Счетчики






Яндекс.Метрика

Какие строки сочинил Гамлет?

Возникает вопрос, в котором заключена одна из самых трудных загадок «Гамлета».

Какие строки дописал Гамлет? Где тот «монолог в каких-нибудь двенадцать или шестнадцать строк» (a speech of some dozen or sixteen lines), о котором он говорит Первому актеру? Оговорка «если потребуется» придает его словам неопределенность, а небрежное упоминание о количестве строк (dozen or sixteen) — «двенадцать или шестнадцать»1 — и вовсе кажется необязательным и случайным.

Не одно поколение шекспироведов ломало голову, пытаясь найти эти строки, что, по мнению литературоведа Фернеса (Furness), само по себе свидетельствует о высочайшем мастерстве Шекспира2.

Высказывались предположения, что дописанные Гамлетом строки включены в текст роли Актера-короля в спектакле «Убийство Гонзаго», поскольку ни в каком другом месте «пьесы в пьесе» нет отрывка, который по своей длине был бы сопоставим с монологом в «двенадцать или шестнадцать строк». Кроме того, этот текст Актера-короля «философичен», что позволяло бы приписать его авторство Гамлету.

Однако эта версия разумно отвергается в авторитетном арденском комментарии к «Гамлету»3 — на том основании, что текст, исполняемый Актером-королем, не имеет ничего общего с замыслом Гамлета напомнить Клавдию о его преступлении.

То же самое можно сказать и о тексте, который исполняет Актер-королева:

«Пусть столько ж лун и солнц сочтем мы вновь
Скорей, чем в солнце кончится любовь!
Но только, ах, ты с некоторых пор
Так озабочен, утомлен и хвор,
Что я полна волненья. Но оно
Тебя ничуть печалить не должно;
Ведь в женщине любовь и страх равны:
Их вовсе нет или они сильны.
Мою любовь ты знаешь с юных дней;
Так вот и страх мой соразмерен с ней.
Растет любовь, растет и страх в крови;
Где много страха, много и любви».

(III, 2)

Хотя в приведенном отрывке ровно двенадцать строк и роль королевы, как и все другие женские роли в шекспировском театре, исполнял мужчина, в этом тексте ничто не могло бы напомнить Клавдию об убийстве отца Гамлета.

По мнению комментатора Шекспира Гарольда Дженкинса, бесчисленные попытки шекспироведов обнаружить дописанный Гамлетом монолог в «Убийстве Гонзаго» настолько же абсурдны, как и спор о том, откуда актеры вообще знают эту пьесу. «Нам остается предположить, что в репертуаре актеров уже была пьеса, в которой содержался эпизод, похожий на историю смерти отца Гамлета, и что Гамлет просто "отредактировал" ее с помощью добавления монолога для усиления эффекта. Однако из этого вовсе не следует, что вставленный Гамлетом монолог обязательно присутствует в известном нам тексте пьесы "Убийство Гонзаго"», — заключает комментатор4.

И все же предпримем еще одну попытку найти «загадочные» строки Гамлета.

Обратимся к той сцене, где Гамлет репетирует с Первым актером некий монолог из предстоящего спектакля5.

Гамлет

Произносите монолог, прошу вас, как я вам его прочел, легким языком; а если вы станете его горланить, как это у вас делают многие актеры, то мне было бы одинаково приятно, если бы мои строки читал бирюч.

(III, 2)

Гамлет говорит «мои строки» (my lines), а значит, речь идет о дописанном им монологе. Таким образом, Гамлет сам отвечает на наш вопрос: добавление, которое он сочинил к старой пьесе, представляет собой именно «монолог» (the speech).

Неизвестным пока остается сам текст дописанного Гамлетом монолога. Шекспир показывает нам лишь ту часть репетиции, когда Гамлет уже закончил авторское чтение своего «добавления» к пьесе, а появление Полония в сопровождении Розенкранца и Гильденстерна прерывает режиссерские наставления Гамлета, и актер не успевает выполнить их и произнести монолог.

Примечания

1. «Двенадцать или шестнадцать» — перевод М. Лозинского. У Б. Пастернака — «дюжина или шестнадцать».

2. Дискуссия о дописанном Гамлетом монологе началась с публикации сборника трудов Нового Шекспировского общества за 1874 г.

3. См.: The Arden Shakespeare. Hamlet / Ed. by Harold Jenkins. London, 1982 (reprinted 2000). P. 507.

4. См.: The Arden Shakespeare. Hamlet / Ed. by Harold Jenkins. London, 1982 (reprinted 2000). P. 481—482.

5. Здесь, кстати, обнаруживается еще одно сходство между Гамлетом и Шекспиром. Шекспир был не только драматургом и актером, но и «режиссером»: известно, что он сам репетировал с актерами свои пьесы.