Счетчики






Яндекс.Метрика

31. Беседа Гамлета с матерью и беседа Христа с Марией Магдалиной. «Не прикасайся ко Мне». Неверие Фомы

Одной из важных сцен шекспировской трагедии является встреча Гамлета с матерью в ее спальне. Он приходит к ней, обличает мать в разврате, осуждает. И тут появляется тень Гамлета Старшего, которую видит принц, но не видит мать. Гертруда заявляет, что видение принца — это всего лишь его фантазии. Принц смягчает свои обвинения в адрес матери, советует ей начать новую жизнь. Гертруда потрясена словами Гамлета, ЕЕ ДУША ОЧИЩАЕТСЯ И ОНА РАСКАИВАЕТСЯ.

Из всего, что стало нам известно, следует, что перед нами, скорее всего, опять какой-то евангельский сюжет. Какой? Долго искать не приходится. По-видимому, это хорошо известная сцена встречи Христа с Марией Магдалиной. Давайте разберемся.

• НЕКОТОРЫЕ АВТОРЫ ПУТАЛИ ДВУХ МАРИЙ: МАРИЮ БОГОРОДИЦУ И МАРИЮ МАГДАЛИНУ. — Это обстоятельство нами было уже обнаружено ранее. Причем оно не удивительно. Ведь обе Марии часто упоминаются в Евангелиях вместе. Например, обе они стояли около распятого Христа, обе пришли к Его гробнице. Поэтому не исключено, что беседа Гамлета с матерью может быть на самом деле отражением встречи Христа с Марией Магдалиной. И такая встреча, согласно Евангелиям, действительно была. Ей посвящено много старинных изображений, которые мы привели в книге «Начало Ордынской Руси». Некоторые другие показаны ниже.

Рис. 2.69. Вознесение на небо кающейся св. Марии Магдалины. Поллайло, Антонио дель (Pollaiuolo. Antonio del). Якобы около 1465 года. Взято из [981:1], с. 722

• ГАМЛЕТ ОБВИНЯЕТ МАТЬ В РАЗВРАТЕ, А МАРИЯ МАГДАЛИНА ВЕЛА РАЗВРАТНУЮ ЖИЗНЬ. — Выше мы уже видели, что в образе «развратной матери» Шекспир и Грамматик, следуя раввинской скептической традиции, вывели на самом деле Марию Богородицу. В то же время, про Марию Магдалину сами христианские источники утверждали, что сначала она была развратницей. Вот как излагают эту точку зрения Брокгауз и Ефрон:

«Мария Магдалина — одна из жен мироносиц, преданнейшая последовательница И. Христа, некогда исцеленная Им от страшного недуга ("семи бесов"). Она происходила из г. Магдалы... ВЕЛА РАЗВРАТНУЮ ЖИЗНЬ и, под влиянием И. Христа возродившись к новой жизни, сделалась образцом глубокого покаяния и искреннего обращения к вере во Христа. И вера ее была вознаграждена: Христос раньше других явился ей по Воскресении, и она сделалась восторженной проповедницей истины» [988:00], «Мария Магдалина».

Евангелия сообщают: «После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов» (Лука 8:1—2).

Рис. 2.70. Явление воскресшего Христа Марии Магдалине. «Не прикасайся ко Мне!». Немецкий художник Йорг Ратгеб. Якобы XV—XVI век. Взято из [1364:1], илл. 8

Поэтому обвинения Гамлета (Христа) в адрес «развратной матери» вполне могут относиться и к развратнице Марии Магдалине.

• РАСКАЯНИЕ МАТЕРИ ГАМЛЕТА И МАРИИ МАГДАЛИНЫ, А ТАКЖЕ ГОТОВНОСТЬ НАЧАТЬ НОВУЮ ЖИЗНЬ. — В беседе с сыном, Гертруда, наконец, осознает всю неприглядность своих поступков. Она восклицает: «Умолкни, Гамлет! В глубь моей души ты обратил мой взор: я вижу пятна, — их черный цвет впитался так глубоко, что их не смыть водами океана.

Гамлет: Ужель возможно жить на гнусном ложе, дыша грехом, сгнивать в его объятьях, любить и льстить в гнезде кровосмешенья?

Рис. 2.71. Христос и Мария Магдалина. Фрагмент картины Йорга Ратгеба: явление Христа Марии Магдалине

Королева: О, замолчи! Слова твои, как нож, мне режут слух. Умолкни, милый Гамлет!», с. 117.

Обратимся теперь к христианской традиции. Евангелия не сообщают — какими именно словами Христос обратил Марию Магдалину на праведный путь, но результат известен: после общения с Иисусом Мария действительно раскаялась и стала жить по-новому, перестала грешить. На рис. 2.69 показана картина, изображающая вознесение кающейся Марии Магдалины на небо. Словосочетание «кающаяся Магдалина» было широко известно. Как мы сейчас понимаем, у Шекспира это событие отразилось в виде «кающейся Гертруды».

• ВСТРЕЧА ПРИНЦА С МАТЕРЬЮ — ЭТО ВСТРЕЧА ХРИСТА С МАРИЕЙ МАГДАЛИНОЙ. — После Воскресения Иисус первым явился Марии Магдалине: «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Марк 16:9).

