Разделы
Таблица 1. Датировка произведений
Произведение | Комментатор | Дата написания | Дата постановки | Дата публикации |
Пьесы Шекспира | ||||
Генрих VI | Аникст | 1590 (1), 1591 (2), 1592 (3)1 | 1590 (1)1—1592 | 1594 (1), 1595 (2), 1600 и 1619 (1,2)i — все (п)ii. Подлинный текст — 1623iii |
Берджес | 03.03.1592 (1)1, 1593 — возможно вся трилогия | |||
Шенбаум | к 1592 | 1594 (1,2)1, 1595 (3) — (п)2, 1598 (3), 1599 (3), вся — 16233 | ||
Пуришев | 1590 (1), 1591 (2,3)1 | |||
Тит Андроник | Аникст | ∼1594 | 1594 | 1594, 1600, 1611, 16233 |
Брандес | 16233 | |||
Шенбаум | 1584—1589iv | 25.01.1594 | 1594 | |
Бесплодные усилия любви | Аникст | 1594 | 1597(п)2, 1598 | |
Берджес | конец 1593 | |||
Брандес | 1589 — первоначальный текст, к 1597 — исправленный | Рождество 1597 | ||
Шенбаум | ∼1595 | 1598 | ||
Пуришев | 1594 | |||
Неизв. автор | ∼1595 | Рождество 1597, 1604 | 1598 | |
Смирнов | 1-я ред. 1590—1591, 2-я ред. 1594—95 | 1597/1598, 1604 | 1598 | |
Комедия ошибок | Аникст | 1592 | 16233 | |
Берджес | 1582—1587 | ∼1594 | ||
Брандес | 1589—1591 | 16233 | ||
Шенбаум | 24.12.1594 | |||
Пуришев | 1592 | |||
Смирнов | 1591 | <1594 | 16233 | |
Два веронца | Аникст | 1591—1595 | 1594/1595 | 16233 |
Шенбаум | до 1598 | |||
Сон в летнюю ночь | Аникст | 1594—1595 | 1600, 1619 | |
Берджес | 1595 | |||
Брандес | 1590 | ≥1600 | ||
Шенбаум | до 1598 | 1600 | ||
Пуришев | 1595 | |||
Неизв. автор | 1595—1596 | 1600, 1619 | ||
Лозинский | <1598 | 1600 | ||
Ромео и Джульетта | Аникст | 1594/1595 | 1597(п)2, 1599; 1605—1614 — 2 издания | |
Брандес | 1591, до 1599 — переделка | 1597v, 1599 | ||
Шенбаум | 1597(п)2, 1599 | |||
Пуришев | 1595 | |||
Смирнов | 1595 | в 1597, 1599, 1609 годах и еще один раз, неизвестно в каком году, 16233 | ||
Ричард II | Аникст | 1595 | 1595, 07.02.1601 — для Эссекса | 1597, 1598 (2 изд.), 1608, 1615, 16233 |
Берджес | 1595—1596 | 1595—1596 | 1597 | |
Брандес | 1593—1594 | 29.08.1597 | ||
Шенбаум | 1597(п)2, 1598 | |||
Пуришев | 1595 | |||
Ричард III | Аникст | 1593 | 1597, 1598, 1605, 1606, 1612, 1622 | |
Брандес | 1594—1595 | 20.10.1597 | ||
Шенбаум | Возможно, до 1593 | 1597(п)2, 1598 | ||
Пуришев | 1592 | |||
Смирнов | 1592—1593 | 1597 и еще 5 раз до 1623, 16233, 1629, 1634 | ||
Урнов | 1592—1593 | 1597, 1598, 1602, 1605, 1612, 1622, 1623 | ||
Король Иоанн | Аникст | 1594—1597 | 1595 | 16233 |
Берджес | 1596 | |||
Брандес | 1596—1597 | |||
Шенбаум | До 1598 | 16233 | ||
Пуришев | 1596 | |||
Укрощение строптивой | Аникст | 1593 | 11 июня 1594 | 16233, 1631 |
Берджес | 1594 | |||
Брандес | Ок. 1596 | |||
Шенбаум | 16233 | |||
Пуришев | 1593 | |||
Смирнов | 1598 или 1592—1593 | 16233 | ||
Венецианский купец | Аникст | 1595 | 1600, 1619 | |
Брандес | 1596—1597 | |||
Шенбаум | До 1598 | |||
Пуришев | 1596 | |||
Смирнов | 1596 | 1600, 1619 | ||
Генрих IV | Аникст | 1596—1598 | 1597 (1), 1598 (2)vii | 1598, 1599, 1604, 1608, 1613, 1622 — все (1), 1600 (2), 16233 — (1,2)7 |
Берджес | 1597—1598 | |||
Брандес | 1597 (1), 1598 (2)7 | 1598 (1)7 | ||
Шенбаум | 1598 | |||
Пуришев | 1597 (1), 1598 (2)7 | |||
Урнов | 1596—1598 | 16233 | ||
Генрих V | Аникст | 1599 | 1598/1599 | 1600(п)2, 1602, 1619 |
Берджес | 1599 | 1599 | ||
Брандес | 1599 | 1599 | ||
Шенбаум | 1598—1601 | |||
Пуришев | 1598 | |||
Виндзорские проказницы | Аникст | 1598 | 1602(п)2, 1619 | |
Берджес | 1597—1598 | |||
Брандес | 1599 | 1602 | ||
Шенбаум | 1597 | 1602 | ||
Пуришев | 1598 | |||
Смирнов | 1597 | 27.04.1597 | 1602, 1609viii — оба (п)2, 16233 | |
Неизвестный автор | 1600—1601 | 1602, 1619 — оба (п)2, 16233 | ||
Много шума из ничего | Аникст | 1597 | 1598/1599 | 1600 |
Берджес | 1597—1598 | |||
Брандес | 1599—1600 | 1599—1600 | 1600 | |
Шенбаум | 1598—1601 | |||
Смирнов | 1598/99 | 1600 | ||
Как вам угодно | Аникст | 1599/1600 | 16233 | |
Берджес | 1599 | |||
Брандес | 1600 | 1600 | ||
Шенбаум | 1598—1601 | |||
Пуришев | 1600 | |||
Смирнов | 1599 | 16233 | ||
Неизвестный автор | 1599—1600 | 1603ix | 16233 | |
Двенадцатая ночь | Аникст | 1600 | 1600 | 16233 |
Брандес | 1601 | 1601 | ||
Шенбаум | 1598—1601 | 16233 | ||
Пуришев | 1600 | |||
Неизвестный автор | 1600 | 2.02.1602, 1618 | 16233 | |
Юлий Цезарь | Аникст | 1599 | 1599/1600 | 1603(п)2, 1604(п)2, 16233 |
Брандес | 1601 | 1601 | ||
Шенбаум | 1598—1599 | 21.09.1599 | 16233 | |
Пуришев | 1599 | |||
Гамлет | Аникст | 1600—1601 | 1600/1601 | 1603(п)2, 1604, 1611, 16233 |
Берджес | 1601 | 1603 — «плохое кварто», 1604 | ||
Брандес | 1601 | 1603(п)2 | ||
Шенбаум | 1598—1601 | |||
Пуришев | 1601 | |||
Конец — делу венецx | Аникст | 1592—1595, 1602—1603 — переделка | 1603 | 16233 |
Брандес | 1602—1603 | |||
Пуришев | 1603 | |||
Неизвестный автор | до 1598 — 1-я ред., 1602—1603 — 2-я ред. | 16233 | ||
Мера за меру | Аникст | 1604 | 16233 | |
Брандес | 1603 | |||
Шенбаум | 1602 | |||
Пуришев | 1604 | |||
Смирнов | 1604 | 26 декабря 1604 | 16233 | |
Макбет | Аникст | 1606 | 1606 | 16233 |
Брандес | 1604—1605 | 1610 | После смерти | |
Шенбаум | 20 апреля 1611 г. | 16233 | ||
Пуришев | 1606 | |||
Комарова | 1606 | 16233 | ||
Отелло | Аникст | 1604 | ||
Берджес | 1604 | |||
Брандес | 1605 | 1.11.1606 | 1622, 1623 | |
Пуришев | 1604 | |||
Смирнов | 1604 | 6.10.1604 | ||
Король Лир | Аникст | 1605—1606 | 1605 | 1607, 1608, 1619, 16233 |
Брандес | 1605—1606 | 29.12.1606 | 1607, 1608 — 2 издания | |
Шенбаум | 1605, 26.12.1606 | |||
Пуришев | 1605 | |||
Антоний и Клеопатра | Аникст | 1607 | 1607 | 16233 |
Брандес | 1607 | 1608 | 1608 | |
Пуришев | 1607 | |||
Смирнов | 1607 | 16233 | ||
Троил и Крессида | Аникст | 1602 | Не игралась | 1609 и еще 1 издание до 1614 |
Берджес | 1600 | |||
Брандес | 1603 | 1609, 16233 | ||
Шенбаум | ∼1603 | 1609 (2 издания) | ||
Смирнов | 1602 | 1609, 16233 | ||
Кориолан | Аникст | 1607 | 1608 | 16233 |
Брандес | 1608 | 16233 | ||
Пуришев | 1607 | |||
Гарнет | 1614xi | |||
Тимон Афинский | Аникст | 1605 или 1608 | 16233 | |
Брандес | 16233 | |||
Пуришев | 1608 | |||
Перикл | Аникст | 1608—1609 | ∼1608 | 1609 (2 изд.), 1611, 1619, 1630, 1635, 1664xii |
Берджес | 1623xiii | |||
Брандес | 1608 | 1608 | 1609 | |
Смирнов | 1609 | |||
Генрих VIIIxiv | Аникст | 1613 | 29.06.1613 | 16233 |
Брандес | 1613? | 1613xv | ||
Шенбаум | 29.06.1613 | |||
Пуришев | 1613 | |||
Цимбелин | Аникст | 1610 | 16233 | |
Брандес | 1610 | 1611 | 16233 | |
Шенбаум | 1611 | |||
Пуришев | 1610 | |||
Смирнов | 1609—1610 | 16233 | ||
Зимняя сказка | Аникст | 1610/11 | 1611 | 16233 |
Брандес | 1611 | 1611 | 16233 | |
Шенбаум | 15.05.1611 | |||
Пуришев | 1611 | |||
Буря | Аникст | 1612 | 1612 | 16233 |
Брандес | 1612—1613 | 1613 | 16233 | |
Шенбаум | 1611 | 16233 | ||
Пуришев | 1612 | |||
Смирнов | 1611 | 1.11.1611 | 16233 | |
Пьесы, приписываемые Шекспиру | ||||
Эдуард III | Брандес | 1596 | ||
Смирнов | ∼1594 | |||
Бойль | <1596 | 1596, 1599 | ||
Сэр Томас Мор (5 или 6 драматургов: Антони Манди, Генри Четл, Томас Хейвуд, Томас Деккер, Шекспир, ...) | Аникст | На сцене не шла | 1844 | |
Шенбаум | 1593 или 1600—1601 | В XX веке | ||
Смирнов | ∼1600 | |||
Два благородных родственника (Шекспир и Флетчер) | Аникст | 1613 | ||
Брандес | 1634 | 1647xvi | ||
Шенбаум | 1613 | |||
Смирнов | ∼1612 | |||
Бойль | 1634, 1679, 1711, 1778, 1812, 1839, 1876 (2 изд.) | |||
Кардениоxvii (Шекспир и Флетчер) | Аникст | 1613 | ||
Поэмы | ||||
Венера и Адонис | Аникст | 1592 | 1593 | |
Берджес | 1582—1587 | 1593 | ||
Брандес | 1590—1591 | 1593 | ||
Шенбаум | 1593 | 1593, до 1640 — 16 изд. | ||
Пуришев | 1593 | |||
Смирнов | 1593 | |||
Лукреция | Аникст | кон. 1593 — нач. 1594 | 1594, в период 1605—1614 — 1 издание | |
Берджес | 1594 | |||
Брандес | 1594 | |||
Шенбаум | 1594, до 1640 — >8 изд. | |||
Пуришев | 1594 | |||
Смирнов | 1591 | |||
Страстный пилигримxviii | Аникст | 1599, 2-е изд. без даты, 1612 | ||
Шенбаум | 1599, 1612 | |||
Жалобы влюбленнойxix | Аникст | 1609 | ||
Песни для музыкиxx | Аникст | |||
Феникс и Голубкаxxi | Неизвестный автор | 1601xxii | ||
Сонеты (154 сонета) | Аникст | 1592—1598 (с 1589 — Хотсон) | 1609 | |
Берджес | 1593—1600 | 1609 | ||
Брандес | 1598—1601 | 1609 | ||
Шенбаум | 1598 | 1609 | ||
Пуришев | 1609 | |||
Смирнов | 1609 |
i (1) — первая пьеса трилогии — то, что теперь называется часть 2, (2) — вторая пьеса — ныне часть третья, (1,2) — первая и вторая вместе. Третья пьеса — то, что теперь называется часть 1 — была написана и поставлена вслед за (1) и (2).
ii (п) — пиратское издание.
iii Фолио 1623 года.
iv Шенбаум делает этот вывод на основании фразы из интродукции к «Варфоломеевской ярмарке» Бена Джонсона.
v Брандес не считает издание 1597 года пиратским, а характеризует его как первую версию пьесы.
vi В 1594 году была опубликована пьеса «Укрощение строптивицы», которая, по мнению Шенбаума, могла быть первым вариантом «Укрощения строптивой».
vii (1) — первая пьеса дилогии, (2) — вторая часть.
viii По видимому, опечатка: скорей всего, надо читать 1619.
ix Упоминается в спорном документе.
х Возможно, первый вариант пьесы «Конец — делу венец» — «Вознагражденные усилия любви». Такая пьеса существовала и даже была напечатана. Это издание, однако, не сохранилось. Однако некоторые исследователи (Роберт Ф. Фейснер) склонны отождествлять «Вознагражденные усилия любви» с «Много шума из ничего». Есть даже утверждения, что это — «Троил и ».
xi Ричард Гарнет считал «Кориолан» самой последней пьесой Шекспира как отклик на роспуск парламента по повелению Иакова в июне месяце 1614 г. (Данные из книги Брандеса.)
xii Третье фолио (второй выпуск).
xiii В книге Берджеса есть противоречие: на стр. 358 написано: «..."Перикл, царь Тирский", одна из самых плохих пьес, когда-либо написанных им. Она появилась в 1623 году в Фолио...», а на стр. 380 говорится о Фолио 1623 года: «В него входят все пьесы, в которых Шекспир был единственным или главным автором, но в нем пропущен "Перикл", и в содержание не включена пьеса "Троил и Крессида"».
xiv По мнению некоторых исследователей, в том числе Брандеса, в соавторстве с Флетчером.
xv По словам Брандеса, упоминания о постановке пьесы есть в письмах о пожаре в театре «Глобус».
xvi В втором издании произведений Бомонта и Флетчера.
xvii На сюжет «Дон Кихота».
xviii Сборник, в котором Шекспиру принадлежит 4 стихотворения, среди них сонеты 138 и 144, еще два — его же сонет и песня из «Бесплодных усилий любви».
xix «Э.-К. Чемберс считает авторство Шекспира сомнительным и допускает вероятность предположения Дж. Робертсона о принадлежности поэмы Дж. Чепмену» (А. Аникст).
xx 6 стихотворений, из которых только одно принадлежит Шекспиру. Это Песня Дюмена из «Бесплодных усилий любви» (IV, 3).
xxi Точнее, «Феникс и Голубь», где Феникс — это она, а Голубь — он. Подробнее см. [6].
xxii В сборнике «Жертва любви, или Жалоба Розалинды» Роберта Честера.
Предыдущая страница | К оглавлению |