Разделы
Рекомендуем
• Виртуальная АТС . Колл-центры и крупный бизнес. Выгодные телекоммуникационные решения для колл-центров — умное распределение звонков, запись и распознавание разговоров, голосовое меню, интеграция с популярными CRM- и ERP-системами, SIP-транк и десятки полезных функций АТС. Организуйте удобную офисную или удаленную работу со звонками.
«Ричард II»
Эта драма — о справедливом низложении английского короля. Одно время велись споры о том, что тогда сыграли актеры «Глобуса» — пьесу Шекспира или переложение книги «Начало жизни и правления Генриха VI», написанной сэром Джоном Хейвардом (1560—1627); в этой книге — посвященной Эссексу — тоже говорится о свержении Ричарда II. Книга Хейварда была опубликована в 1599 году. Поэтому она никак не могла быть поставлена труппой лорда-камергера. (С другой стороны, она посвящена графу Эссексу, что после восстания Эссекса сулило автору большие неприятности.) Э.К. Чемберс убедительно доказал, что пьеса принадлежит перу Шекспира: поставила ее труппа лорда-камергера, с которой автор постоянно сотрудничал. Актеры скептически отнеслись к просьбе заговорщиков — их аргументы сводились к тому, что пьеса «такая старая, давно уже сошла со сцены» и быстро возобновить ее довольно трудно («Ричард II» датируется 1595 годом)1. Тем не менее, по словам самой королевы, пьесу играли накануне восстания сорок раз; впрочем, утверждение насчет «сорока постановок» вряд ли соответствует действительности — временной промежуток слишком короткий2.
Какое-то время труппа оставалась под подозрением (но никто из актеров репрессиям не подвергся); для автора пьесы представление тоже прошло безнаказанно. Если автор — Шекспир из
Стратфорда, это весьма странно, даже необъяснимо — ведь у него не было наверху никаких явных заступников. Невилл же был арестован и судим за измену. Отсюда логический вывод: знавшие тайну авторства «Ричарда II» — а это Фрэнсис Бэкон (один из королевских обвинителей) и граф Саутгемптон — предпочли об этом на некоторое время забыть; их «забывчивость», возможно, и спасла сэра Генри от смертного приговора.
И снова совпадение дат — удивительное и, разумеется, неслучайное. Труппа, проведя в бешеном темпе репетиции — как можно предположить, под руководством автора и посредника, — сыграла пьесу вечером 7 февраля. Причем были приняты все меры, чтобы участие Невилла не вышло наружу. (Между прочим, «Ричард II» — любимая пьеса Эссекса.) Все это служит веским доводом в пользу того, что причастность Невилла к заговору была куда более серьезна, чем он показал на следствии.
Далее мы постараемся доказать, что «Мышеловка», вставная пьеса в «Гамлете», подтверждает участие Невилла в провокационной постановке «Ричарда II», свидетельствует о признании им своей вины и даже, пожалуй, говорит о некотором самолюбовании. Повторим еще раз: никакой связи между Шекспиром из Стратфорда и заговорщиками Эссекса не существовало. Именно поэтому для стратфордианцев постановка «Ричарда II» до сих пор остается необъяснимой загадкой. В елизаветинской Англии, раздираемой закулисными политическими интригами, Уильям Шекспир из Стратфорда вел себя тише воды ниже травы, отлично понимая, что ждет провинциального актеришку, у которого нет влиятельных друзей и к тому же, возможно, тайного католика, если он сунется в дела высокой политики, а тем более станет участником антиправительственного заговора.
Примечания
1. См.: Chambers E.K. Op. cit. Pp. 354—355; Halliday F.E. A Shakespeare Companion 1564—1964. London, 1964. Pp. 366—367.
2. См.: Chambers E.K. Op. cit. P. 354.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |