Рекомендуем

http://import-sigaret.net/ русская архитектура и американские сигареты.

Счетчики






Яндекс.Метрика

Возвращение в театр

Летом 1594 года эпидемия чумы закончилась, и актеры стали возвращаться из провинции в Лондон.

Первым возобновил работу Филипп Хенсло — владелец театра «Роза», сдававший его помещение в аренду актерским труппам. Хенсло ссужал деньгами актеров и драматургов, и они попадали к нему в кабалу. Сохранились его дневники, из которых можно многое узнать о работе театра в то время: репертуар, какие были сборы, сколько платили актерам, драматургам. В этом театре с весны 1591 года после конфликта и разрыва с Джеймсом Бербеджем играла объединенная труппа актеров — «слуг лорда-адмирала Хоуарда и лорда Стренджа» во главе с выдающимся трагиком Эдуардом Алленом (1566—1626), который в начале 1590-х годов стал наиболее популярным актером Лондона; он вырос на пьесах Марло, Кида и Пиля.

Женившись на падчерице Хенсло, Эдуард Аллен превратил театр «Роза» и свою труппу актеров в семейное предприятие Хенсло — Аллена, которым принадлежали также некоторые игорные и публичные дома в этом районе. На их вывесках изображалась роза, а на месте театра раньше был дом свиданий. Временно в театре играла новая труппа «слуг лорда-камергера Хенсдона» (тестя лорда Хоуарда), созданная из актеров, вернувшихся летом 1594 года из провинции, во главе с трагиком Ричардом Бербеджем; в нее и вступил Шекспир. Во время ремонта театра «Роза» обе труппы играли в городке Ньюингтон-Батс на южном берегу Темзы. 11 июня 1594 года они поставили комедию «Укрощение строптивой»; по записи Хенсло («The tamynge of A Shrowe») трудно сказать, была ли это ранняя пьеса или уже переработанная Шекспиром (вероятнее, последняя). Потом они играли популярную пьесу «Тит Андроник», раннюю анонимную пьесу «Король Леир» и, вероятно, первый шекспировский вариант «Гамлета» (в 1601 году заново переработанный им для нового театра «Глобус») (2). Хенсло иногда путал названия пьес — например, запись 1594 года: «Янв. 23... Тит и Ондроник 3 ф. 7 ш.». Он умел считать деньги, но главного героя превратил в два персонажа. В конце июня труппа Аллена вернулась в «Розу». У Хенсло хранился запас пьес Марло, Кида и Пиля, приобретенных им ранее. Другая труппа не могла их поставить, так как большая часть пьес не была напечатана, а единственный экземпляр находился у их владельца Хенсло, который лихорадочно скупал рукописи; иногда даже собирал артель из нескольких авторов, платя каждому за один-два акта новой пьесы. Часть рукописей Хенсло купил у нуждавшихся актеров во время эпидемии чумы (5).

«Слуги лорда-камергера» решили не продлевать контракт и не связываться больше с дельцом и ростовщиком Хенсло, державшим актеров в кабальной зависимости. Не исключено, что и Аллен не желал в театре такого соперника, как Бербедж. После летних гастролей труппы в Уилтшире (Уилтоне) и Беркшире лорд-камергер Генри Кэри Хенсдон, двоюродный брат королевы Елизаветы, договорился с лорд-мэром Лондона, чтобы его актерам разрешили временно выступать в Сити во дворе таверны «Cross Keys» («Скрещенные ключи»), где они играли до весны 1595 года, а летом гастролировали в Ипсвиче и Кембридже.

Эдуард Аллен, выдающийся английский актер

Труппа, в которую вступил Шекспир, представляла собой товарищество на паях. Основные актеры вносили пай, который использовался для всех необходимых расходов: аренды помещения, оплаты пьес, реквизита, наемных актеров. Доход от спектаклей актеры-пайщики делили между собой. Второстепенные роли исполняли наемные актеры; наиболее умелые из них могли перейти в число пайщиков.

С этой труппой связана вся дальнейшая работа Шекспира в театре: с его приходом театр приобрел своего постоянного драматурга, способного не только обновить старые пьесы, но и написать новые. Это было важно в период, когда ушли из жизни Грин, Марло, Кид, уже почти не писали для театра Пиль и Лили.

В конце мая 1593 года в трактирной драке в Дептфорде полицейским провокатором был убит Кристофер Марло, выдающийся драматург и преобразователь английского театра. Марло изучал в Кембридже латынь и греческий язык, богословие и другие науки. Ровесник Шекспира, он к 1587 году уже стал бакалавром и магистром искусств, автором прославленной трагедии «Тамерлан Великий», изданной в 1590 году анонимно (в то время автора часто не называли). Человек в высшей степени неординарный, Марло еще в Кембридже был вовлечен королевской разведкой в агентурную работу против католиков и даже проник в католическую семинарию в Нидерландах. Затем Марло отошел от агентурной работы и занялся драматургией, но тайная полиция не выпускала его из виду. Марло приобрел славу поэта, атеиста и богохульника, наблюдая за тем, как религию используют в политических целях. Роберт Грин в своем предсмертном памфлете «На грош мудрости...» не ошибался, обвиняя его в атеизме. Один из полицейских осведомителей составил подробный перечень высказываний Кристофера Марло: «Почти во всякой компании он совращает людей на атеизм, заявляет, что первоначальной целью религии было держать людей в страхе. Протестанты — лицемерные ослы, Моисей — фокусник, святой Павел — обманщик, мать Иисуса — шлюха, а Иоанн Креститель — его любовник».

Под наблюдение полиции попал и Томас Кид, автор «Испанской трагедии» и, вероятно, ранних версий «Гамлета» и «Короля Лира». В мае 1593 года Кида арестовали по обвинению в «мятежном бунтовстве против государства». Среди его рукописей нашли текст «Против Троицы» и черновики, содержавшие изложение атеистических, антиправительственных взглядов Марло, с которым Кид дружил и некоторое время жил в одной комнате. Под пыткой он сознался во всем, чего хотели следователи, и это стало приговором Кристоферу Марло. Полиции было удобно покончить с ним без суда и юридических проволочек — трактирные драки были тогда заурядным явлением.

Ричард Бербедж, первый исполнитель Ричарда III, Ромео, Гамлета, Отелло, короля Лира, Макбета и других героев в шекспировских пьесах

Конечно, Шекспир был знаком с Марло, хорошо знал его пьесы и стихи, играл в его трагедии «Мальтийский еврей» в труппе лорда Стренджа до 1591 года, а в своих первых хрониках и трагедиях подражал стилю поэзии Марло, который много лет оставался для него образцом мастера трагедии и поэзии.

По мнению американских исследователей У. Цейглера (1895), А. Уэбстера (1923) и К. Гофмана (1955), Кристофер Марло не был убит в трактирной драке 30 мая 1593 года, а скрылся и продолжал писать пьесы, которые Шекспир якобы передавал театру, сохраняя тайну авторства. По версии Д. и Б. Уинчкомб (1968), Марло был арестован 20 мая и предстал перед лордами — членами Тайного совета, которые приказали ему ежедневно являться в здание совета до получения нового секретного задания. Он не должен был покидать Лондон и, наверное, не мог 30 мая оказаться в Дептфорде; агенты секретной службы представили полиции труп какого-то мужчины вместо Марло, который в 1593 году и позже выполнял важную тайную миссию при шотландском королевском дворе (10).

Однако эта гипотеза сомнительна, убийство Марло было спланировано, организовано полицией по решению Тайного совета королевы, и документально зафиксированы смерть и погребение Марло в Дептфорде.

Сторонники авторства Марло всех шекспировских пьес все-таки верят, что его смерть инсценировала полиция и позже он был направлен под другим именем в Италию, где продолжал работать на королевскую разведку. По данным Роберты Бэллантайн, Кристофер Марло умер в Венеции 21 ноября 1621 года. Если даже поверить в это, то новая тайная жизнь Марло безусловно требовала прекращения его литературной деятельности на английском языке во избежание провала разведчика, поэтому утверждение о его авторстве шекспировских пьес отпадает. Кроме того, сравнительный лингвистический анализ показал существенные отличия языка, стиля Марло и Шекспира. Слишком демонической личностью был Марло, тяготевший к мрачному и величавому, чтобы написать яркие, жизнерадостные шекспировские комедии.

Лорд-камергер Генри Кэри Хенсдон, покровитель труппы Бербеджа с 1594 до 1596 года

После устранения Марло умирает Томас Кид; его не предали суду и, доведя до полусмерти, выпустили из тюрьмы. Так ушли из жизни два выдающихся драматурга, обновившие английский театр и подготовившие благодатную почву для других драматургов.

Шекспир писал пьесы для конкретных актеров своей труппы, с которыми он работал на протяжении многих лет. Он и сам играл на сцене более 15 лет, профессионально знал законы актерского искусства, театральную сцену и все ее эффектные приемы.

Шекспиру посчастливилось встретить актеров — мастеров своего дела, которые были преданы театру и отдавали ему все свои силы и таланты. Ричард Бербедж, Джон Хеминг и Генри Кондел оставались друзьями Шекспира до конца его жизни, а ядро труппы сохранялось более двадцати лет. В 1596 году труппу взял под свое покровительство Джордж Кэри Хенсдон после смерти отца — сэра Генри Кэри. С именем почтенного лорда-камергера Генри Кэри Хенсдона (1522—1596) связана версия литературоведа Николая Кастрикина (1930—2001), изложенная в книге «Top Secret»: якобы лорд является автором первой шекспировской хроники «Генрих VI», поэм «Венера и Адонис», «Лукреция» и «Сонетов». Служа на шотландской границе около 20 лет, лорд Хенсдон имел возможность написать 36 пьес. В июле 1596 года перед своей кончиной он якобы подготовил к изданию «Сонеты», чтобы прославить свою возлюбленную, «смуглую леди» Эмилию Бассано (дочь придворного музыканта Баптисты Бассано, привезенного из Венеции). Однако эта версия не выдерживает критики. Зачем богатейшему вельможе, кузену королевы Елизаветы, основателю первых профессиональных английских театров понадобился второразрядный актер Шекспир, чтобы напечатать поэмы под его именем (а не под своим), да еще подготовить для него полторы сотни сонетов? В некоторых пьесах Шекспира отражены более поздние события (после 1596 года), что отвергает авторство Генри Хенсдона. В конце года труппа вернулась из отдаленного театра «Лебедь» в старый «Театр» Джеймса Бербеджа — отца Ричарда Бербеджа, расположенный в Финсбери на севере Лондона, играла здесь до начала лета 1597 года, а потом ездила по стране: порты Рай и Дувр, Февершам, Мальборо, Бат, Бристоль.

После закрытия «Театра» (из-за конфликта с владельцем земли, на которой было построено здание) актеры временно играли неподалеку, в здании «Куртина», пока строился новый большой театр «Глобус». Старый «Театр» разобрали, используя некоторые его части в новом строительстве около театра «Роза».

Лорд-камергер Джордж Кэри Хенсдон, покровитель труппы Бербеджа с 1596 до 1603 года

В июне 1599 года труппа переехала в свое новое здание на южном берегу Темзы, недалеко от моста. 12 июня состоялось первое представление в новом театре — трагедия «Юлий Цезарь». Публике из Лондона было ближе добираться до «Глобуса», чем до старого «Театра». На флаге у входа был изображен Геркулес с земным шаром на плечах и латинским изречением «Весь мир лицедействует». Образом земного шара актеры заявляли, что в своем театре они показывают все самое интересное, что происходит в мире.

Представления в «Глобусе» проходили под открытым небом, и это было большим недостатком театра в зимний сезон. Лишь в 1608 году труппа арендовала закрытое второе помещение — здание бывшего доминиканского монастыря «Блэкфрайерс», и театральные представления могли состояться на разных сценах.

Театр «Роза» обветшал и был закрыт. В 1600 году новый театр «Фортуна» Хенсло—Аллена открылся в районе Финсбери (подальше от «Глобуса»).

Но вернемся к Эмилии (Амелии) Бассано (1569—1645), заинтересовавшей шекспироведов. Английский историк Александр Роуз, изучая дневники придворного астролога и врача Саймона Формана, предположил, что эта поэтесса и музыкантша являлась первой (еще до Мэри Фиттон) «смуглой леди» сонетов Шекспира1. Эту версию поддержал С. Маршак — выдающийся русский переводчик сонетов Шекспира. Отец Эмилии вышел из еврейской семьи потомственных музыкантов города Бассано (близ Венеции), был крещен после приезда в Лондон в 1538 году, ее мать Маргарет Джонсон — дочь придворного музыканта.

Эмилия Бассано-Ланьер, поэтесса и драматург

Эмилия получила хорошее образование, отличалась красотой и превосходно играла на клавесине. В своей автобиографической книге «Смуглая леди» она описала детство (после смерти отца) в доме воспитавшей ее графини Сьюзан Берти, дружбу с поэтом-бунтарем Кристофером Марло, сожительство со старым лордом Генри Хенсдоном, от которого она родила сына. Ранее, оставшись без средств после смерти матери, 18-летняя девушка обратилась к лорду Хенсдону с просьбой о помощи. Он помог Эмилии занять место придворного музыканта и сделал своей любовницей. В 1592 году лорд Хенсдон выдал ее замуж за королевского музыканта и сокольничего Альфонсо Лэньера, растратившего позже ее весьма скромное состояние (3). В 1593 году она путешествовала со своими кузенами-музыкантами по Италии, которую отразила в пьесах. Бассано написала несколько комедий и драм; «Иеронимо» поставили, когда Эмилии было 17 лет! Комедию «Укрощение одной строптивой», высмеянную Нэшем в предисловии к роману Грина «Менафон» (1589) и в их пьесе «Нож в спину», позже переработал Шекспир, используя и итальянский источник — Лудовико Ариосто «Подмененные» (1573) в переводе Джорджа Гаскойна, а также его «Supposes...» (1587).

В пьесе Петруччо из Вероны укрощает строптивую молодую жену приемами соколиной охоты — голодом и лишением сна (сведения от сокольничего Лэньера?). По мнению Роуза и других историков, Эмилия не могла не обратить на себя внимание Шекспира, и это отразилось в его первых любовных сонетах. Возможно, она написала некоторые сонеты или участвовала в их создании, а ее впечатления от Италии Шекспир использовал в пьесах «Два веронца», «Ромео и Джульетта», «Венецианский купец», «Отелло». В своей книге Эмилия пишет, как обратилась к Шекспиру, чтобы он предложил ее пьесы для театра, когда ее удалили от двора. Литераторов-женщин в то время не признавали. По-видимому, в 1594 году она оставила поэта. Исследователь Джон Хадсон утверждает, что Эмилия Бассано была автором шекспировских пьес. Но эта версия неубедительна, что видно на примере комедии, внесенной в реестр издателей 2 мая 1594 года, трижды изданной анонимно в 1594, 1596, 1607 годах и дошедшей до наших дней. Российский шекспировед А.А. Смирнов писал: «Все в анонимной пьесе "Укрощение одной строптивой" ("The Taming of a Shrew") — фабула с ее тремя темами, почти все персонажи соответствуют шекспировской комедии. Тем не менее, самый текст всюду различен, и на всю пьесу приходится всего шесть строк, в точности совпадающих. И это различие таково, что комедию Шекспира мы должны признать шедевром комедийного искусства, тогда как анонимная пьеса — ремесленное изделие» (4). Эмилии Бассано приписывают также комедии «Два веронца», «Много шума из ничего», но Шекспир написал их по-своему. Сомнительно ее участие в создании (по мнению Хадсона) трагедий «Отелло», «Троил и Крессида», «Кориолан»2. Ранняя версия комедии «Сон в летнюю ночь», вероятно, была ею написана к свадебному торжеству графа Эссекса и Франсис Сидни в 1590 году при участии Уильяма Стэнли, входившего в круг ее друзей Саутгемптона и Джорджа Кэри Хенсдона (1547—1603), который стал в 1597 году лордом-камергером, рыцарем ордена Подвязки. В этой пьесе, как и в «Укрощении одной строптивой», действие происходит в Афинах. Видимо, некоторые сонеты Шекспира (35, 36, 39) связаны с любовным увлечением Генри Саутгемптона и Эмилии, которая все же отвергла поэта (в ее глазах актер и драматург Шекспир, безусловно, проигрывал своему покровителю графу Саутгемптону).

В 1611 году под именем Эмилии Лэньер был опубликован поэтический сборник «Славься Господь Царь Иудейский». Много лет она посвятила просвещению — содержала школу для бедных и умерла в 75 лет, пережив любимого сына — придворного музыканта.

Примечания

1. Rowse A.L. William Shakespeare. A Biography. L., 1963.

2. Hudson J., Atwill J. The Dark Lady the Woman who wrote Shakespeare. The Queen's Quarterly. L., 2007.