это случилось в 1285 г. «Фрукты брата Альбериго» вошли в поговорку |
Бранка д'Орья | Генуэзский рыцарь, в 1275 г. предательски убивший своего тестя Микеле Цанке |
Дит | Дит — Люцифер, по грудь возвышающийся изо льда (ст. 29) в самом центре Джудекки. Сочетая данные библейского мифа о восстании ангелов с построениями собственной фантазии, Данте по-своему рисует судьбу и облик Люцифера: некогда прекраснейший из ангелов (ст. 18, 35), он возглавил их мятеж против Бога и вместе с ними был свергнут с небес в недра Земли, в средоточие вселенной. Превратясь в чудовищного Дьявола, он стал властелином Ада. Так в мире возникло зло (ст. 36) |
Иуда Искариот | |
убийцы Юлия Цезаря — Брут и Кассий. | Марк Юний Брут и Гай Кассий Лонгин — поборники республики, убившие (в 44 г. до н. э.) Юлия Цезаря, основоположника Римской империи (из примечаний Лозинского). Кстати, здешний Брут — потомок того Брута, которого мы встретили в круге первом (наш комментарий) |
Наш комментарий:
Так размещает Данте обитателей ада, среди которых, заметим, нет таких классических злодеев и врагов христианства как Пилат, Веспасиан, Нерон. Нет их также ни в чистилище, ни в раю.
Ничего не известно о месте загробного пребывания Евы, Ноя, их детей, Лота, библейского царя Саула. Из поля зрения Данте выпали также Гесиод, Эсхил, Софокл, Аристотель.
В го же время остается за рамками изображения и судьба христианских служителей и первосвященников. Если в 4-м круге ада помещены клирики-стяжатели, а в шестом, где пребывают эпикурейцы, только папа Анастасий (496—498), выступавший против раскола западной и восточной церкви, то другие Папы Римские, думаем мы, находятся в раю? Но в дантовском раю мы видим только одного папу — Петра Испанского (Иоанн XXI, 1276—1277), ему на четвертом небе составляют компанию Дионисий Ареопагит (I в.) — первый Афинский епископ, константинопольский патриарх Иоанн Златоуст, архиепископ Кентерберийский Ансельм, архиепископ майнцский Рабан Мавр (IX в.), основатели монашеских орденов.
Не кажется ли вам, уважаемые читатели, странным, мягко говоря, такой подбор райских обитателей? Нет сомнения, что за этими диспозициями существует невнятный для нас смысл (комедийный?)
Геометрия дантовского божественного космоса, видимо, значительно сложнее, чем мы представляем.
Как пример этой сложности приведем имена некоторых персон. Мария, Иоанн Креститель, Моисей находятся на первом небе (на Луне) — но в то же самое время мы видим их и у подножия Трона!
А если вдобавок «Ад» имеет отношение к XVI—XVII вв., ко времени Бруно—Вергилия и Данте—Блаунта, то не стоит ли по-иному взглянуть на перечисленных грешников? Например, на сэра Брунетто Латини, учителя Данте, отбывающего наказание в 7-м круге?
Есть и другие «дубликаты». На 4-м небе обитает блаженный Августин — но его же мы видим и у подножия Трона! Еще выше, на 7-м небе, находится св. Бенедикт — но и он оказывается при этом у подножия Трона!
Есть и другие странности в Дантовой «Комедии». При внимательном прочтении читатель их найдет сам. Мы же хотим в завершение нашего комментария обратить внимание на один весьма многозначительный, на наш взгляд, факт. Среди многочисленных — крупных и мелких — героев «Комедии» нет ни одного персонажа по имени Джорджио или Джордано (или любого другого — от Георгия). Нет в ней и самого св. Георгия — символа Англии!
Вряд ли это является случайным!
Предыдущая страница | К оглавлению |