Счетчики






Яндекс.Метрика

Сонет (ит. sonneto)

Сонет — стихотворение из 14 строк с особой системой построения и рифмовки — был, как считается, изобретен итальянским поэтом XIII века Джакомо да Лентини, который служил главным нотариусом при дворе германского императора Фридриха II (существует также версия, что сонетная форма была изобретена провансальскими трубадурами и из Прованса уже попала в Италию). Писал сонеты и Данте Алигьери (1265—1321); вершиной же в развитии итальянского сонета, безусловно, стали посвященные Лауре сонеты Франческо Петрарки (1304—1374), вошедшие в его книгу «Канцоньере».

Строгой форме классического итальянского сонета соответствовали не менее строгие требования к смысловой структуре. Сонет открывался октавой, построенной на двух рифмах и состоящей из двух четверостиший (катренов). Первый катрен сообщал читателю главную идею произведения; второй катрен развивал эту идею посредством дополнительных деталей, иллюстраций и обоснований. Таким образом, октава представляла собой не только структурное, но и смысловое единство: все восемь строк выражали одну идею — тезис. Затем шел секстет, состоящий из двух трехстиший (терцетов). Первый терцет секстета выражал идею, в некотором смысле противоположную той, которая была выражена в октаве (антитезис), а в последнем терцете осуществлялся синтез идей, выраженных в октаве и в первом терцете. Часто этот синтез выражался в двух последних строках, которые по этой причине получали самостоятельное смысловое звучание и назывались эппиграмматическими строками (яркий пример — строки из сонета Микеланджело Буонарроти: «Как небо на мои дела плевало, / Так я плюю на милости небес», перевод А. Вознесенского). Однако последние строки никогда не рифмовались между собой, как это впоследствии стало делаться в английском сонете.

Английская литература, сразу же откликнувшаяся на «Декамерон» Боккаччо «Кентерберийскими рассказами» Джеффри Чосера (1340—1400), сонетную форму проигнорировала. Правда, Чосер был знаком с творчеством Петрарки и включил вольное переложение одного из его сонетов в свою поэму «Троил и Кризида». Но это переложение было написано той же «королевской строфой» из семи строк, что и вся поэма, и растворилось в ее тексте.

Час английского сонета пробил лишь полтора столетия спустя, а первым английским сонетистом стал Томас Уайет (1503—1542). Используя традиционную «итальянскую» схему, он начал уже видоизменять ее. Отходя от сложной системы рифмовки терцетов, столь любимой итальянскими сонетистами, Уайет рифмовал в каждом терцете две последние строки. Так в сонетах появилось заключительное двустишие, а схема 8-3-3 незаметно превратилась в 8-4-2.

Еще дальше пошел младший современник Уайета Генри Говард Серрей (1517—1547). Виртуозности ему было не занимать: один из своих сонетов он построил всего лишь на двух рифмах. Однако Серрей отказался от октав и сквозной рифмовки; кроме того, если Уайет вслед за итальянскими поэтами рифмовал первую строку с четвертой, а вторую — с третьей (опоясывающая рифмовка), то Серрей начал рифмовать первую с третьей и вторую с четвертой (перекрестная рифмовка). Именно он создал ту схему, которая хорошо знакома нам по сонетам Шекспира: три не связанных общими рифмами катрена с перекрестной рифмовкой и двустишие в конце (4-4-4-2).

Сонеты Уайета и Серрея часто были вольными подражаниями сонетам Петрарки, а Уайет, кроме того, и переводил Петрарку.

История распорядилась так, чтобы творчество этих поэтов совпало с кровавым правлением Генриха V1Н. Казнь Серрея и опала Уайета надолго задержали путь их стихов к читателю. Произведения их были опубликованы (наряду со стихами других поэтов) только в 1557 году, в сборнике, который стал первым образцом по-настоящему ренессансной поэзии в Англии. Но интерес к сонету угас надолго. Наиболее интересный сонетист середины века Джордж Гаскойн (1539—1577) прославился в первую очередь как драматург. Сонеты были далеко не главным в его творчестве; он написал всего 30 сонетов.

Моду на сонет возродил своей книгой «Астрофил и Стелла» Филип Сидни. В первой половине 1590-х годов появилось несметное количество сборников, озаглавленных каким-либо экзотическим женским именем и содержавших сонеты в духе Петрарки, воспевавшие даму сердца. С 1592 по 1597 год в Англии было опубликовано около двух с половиной тысяч сонетов, а сколько их было написано, остается только гадать. Весьма вероятно, в эти же годы к сонетному жанру обратился и Шекспир (его комедия «Бесплодные усилия любви», герои которой — Бирон и Лонгвиль — пишут сонеты, приводимые в тексте пьесы, по мнению некоторых шекспироведов написана в 1591 году, то есть в год посмертного выхода книги Сидни). В сонете 104 упоминается о трехлетней годовщине знакомства поэта с Другом; отсюда можно сделать вывод, что сонеты писались на протяжении трех с лишним лет. Большинство исследователей склоняются к тому, что это были 1592—1595 годы (хотя датировка 1591—1594 также имеет полное право на существование). Стоит отметить и тот факт, что в 1592-м и особенно в 1593-м годах из-за эпидемии чумы театральные представления практически не давались (в Лондоне они вообще были запрещены), а, значит, у Шекспира было много времени для чисто поэтического творчества. Именно в 1593 году, вероятно, была написана поэма «Насилие над Лукрецией», опубликованная год спустя; возможно, в 1592—1593 годах он создал и большую часть сонетов.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница