Разделы
От автора
В предлагаемой читателю книге автор стремится поставить проблемы сценического воплощения драматургии Шекспира на советской сцене.
Основная задача книги — показать то принципиально новое, что отличает советский шекспировский театр и что делает его своеобразные постановки вехами в художественном развитии мирового шекспировского театра.
В соответствии с этим в первую очередь выступает вопрос о тех оригинальных концепциях шекспировской драматургии, которые выдвигает наш театр. Этим и определяется проблемно-теоретический, а не строго исторический характер книги.
Автор ни в какой мере не ставит себе неосуществимую в одной книге задачу затронуть весь круг проблем, связанных с шекспировским театром, или дать анализ всех шекспировских постановок в СССР. К рассмотрению привлекаются наиболее ценные, ставшие классическими шекспировские спектакли, спектакли, интересные по новаторскому разрешению отдельных проблем, связанных с творчеством английского драматурга, а также постановки спорные и дискуссионные. Они относятся к разным периодам деятельности советского театра, рассматриваемой в книге на протяжении всего его развития, кончая в основном 1956 годом.
Задача исследователя состоит в том, чтобы показать, как советский театр, вооруженный теорией марксизма-ленинизма, сумел познать истинную сущность социально-исторических проблем, поставленных в творениях Шекспира, и раскрыть во всей глубине отраженную в них философию его эпохи. Для того чтобы понять, как новые качества советского театра сказались на судьбе шекспировской драматургии, нужно проследить основные тенденции развития русского и мирового шекспировского театра. Если наши суждения не будут опираться на многовековой сценический опыт, они будут иметь в значительной степени беспочвенный, догматический характер.
В соответствии с этим и построена книга.
Общая глава «Шекспир и советский театр» намечает основные принципы, положенные в основу работы советского шекспировского театра, переосмысливающего великие традиции прошлого и те исторические пути, по которым шло его развитие.
Следующие разделы книги состоят из монографических глав, посвященных трагедиям и комедиям Шекспира. Они содержат конкретное исследование сценической практики советского театра. Анализу спектакля здесь предпосылается изложение концепции пьесы. Каждая из глав содержит исследование идейно-художественной сущности произведения, за которым следует анализ режиссерского решения спектакля и актерского исполнения. При этом автора прежде всего интересует глубина и оригинальность режиссерской и актерской трактовки пьес и образов, в которых выступает новое советское понимание драматургии Шекспира.
К оглавлению | Следующая страница |