Счетчики






Яндекс.Метрика

Предисловие

Предлагаемое вниманию читателей сочинение вытекло из желания уяснить самому себе ход развития английской драмы до появления Шекспира. Почтенные труды Колльера, Ульрици, Гервинуса и др., хотя и пролили много света на историю старинного английского театра, но далеко не разрешили всех связанных с этим предметом вопросов. Труд Колльера, изумляющий богатством материала, едва-ли может принести много пользы не специалисту, потому что представляет собой не более как груду фактов, лишенных общей руководящей идеи и связанных между собой чисто внешним хронологическим образом. Сочинения Ульрици и Гервинуса страдают совершенно противоположным недостатком — страстью систематизировать не строго проверенные данные, пригоняя их к заранее составленному воззрению. Каким стройным и логическим представляется по теории Ульрици развитие основных моментов английской драмы, совершающееся в силу присущего ей внутреннего закона, а на самом деле как оно было запутано и неорганично! Вредная сторона этих искусственных построений состоит в том, что они своей логической стройностью усыпляют энергию исследователя, приучают его успокаиваться на раз добытых результатах и в конце концов порождают самодовольный ученый квиетизм. Нам казалось, что при таком положении дела, когда даже богатая западная литература, обладающая множеством специальных работ посвященных различным сторонам вопроса нас занимающего, не в состоянии представить ни одного вполне надежного руководства для изучения дошекспировской драмы, всякий труд, излагающий без предвзятой мысли фактическую сторону предмета, частью проверяющий прежние положения, частью пополняющий существующие пробелы новыми фактическими данными, будет не совсем бесполезен для молодой русской науки, только что начинающей критически относиться к произведениям западных ученых. Предоставляя критике определить отношение моего труда к работам других исследователей, я считаю нужным сказать несколько слов об его плане.

Все сочинение рассчитано на два тома. Первый, теперь выходящий, заключает в себе очерк развития английской драмы до той поры, когда она наконец получает под рукой Марло художественную организацию. Второй, который я надеюсь издать в непродолжительном времени, будет посвящен обзору произведений второстепенных драматургов, развившихся под влиянием Марло и служащих, так сказать, связующей нитью между ним и Шекспиром. Здесь я обращу особенное внимание на технику дошекспировской драмы и на отношение ее к технике произведений Шекспира и на основании данных, добытых сравнением, попытаюсь выделить в драматическом стиле Шекспира то, что принадлежит лично ему, из того что по всей справедливости должно быть признано бесспорным достоянием его предшественников.