Рис. 2.72. Мария Магдалина. Фрагмент картины Йорга Ратгеба

Евангелист Иоанн более подробен: «В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба... Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! — что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне (рис. 2.70—2.73; см. также цветную вкладку — Авт.), ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему... Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей» (Иоанн 20:1—2, 11—18).

Таким образом, евангельская встреча Христа с Марией Магдалиной накладывается на шекспировскую встречу Гамлета с матерью. При этом под пером Шекспира Гамлет как бы «раздваивается» — в этой сцене он одновременно присутствует и как принц, и как призрак Гамлета Старшего. Получается, что Гертруда (здесь — Мария Магдалина) и видит его (то есть принца Гамлета) и одновременно не видит (то есть своего мужа Гамлета). Это хорошо отвечает евангельской сцене «Не прикасайся ко Мне» — Мария видит Христа, но не может дотронуться до Него.

• ГЕРТРУДА НЕ УВИДЕЛА ПОЯВИВШУЮСЯ ТЕНЬ ГАМЛЕТА СТАРШЕГО, А МАРИЯ МАГДАЛИНА СНАЧАЛА НЕ УЗНАЛА ЯВИВШЕГОСЯ ХРИСТА И НЕ МОГЛА ЕГО КОСНУТЬСЯ. — Во время беседы с принцем Гамлетом неожиданно появляется тень Гамлета (Старшего), рис. 2.32. Поскольку «оба Гамлета» могли путаться на страницах старинной хроники, то, вероятно, перед королевой появилась тень Христа (Гамлета). Причем Гертруда не видит призрака, хотя «видение» находится рядом с ней! А принц Гамлет видит тень отца и, более того, беседует с тенью.

Рис. 2.73. «Не прикасайся ко Мне». Явление Христа Марии Магдалине. (Noli me tangere). Андреа дель Сарто. Якобы около 1510 года. Взято из [981:1], с. 29

«Королева: Скажи, кому ты это говоришь?

Гамлет: Ты ничего не видишь там, скажи?

Королева: Нет, ничего...», с. 118.

Аналогично, по Евангелиям, Марии Магдалине является Иисус, вскоре после своего Воскресения. При этом он возникает «в виде тени», видения, поскольку Он еще не взошел к Богу-Отцу. Более того, Христос говорит Марии Магдалине, чтобы она не касалась Его. Иными словами, хотя Мария и видит Иисуса, но он как бы «бесплотен», его нельзя потрогать.

При этом, оказывается, Мария Магдалина сначала вообще НЕ УЗНАЛА Иисуса. Сочла его за «садовника», и только потом поняла, с кем беседует.

Рис. 2.74. Неверие апостола Фомы. Чима да Конельяно (Cima da Conegliano). Якобы около 1497—1504 годов. Взято из [981:1], с. 206

Кстати, становится понятным упоминание шекспировским Гамлетом «тени ОТЦА» в беседе в матерью. Ведь, согласно Евангелиям, Христос в это время «восходил» к Своему ОТЦУ, то есть Богу-Отцу. Итак, в обеих версиях здесь звучит слово ОТЕЦ.

• НЕВЕРИЕ АПОСТОЛА ФОМЫ И НЕВЕРИЕ МАТЕРИ ГАМЛЕТА. — У Шекспира отмечен любопытный момент. Гамлет, увидев призрак Гамлета (Старшего) беседует с ним. Мать слышит слова принца, но никого другого не видит, и не понимает — к кому обращается сын. Удивленный Гамлет объясняет ей, что перед ними стоит его отец, Гамлет Старший. НО МАТЬ НЕ ВЕРИТ!

«Гамлет: Взгляни, смотри, как тихо он уходит! Отец мой, точно как живой. Смотри: вон, вон идет он; вот выходит в дверь», с. 118.

Рис. 2.75. Неверие Фомы. Петер Пауль Рубенс (Rubens, Peter Paul), 1613—1615. Взято из [981:1], с. 796

Но королева Гертруда заявляет, что ничего этого нет, что это лишь болезненные фантазии сына: «То лишь мечта фантазии твоей. Душа сильна в СОЗДАНЬЯХ БЕСТЕЛЕСНЫХ, когда рассудок горем омрачен», с. 118.

Иными словами, ГЕРТРУДА НЕ ВЕРИТ ГАМЛЕТУ, ЧТО ЗДЕСЬ, РЯДОМ С НИМИ, ТОЛЬКО ЧТО БЫЛА ТЕНЬ «ВОСКРЕСШЕГО» ГАМЛЕТА (СТАРШЕГО). Что соответствует этому в Евангелиях? Ответ возникает сразу, как только правильный вопрос задан (кстати, понять — какой вопрос следует поставить — иногда очень важно). Конечно, это знаменитое «неверие Фомы», рис. 2.74, рис. 2.75. Апостол Фома НЕ ПОВЕРИЛ ТОВАРИЩАМ, рассказавшим ему, что они совсем недавно видели воскресшего Иисуса.

Евангелия: «Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Иоанн 20:24—29).

Итак, Гертруда НЕ ПОВЕРИЛА в появление «воскресшего» Гамлета-отца, а апостол Фома НЕ ПОВЕРИЛ в появление воскресшего Христа.

Мы натолкнулись на еще одно яркое соответствие обеих версий.