Счетчики






Яндекс.Метрика

Терри Эллен (1847—1828)

Английская актриса, которая дебютировала еще девятилетней девочкой в Театре Принцессы, под опекой Чарльза и Эллен Кинов. В 1854—1859 годах она сыграла маленького герцога Йоркского («Ричард III»), Мамиллия, Пэка, принца Артура и сына Банко Флинса. Для викторианского театра характерно было участие в спектакле детей. Из короткой сцены в «Зимней сказке», где участвовали Леонт и его сын Мамиллий, Чарльз Кин устроил настоящее представление. Терри вспоминала в книге «История моей жизни»: «Я, словно это было вчера, вижу себя в маленьком розовом с серебром костюмчике, который был на мне, когда я играла Мамиллия. Помимо костюма, у меня был еще очаровательный реквизит, которым я очень гордилась. Это была детская колясочка, сделанная мистером Брэдшоу и представлявшая собой точную копию игрушки, изображенной на какой-то греческой вазе. Я должна была возить эту колясочку по сцене». Позже, играя Беатриче в спектакле Ирвинга «Много шума из ничего», Терри, заметив среди танцующих малыша в маскарадном костюме, будет обнимать и целовать его, начнет с ним долгую игру.

В юные годы Терри получила ангажементы сначала в Лондоне, а затем в Бристоле, где она с успехом сыграла Титанию и Дездемону.

Ее замужество в 1864 году на несколько лет отлучило ее от сцены. Однако Терри не забыла о Шекспире; один из портретов, которые написал ее муж, художник Дж Ф. Уоттс, изображает актрису в виде Офелии.

В 1875-м, через год после возвращения на сцену, она сыграла Порцию, «такую свежую и прелестную... такую красивую и знатную... это была истинная поэзия театральной игры», как писал Клемент Скотт. Дизайном спектакля «Венецианский купец» занимался архитектор Э.У. Годвин, ставший отцом двух внебрачных детей Терри.

В 1878 году Терри стала ведущей актрисой возглавленного Генри Ирвингом театра «Лицеум». Начала она с роли Офелии, безвинной страдалицы, типа, который был очень популярен в викторианских романах и пьесах, а закончила ролью Волумнии (1901). Она также сыграла Порцию, Джульетту, Беатриче, Виолу, леди Макбет, королеву Екатерину, Корделию, Имогену, леди Анну. Для успеха Эллен Терри было необходимо сочетание исполняемой ею роли с ее личностью. Поэтому леди Макбет и королева Екатерина, видимо, были ошибками. Писатель Генри Джеймс заметил о ее Имогене (1896): «Ни одна из ролей, которые она играла за последние годы, не отличалась столь точным воплощением ее личного дарования».

В «Лицеуме» роли Терри всегда зависели от ролей Ирвинга. К сожалению, она так и не сыграла Розалинду, хотя эта роль подходила ей просто идеально. Завершив свое долгое сотрудничество с Ирвингом, Терри начала самостоятельную карьеру. В 1902 году она сыграла миссис Пэйдж в спектакле Бирбома Три «Виндзорские насмешницы», участвовала вместе с труппой Бенсона в постановке «Генриха VIII», а через год снова исполнила роль Беатриче в спектакле, который поставил в Имперском театре ее сын Эдвард Гордон Крэг.

В 1910—1921 годах Терри читала в Англии, США и Австралии шекспировские лекции. Они стали основой для книги «Четыре лекции о Шекспире», которая вышла в 1932 году, уже после смерти актрисы. Бернард Шоу писал: «Если бы Шекспир встретил Ирвинга на улице, он сейчас же узнал бы в нем представителя благородного сословия артистов. Но если бы ему встретилась Эллен Терри, он остановился бы перед ней, как перед совершенно новым и неотразимо прекрасным женским типом».

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница