Разделы
Гатри Тайрон, сэр (1900—1971)
Английский режиссер, внук ирландского актера Тайрона Пауэра. Дважды возглавлял Олд Вик, работал в Эдинбурге, США, Канаде. В 1932 году поставил «Бесплодные усилия любви» как якобистскую «маску», а спустя четыре года — в духе живописи Ватто, оказав тем самым влияние на будущий спектакль Питера Брука (по мнению Довера Уилсона, Гатри открыл зрителю эту непонятную ранее пьесу). Став в сезоне 1933/34 года руководителем Олд Вик, создал конструкцию, которая более-менее напоминала шекспировский театр; здесь играли не только пьесы Шекспира, но и «Вишневый сад».
Ставя комедии Шекспира, Гатри проявлял свою склонность к безудержной импровизации и эксцентрическому юмору. Его спектакль «Укрощение строптивой» (1934) был переполнен клоунадой и акробатическими трюками. Лоуренсу Оливье, игравшему сэра Тоби Белча в спектакле Гатри «Двенадцатая ночь» (1938), критики напомнили, что жизнь этого персонажа «состояла не из одних шутовских падений».
Сотрудничество Гатри и Оливье началось за год до этого, когда Гатри поставил при участии актера, только что пришедшего в театр, «Гамлета» и «Генриха V (обе пьесы были потом экранизированы Оливье). «Гамлет» имел большой успех; труппу Олд Вик даже пригласили в Данию, чтобы сыграть спектакль во дворе замка Кронборг (названного в трагедии Эльсинором) перед членами королевской семьи и дипломатического корпуса. Правда, начался проливной дождь, декорации промокли, а высокая публика уже находилась в пути. Спектакль решено было перенести в танцевальный зал местной гостиницы, на ходу меняя мизансцены и сценический язык Однако в итоге между актерами и зрителями, тесно окружившими маленькую сцену, возник уникальный духовный контакт.
К счастью, ни публика, ни критика так и не узнали, что, по глубокому убеждению Гатри, главного героя трагедии мучит эдипов комплекс. Когда в том же году Гатри решил поставить «Отелло», он и Оливье, игравший Яго, отправились к психологу доктору Джонсу. Джонс объяснил им, что ненависть Яго к Отелло — это на самом деле сублимированное гомосексуальное влечение. Яго допускал оговорку «по Фрейду», когда на слова Отелло «Теперь ты мой лейтенант», отвечал: «Я ваш навеки». Гатри решил скрыть это от исполнявшего главную роль Ральфа Ричардсона, опасаясь, что тот возмутится.
И опять-таки, никто ничего не понял. Было лишь некоторое удивление тем, что Яго так изящен.
В 1938 году Гатри поставил «Сон в летнюю ночь». Разделяя ту ностальгию по прошедшей эпохе, которая сменила ее отрицание, он создал настоящий спектакль викторианского театра — с музыкой Мендельсона, с крылатыми феями в балетных туниках, с Вивьен Ли, которая, по словам одного из критиков, была «прелестной юной викторианской мисс, играющей роль Титании». Этот же критик назвал свою рецензию на спектакль «Греза о королеве Виктории».
С 1953 по 1957 год Гатри руководил шекспировским фестивалем в Онтарио. Специально для него он поставил «Ричарда III», «Все хорошо, что хорошо кончается» (в обоих спектаклях участвовал Алек Гинесс) и перенесенное на Дикий Запад «Укрощение строптивой».
Стиль Гатри повлиял на постановки Шекспира во второй половине XX века.
«Бесплодные усилия любви» в постановке Тайрона Гатри, 1936
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |