Счетчики






Яндекс.Метрика

Притча в числах

Вместо двенадцати строк монолога, дописанного Гамлетом, Луциан успевает прочитать только шесть.

Вместо двенадцати схваток, задуманных Клавдием, поединок прерывается на третьей.

Но, так же и прерванная «Дуэль» имеет продолжение, когда Гамлет наносит четвертый результативный удар, закалывая Клавдия.

Тем самым Гамлет до конца доигрывает сцену убийства короля: начав в «Мышеловке», он продолжает ее в покоях Гертруды (где закалывает «фальшивого короля» Полония) и завершает в финале трагедии, убивая Клавдия.

Все эти события, образно говоря, происходят между «двенадцатью» и «четырьмя»: король говорил о двенадцати схватках, а Гамлет наносит четвертый — «результативный» — укол.

12 + 4 = 16

Возникает перекличка не только между «двенадцатью схватками», задуманными Клавдием в ответ на «двенадцать строк» Гамлета, но и между числом «шестнадцать», связанным, как мы теперь видим, с дуэлью, и «шестнадцатью строками» монолога.

Эта символическая игра с числами задана уже в первых сценах трагедии.

Призрак появляется около «двенадцати» часов.

Три раза его видят дозорные, но только на четвертый раз — при встрече с Гамлетом — он призывает его «отмстить» (revenge) — в буквальном смысле — «взять реванш» — «нанести ответный удар».

Это событие происходит после «двенадцати» часов и во время «четвертого» появления Призрака.

12 + 4 = 16

А что рассказывает Озрик про заклады перед дуэлью?

Мой принц, король поставил против него1 в заклад шесть берберийских коней, взамен чего тот выставил, насколько я знаю, шесть французских рапир и кинжалов с их принадлежностями...

(V, 2)

6 + 6 = 12

Число предметов, выставленных в качестве заклада, — 12 — соответствует числу планируемых схваток.

Луциан успевает прочитать 6 строк сочиненного Гамлетом монолога. Король выставляет в заклад 6 лошадей.

Интересно, кстати, что Лаэрт выставляет в заклад не только шесть рапир и кинжалов, но и их принадлежности:

Озрик

...как то: пояс, портупеи и прочее; три из этих сбруй, честное слово, весьма тонкого вкуса...

Гамлет

Что вы называете сбруями?

Горацио

(тихо Гамлету)

Я так и знал, что вам еще придется заглянуть в примечания.

Озрик

Сбруи, мой принц, — это портупеи.

Гамлет

Это слово было бы скорее сродни предмету, если бы мы на себе таскали пушку; а пока пусть это будут портупеи. Но дальше: шесть берберийских коней против шести французских шпаг, их принадлежностей и трех приятно измышленных сбруй; таков французский заклад против датского...

(V, 2)

По условиям пари Король дает Гамлету фору в 3 удара. Лаэрт дополнительно к 6 шпагам выставляет в заклад 3 сбруи — всего 9 предметов.

И, наконец, совершенная мистика чисел:

Слово «poison» — «яд», связанное не только с отравлением короля, но и с убийством Гамлета на дуэли, встречается в трагедии 9 раз.

Слово «revenge» — «месть» или «реванш» употреблено 16 раз, так же как и слово «speech» — «монолог».

«Монолог» в «дюжину или шестнадцать строк» — это метафорическая, театральная «месть» Гамлета.

16 раз встречается и слово «drink» — «питье», которое в пьесе образно связано со смертью от отравленного питья.

Клавдий гибнет на 16-м употреблении слова «drink», когда Гамлет заставляет его выпить отравленное вино.

Число 12 символически связано с Призраком.

Впервые он появляется вскоре после полуночи, когда Бернардо говорит: «Двенадцать бьет...»

Второе появление Призрака на сцене тоже происходит после полуночи:

Гамлет

Который час?

Горацио

Должно быть, скоро полночь.

Марцелл

Уже пробило.

(I, 1)

В оригинале: «Должно быть, скоро полночь» — «I think it lacks of twelve», т. е. «...не хватает до двенадцати».

Марк Роуз в своей книге2 о структуре пьес Шекспира заметил, что сегмент текста между первым появлением Призрака и его уходом состоит из 12 строк (от слов «Тсс. Замолчи; смотри, вот он опять!» и до реплики Марцелла: «Он оскорблен»).

А сегмент текста между словами Горацио во время второго появления Призрака «Когда владеешь звуком ты иль речью» и репликой «Он здесь» составляет 16 строк.

Призрак появляется после полуночи и исчезает при крике петуха на рассвете. То есть по астрономическому (а не театральному) времени, Призрак бродит по сцене между полуночью и рассветом — несколько часов.

Неоднократно предпринимались попытки вычислить, в каком именно месяце года является Призрак3. Одни критики полагали, что весной, другие — что позже. Самый ранний рассвет в году приходится на двадцатые числа июня, когда солнце встает около 4.30 утра.

Теперь напомним, что говорил Полоний королю о Гамлете:

Вы знаете, он иногда часами
Гуляет здесь по галерее...

(II, 2)

В оригинале:

You know, sometimes he walks four hours together.

«Four hours», т. е. «четыре часа», а не «часами», как в русском переводе. Большинство комментаторов, в том числе сэр Эдмунд Чемберс4, склонны полагать, что Шекспир имел в виду не «four hours», а «for hours», т. е. «часами», «несколько часов», однако числительное «четыре» присутствует во всех текстах «Гамлета», включая и прижизненные издания. Итак. Гамлет «гуляет по галерее четыре часа» подряд, как и Призрак, который «гуляет» по сцене с полуночи до рассвета — несколько часов. Сколько конкретно — зависит от времени года.

Как бы то ни было, Призрак приходит сразу после 12 ночи, при этом он появляется на площадке перед замком 4 раза подряд. Гамлет гуляет по галерее 4 часа. Сложение чисел 12 и 4 дает число «шестнадцать», почти мистическое в пьесе.

Символика чисел в «Гамлете» имеет структурное и смысловое значение, восходящее к христианской символике, весьма значимой для Шекспира.

Число 12 традиционно ассоциируется с апостолами, с темой Христа и предательством Иуды.

В Евангелии от Матфея 16 притч.

16 строк монолога Гамлета — театральная притча об убийстве.

Примечания

1. Речь идет о Лаэрте.

2. Rose Mark. Shakespearean Design. Harvard University Press, 1972.

3. Sohmer S. Certain speculations on Hamlet, the Calendar and Martin Luther. Early Modern Literary Studies, 1996.

4. The Warwick Shakespeare. The Tragedy of Hamlet, Prince of Denmark / Ed. by Sir Edmund K. Chambers. Blackie & Son Limited. P. 173.