Разделы
Отступление второе
О прерывании действия
Развитие действия через ритмически организованную систему отступлений играет важнейшую роль в драматургии Шекспира. Сцена неожиданно прерывается посторонним ходом, внешне не связанным с действием.
Разговор Гамлета и Гертруды прерывается дважды. Сначала Полонием, потом Призраком. В обоих случаях, когда Гамлет слишком агрессивен по отношению к матери и кажется, что она в опасности.
Прерывается и сцена поединка между Гамлетом и Лаэртом.
Сначала королем («Разнять! Они забылись»), когда противники меняются рапирами и Лаэрту грозит опасность погибнуть от отравленного оружия, предназначенного для Гамлета. Потом — Гертрудой. Она умирает, выпив отравленное вино, предназначенное опять-таки для Гамлета, и предупреждает сына об опасности: «О Гамлет мой, питье! Я отравилась».
Сцене поединка предшествует сцена схватки между Гамлетом и Лаэртом у могилы Офелии (V, 1). Эта сцена тоже прерывается дважды. Сначала королем, снова той же репликой: «Разнять их!», а потом и королевой: «Гамлет, Гамлет!»
Дважды прерывается и «Мышеловка». Сначала королем («Король встает»), потом Полонием («Прекратите игру!») — в момент, опасный для Клавдия.
Действие всегда прерывается дважды двумя персонажами в случае опасности — Шекспир делает отступление, после которого оно продолжается дальше.
Отступления образуют второй, скрытый, план развития сюжета. Можно сказать, что в каком-то смысле вся трагедия — это, по существу, одно огромное отступление, отделяющее намерение Гамлета отомстить за убийство отца от исполнения этого намерения. Все «проклятые» вопросы, поставленные перед главным героем, отделены от его ответов отступлениями.
К оглавлению | Следующая страница |