Счетчики






Яндекс.Метрика

Южин Александр Иванович (настоящая фамилия Сумбатов) (1857—1927)

Русский и советский актер, драматург, почетный член Петербургской Академии наук (1917), народный артист Республики (1922). С 1882 года играл в Малом театре. Свою первую шекспировскую роль Южин сыграл в 1887 году. Это была роль Октавиана в «Антонии и Клеопатре». Спустя три года он исполнил роль Макбета и играл ее почти четверть века. Макбета Южин трактовал как героя сильной воли и огромного честолюбия. Его колебания в сцене убийства Дункана объяснялись не слабостью и не страхом перед убийством. Макбет колебался потому, что он собирается совершить недостойный рыцаря поступок — убить своего короля и своего гостя. В следующем году Южин сыграл Гамлета. Его Гамлет не был воплощением безволия; Южин придал ему духовную мощь и героизм. Скорбность Гамлета, от которой некуда было деться, объяснялась невозможностью действовать; после сцены «Мышеловки» волевое начало выдвигалось на первый план. Нельзя, правда, не заметить, что все это не имело никакого отношения к трагедии Шекспира. В 1896 году Южин сыграл Ричарда III. Спектакль открывался четырьмя сценами из «Генриха VI». Южину импонировала сильная и волевая личность его героя. Не могла не привлечь его и роль Кориолана (1902). В 1908 году Южин впервые сыграл Отелло на сцене Малого театра. До этого он много раз играл его на гастролях, а в Малом играл роль Яго. Южин изобразил Отелло выдающимся полководцем, человеком большого ума. Любовь Отелло к Дездемоне в трактовке Южина была лишена бурной страсти. Когда Отелло поверил в измену своей жены, это нанесло серьезный удар по его вере в человека. Все это не может теперь не казаться привычным и банальным, однако тогда Южин во многом предвосхищал будущую трактовку Охлопкова. Свою последнюю шекспировскую роль — роль Шейлока — Южин сыграл в 1916 году. Он исполнял ее в очередь с Осипом Правдиным. Правдин играл Шейлока как человека с низменной душой; Южин, напротив, изображал его трагической фигурой. «Этот Шейлок благороден, его месть — месть боли, месть страданий...», — писал критик Э. Бескин.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница