Разделы
Лондон. Дебют актера и драматурга
Излюбленными развлечениями горожан и пришлых людей были петушиные бои, травля медведей собаками и, конечно, театральные представления, которые происходили постоянно. В городе одновременно работали несколько актерских трупп, и Шекспир занялся делом, которое в то время считалось недостойным. Первые лондонские театры (всенародное увлечение) возникли за чертой города неподалеку от таверн и публичных домов, арен петушиных боев и загонов для травли медведей («медвежьих садов»). В самом Лондоне (в пределах Сити) театров не было, в муниципалитете преобладали буржуа — строгие пуритане, запрещавшие спектакли в Сити, презиравшие всякого рода развлечения и считавшие театральные представления греховным делом, «гнусными сборищами», где люди «предаются безделью, расточительности, разврату, легкомыслию, пьянству...» (Филипп Стабз, памфлет «Анатомия злоупотреблений», 1583) (5).
Актерские труппы не имели своих театральных помещений, они снимали их для представлений. Труппы были небольшие, ядро составляли шесть-восемь актеров, которые были пайщиками и главными исполнителями ролей. Для второстепенных ролей нанимали временных актеров, женские роли исполняли Мальчики-подростки, актрис в английском театре в то время еще не было.
Городские корпорации не принимали актеров в свою среду, считая их занятие греховным и несерьезным; профессия актеров в XVI веке была сравнительно новой в отличие от жонглеров-акробатов и клоунов. Люди любого звания должны были входить в состав какого-нибудь сословия, иначе они оказывались в положении бродяг, которых власти преследовали и подвергали наказаниям. Актеры были вынуждены искать себе знатных покровителей, их записывали в число слуг какого-либо вельможи, и это служило актерам удостоверением, что они не бродяги.
Возможно, с 1588 года в одной из таких трупп «слуг лорда Стренджа», а позже «слуг графа Пембрука» работал Шекспир в помещении «Куртины» и «Театра» Джеймса Бербеджа (1530—1597), который раньше жил в Стратфорде и содержал постоялый двор рядом с домом Джона Шекспира. Но до того, как стать актером, Уильям присматривал за лошадьми, на которых приезжали в театр богатые зрители; потом помогал суфлеру, подавая сигналы актерам для выхода на сцену. Благодаря своему живому нраву, Уильям обратил на себя внимание Бербеджа, актеров театра и был принят в их круг. Иногда труппа выступала в домах вельмож и в лондонских юридических школах.
Во время гастролей они приезжали в Оксфорд и Кембридж, где играли перед взыскательной университетской публикой. В Лондоне университета не было, но высшие юридические школы (the Inns of Court), дававшие светское образование, были подлинными очагами знаний. Студенты этих школ любили театр и сами играли пьесы на латыни и английском языке.
На южном берегу Темзы недалеко от большого моста на участке земли, где находился цветник роз, в 1587 году был построен Филиппом Хенсло (1550—1616) новый театр «Роза», в котором позже в 1591—1594 годах ставили некоторые ранние пьесы Шекспира.
Вместе со всеми он видел накал политических страстей накануне вооруженного столкновения Англии и Испании. В 1587 году была казнена бывшая шотландская королева католичка Мария Стюарт, якобы причастная к заговору испанского короля и римского папы против английской королевы Елизаветы.
Было очевидно, что победа Испании вернет страну к старым религиозным и феодальным порядкам.
В 1588 году Испания направила свою «Непобедимую Армаду» — огромный, превосходно снаряженный флот против Англии, которая противопоставила «Армаде» свой флот, состоявший из небольших, но очень маневренных судов. Английские военные корабли разгромили громоздкие и неповоротливые испанские галеоны, поврежденные перед боем морской бурей. Англичане и не рассчитывали на такую полную и блестящую победу. Торжество было всеобщим, страна ликовала и переживала подъем патриотических чувств. Адмиралы английского флота Фрэнсис Дрейк и Чарльз Хоуард стали национальными героями.
Вся жизнь этой эпохи была проникнута политическими и социальными потрясениями. Она породила новый драматический театр и выдающихся авторов.
До середины 1580-х годов в театре играли трагедии и комедии, написанные по образцам античной древнеримской драмы. В них изображались подвиги завоевателей, злодейства, любовные и романтические истории. Весьма примитивные, наивные по содержанию пьесы были написаны монотонными рифмованными стихами без следов поэзии. Напыщенная риторика, плоские сентенции в жанре моралите разбавлялись клоунадой. Но примерно
Кристофер Марло, поэт и драматург
с 1587 года начался подъем драматического искусства благодаря новому поколению писателей — «университетских умов», получивших хорошее гуманитарное светское образование в университетах и лучших лондонских школах.
Ведущую роль в преобразовании жанра трагедии сыграл Кристофер Марло (1564—1593), который в 1587 году написал и поставил на сцене трагедию «Тамерлан Великий», имевшую большой успех. Вскоре он написал вторую часть трагедии, затем пьесы «Мальтийский еврей» (1588), «Трагическая история доктора Фауста» (1589), «Эдуард II», «Парижская резня» (1593). Марло — человек выдающегося поэтического дарования — ввел в драму подлинную поэзию и высокое искусство, избавился от стиха рифмованного, искусственного и монотонного. Его герои заговорили «белым стихом»; он изображал страсти людей необыкновенных, которым были присущи властолюбие, жажда господства над миром, гордыня, тщеславие, авантюризм и жестокость, предательство и безмерное коварство.
К этой же плеяде писателей принадлежал Томас Кид (1558—1594). Его вдохновил успех Марло, и в 1588 году на лондонских сценах появилась «Испанская трагедия» Кида, имевшая успех, как и «Тамерлан Великий», — трагедия кровавой мести, она 30 лет держалась на сцене. Среди лондонской публики было много любителей смотреть в театре кровавые ужасы и злодейства. В 1589 году Кид, вероятно, при участии графа Оксфорда написал еще одну трагедию мести — «Гамлет». Пьеса утеряна, но немецкий вариант этого же времени — «Трагедия о наказании принцем Датским Гамлетом братоубийства» — видимо, ее перевод (4).
Впоследствии «Гамлета» переработал Шекспир.
В жанре комедии прославился Джон Лили (1554—1606), написавший роман «Эвфуэс» (1580) и изящные пьесы в прозе, в которых преобладала любовная тематика. Лили писал свои пьесы для придворной аристократической публики, его герои изъяснялись возвышенным стилем. Но его галантные комедии «Галатея», «Мидас», «Метаморфозы любви» и другие пьесы оказали влияние на народный театр. «Университетскими умами» были также Роберт Грин (1558—1592) и Джордж Пиль (1556—1596), сочетавшие в пьесах трагедию, романтику и юмор. Грин написал трагедии «Альфонс, король Арагонский» (1588), «Неистовый Роланд» (1591), комедию о двух монахах (1589) и романы. Некоторые пьесы Пиля упомянуты на стр. 57. Все эти авторы были «эпатажными мальчиками 1580—1590-х годов, обреченными на раннюю смерть от пьянства или оспы... одухотворенные, неутомимые, хмельные, неразборчивые, необузданные и, в случае Марло, опасные» (2). К этому же кругу литераторов принадлежал Томас Лодж (1558—1625), активно защищавший театр от нападок пуритан-фанатиков, автор нескольких пьес и романов, в том числе пасторального романа «Розалинда» (1590), сюжет которого Шекспир использовал позже в пьесе «Как вам это понравится» (1599).
В 1590 году Шекспир начал писать для театра.
Первая его пьеса — хроника Генриха VI была поставлена в этом же году в театре «Куртина» и посвящена междоусобной войне в XV веке между династиями Ланкастеров и Йорков («Алой и Белой розы»).
Пьесу хорошо приняли, и в 1591 году последовало ее продолжение. Сохранился дневник театрального антрепренера и владельца театра «Роза» Филиппа Хенсло с записями о спектаклях «Генриха VI» в марте 1591 года. В 1592 году Шекспир написал историческую хронику о начале царствования короля Генриха VI, ставшей 1-й частью трилогии. Каждая из ее частей является самостоятельной пьесой, полной кровавых ужасов, злодеев и убийц, вероломных и беспринципных честолюбцев, ввергающих страну в бедствия в борьбе за власть. Первые шекспировские пьесы написаны в духе популярной в то время драматургии под влиянием трагедий Марло, Кида, Пиля и Грина (даже с заимствованием текстов Марло в хронике Генриха VI) и носят подражательный характер.
Томас Нэш (1567—1601), известный своими сатирическими произведениями, писал в 1592 году в защиту театра: «Есть много людей, пригодных только для войны. Этих людей надо чем-нибудь занять, когда они не при деле... Для этой цели полезно исполнение пьес... Большое количество офицеров и солдат... в Лондоне предаются всякого рода удовольствиям... кто играет в карты, кто гоняется за женщинами легкого поведения, кто пьет, а кто смотрит пьесы. Не лучше ли, чтобы они выбрали наименьшее зло, то есть пьесы?...» (5).
Сюжеты своих исторических драм и трагедий Шекспир черпал из «Хроник Англии, Шотландии и Ирландии» Рафаэля Холиншеда (изд. 1587) — его настольной книги (одно время Холиншед жил близ Стратфорда). Читая летописи Холиншеда, Шекспир учился понимать историю страны, развивал в себе качество, которое впоследствии Пушкин назвал «государственные мысли историка»1.
Филип Сидни, поэт, писатель, дипломат
В третьей части «Генриха VI» на сцене появился зловещий персонаж — уродливый горбун Ричард Глостер — будущий король Ричард III, один из самых жестоких и кровавых королей в истории Англии. Еще в 1513 году «Историю Ричарда III» написал Томас Мор. В 1591 году в театре играли анонимную «Правдивую трагедию о Ричарде III», затем Шекспир создал свою историческую хронику «Ричард III» — о возвышении и падении последнего короля из династии Йорков. Пьеса была поставлена в «Театре» в январе 1593 года, имела большой успех и надолго осталась в репертуаре труппы. После хроник Шекспир попробовал себя в жанре комедии. Он выбрал готовый сюжет, известный ему со школьных лет — римскую пьесу Плавта «Менехмы», в которой обыгрывается смешная путаница из-за сходства братьев-близнецов, и дополнил ее двумя слугами-близнецами («Комедия ошибок»). Тогда же начаты комедии «Укрощение строптивой» с интродукцией в окрестностях родного Стратфорда (близ Бертонской Пустоши, Уинкота и со знакомыми персонажами — актерами, слугами) и «Два веронца». Родным для Шекспира был также Уилмкот (около Бертонской Пустоши), в котором родилась его мать Мэри Арден и жила до своего замужества. Её дом сохранился.
Затем произошло то, что обычно бывает с молодыми авторами: он был незаслуженно обруган одним из «университетских умов» — Робертом Грином. Представитель литературной богемы Грин в молодости жил в достатке, но обеднел, после нескольких хороших пьес и романов лихорадочно писал что-нибудь, лишь бы продать рукопись. Грин бросил жену с ребенком, вел разгульную жизнь, скитался по постоялым дворам, тяжело заболел и взялся за перо, чтобы как-нибудь расплатиться за пристанище. Сочинение-памфлет озлобленного Грина «На грош мудрости...» было напечатано летом 1592 года (уже после его смерти) и описывает атмосферу театральной жизни тех лет. Гонорар за эту книгу пошел на уплату долга хозяину гостиницы и расходы на похороны автора.
Выпады Грина против старых друзей, в том числе Марло и актеров, вызвали возмущение в театральном кругу. Марло он обвинил в атеизме (что соответствовало действительности), а Шекспира сравнил с «вороной-выскочкой, разукрашенной нашими перьями. Это человек с сердцем тигра в обличье актера, и он думает, что так же способен греметь белыми стихами, как лучший из вас, тогда как он всего-навсего мастер на все руки, возомнивший себя единственным потрясателем сцены в стране» («деревенских сцен» — вариант перевода с насмешкой). Последняя строка Грина содержит в подлиннике каламбур «the onely Shake-scene in a countrey», обыгрывающий фамилию Шекспира «Shake-speare» (потрясающий копьем).
Первые опыты Шекспира в театре вызвали одобрение одних и зависть других. Еще раньше Грин и Нэш злобно нападали на «деревенского автора — выскочку... неуча и подражателя», пытающегося превзойти Грина и Марло своими «напыщенными виршами» (2).
Однако летом 1592 года произошло более серьезное событие — эпидемия чумы. Все театральные представления прекратились. Многие актеры уехали из города. Шекспир в составе новой труппы графа Пембрука покинул Лондон и до осени ездил со спектаклями по стране: Лестер, Ковентри, Уорик, Стратфорд. На Рождество актеров пригласили выступать перед королевой, а в январе 1593 года возобновились представления в «Театре». Но из-за вспышки чумы труппа снова покинула Лондон, отправилась в Уэльс, потом на юг — порт Рай и через полгода распалась. Шекспир должен был задуматься о своем дальнейшем пути.
Аристократическая публика кроме театра и музыки увлекалась поэзией, которая была в моде при дворе королевы Елизаветы и ее вельмож и которой интересовались в узком кругу образованных читателей.
Широко известен «английский Петрарка — Феникс поэзии и литературы» Филип Сидни (1554—1586) — поэт, писатель, дипломат и военачальник. Его роман «Аркадия» (изд. 1593) стал любимой книгой нескольких поколений, и Шекспир нашел здесь позже прототипы для Глостера и его сыновей в «Короле Лире». Филип Сидни погиб во Фландрии и был с королевскими почестями похоронен в соборе Св. Павла. Его сонеты «Астрофил и Стелла», опубликованные в 1591 году, стали образцом этого жанра. В это же время прославился талантливый поэт Эдмунд Спенсер (1552—1599), окончивший Кембриджский университет, где он уже сочинял стихи. Спенсер писал сонеты, басни, поэмы, пасторали, в 1590 году он напечатал первые три части эпической поэмы «Королева фей», прославляющей королеву Елизавету, которая сама писала стихи, любила поэзию, музыку, танцы и театр. При дворе высоко оценили поэму Спенсера. Еще при жизни Филипа Сидни его друг Спенсер и несколько любителей поэзии образовали кружок «Ареопаг».
Кристофер Марло и позже Шекспир также не остались в стороне от этого увлечения поэзией. Марло начал сочинять любовную лирику и поэму на мифологический сюжет «Геро и Леандр», которую завершил и издал в 1598 году знаток античной поэзии Джордж Чапмен (1559—1634).
Примечания
1. Пушкин-критик. М., 1950.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |